Санкхара - это, в наиболее общем смысле, ментальные феномены, которые порождают последующие ментальные феномены, слова и поступки (см. SN12.2) Поэтому в первую очередь это волевые импульсы, возникающие как реакции на то, что, воспринимается в шести видах контакта (так это объясняется в Суттанте, например, см. SN22.56). Но в широком смысле (так, как это объясняется в Абхидхамме), сюда относится и многое другое, включая не только эмоции (благие или наоборот дурные), но и витакку с вичарой (направленность мысли на предмет и последующее исследование предмета). Санкхары в широком смысле перечисляются и рассматриваются у Буддагосы в "Висуддхимагге", в соответствующем разделе XIV главы.
1. Я думаю, что если "пити" — самскара, то это не восторг, а возбуждение, которое может быть как радостным (т. е. восторгом), так и гневным. К слову, один из переводов слова "пити" с санскрита — "кипящая".
2. Вичара — исследование предмета? Но зачем его исследовать? Разве это не наблюдение за качеством сосредоточения, самопроверка?
1. Возможно, что и бывают переживания гнева, по интенсивности сопоставимые с пити. Но гнев не относится к благим ментальным феноменам (по крайней мере, в Тхераваде - в Ваджраяне свои методы, о которых я судить не берусь из-за нехватки знаний), поэтому он в джхановые факторы не может включаться.
2. А это от объекта, на который витакка и вичара направлены, зависит. В каком-то случае уместнее перевести, как удержание внимания, в каком-то - как "рассмотрение/исследование".
1. Речь шла не о гневе как качестве дхьяны. Я говорил о возбуждении. К слову, тантрический, ваджрный "гнев" — это разрушение препятствий в практике, например, склонностей к отвлечению внимания при практике сосредоточения. С точки зрения ваджраяны, дхьяны имеют "гневный" аспект.
2. Я так понимаю: витарка — сосредоточение мыслей на объекте. Вичара — контроль качества этого сосредоточения. С опытом в последней пропадает нужда, т. к. мышление смолкает. При этом само сосредоточение в целом, экаграта, продолжается.
1. Речь шла не о гневе как качестве дхьяны. Я говорил о возбуждении. К слову, тантрический, ваджрный "гнев" — это разрушение препятствий в практике, например, склонностей к отвлечению внимания при практике сосредоточения. С точки зрения ваджраяны, дхьяны имеют "гневный" аспект.
2. Я так понимаю: витарка — сосредоточение мыслей на объекте. Вичара — контроль качества этого сосредоточения. С опытом в последней пропадает нужда, т. к. мышление смолкает. При этом само сосредоточение в целом, экаграта, продолжается.
1. Возбуждение возбуждению рознь. В русском языке это слово часто имеет или негативные ("вы слишком возбуждены", "больной пришёл в состояние крайнего возбуждения"), или, однозначно сексуальные коннотации. А восторг - это, в общем, из имеющихся вариантов, лучше всего для перевода палийского термина пити.
2. Ну да, удержание мысли на объекте - это, во многих случаях, и есть вичара. Но не во всех. Например, когда сосредоточенность достигается практикой четырёх установлений памятования (сатипаттхан), как это описано, например, в SN47.8 ( https://suttacentral.net/en/sn47.8 ), в этом случае удержание внимания уже естественно превращается в рассмотрение. Или когда она достигается восприятием и обдумыванием Дхаммы (как в SN46.3: https://suttacentral.net/en/sn46.3
№371537Добавлено: Ср 10 Янв 18, 19:36 (7 лет тому назад)
Пити - это волнующее чувство. Оно воспринимается как яркое проявление вдохновленности, радости.
Сукха - это удовлетворенность. Она сопровождает пити, это ощущение компенсирующее пити, нейтрализующее его.
Само состояние непросто описывать, и если бы не было описаний в каноне, я бы не нашелся, что сказать, как выделить факторы.
Но это состояние не является абсолютно новым и незнакомым. Оно встречалось в повседневной жизни не раз и не раз замечалось, как приятное, желанное, удивительное, наполненное счастьем и освобожденностью от обычно довлеющих чувств.
Достигать его правильной настройкой ума - большая радость. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№371545Добавлено: Ср 10 Янв 18, 20:00 (7 лет тому назад)
Для меня пити и сукха — возбуждение от сосредочения и удовлетворённость объектом сосредоточения (неудовлетворённость — это когда хочется сменить объект на какой-то более кармический привычный, т. е. прервать практику сосредоточения). Думаю, что "восторг" и "радость", да ещё и одновременные, — сумбурный перевод.
На уровне каждой локи свои чувственные способности. Люди отстраняются от людских кама-чувств-познаний, предварительно установив их ущербность. А на уровне первой джханы уже свои индрии. Звуки, ощущения и пр. Тело во время этого процесса "вырубается" с признаками джханической рупы.
№371614Добавлено: Ср 10 Янв 18, 22:53 (7 лет тому назад)
Есть вот такие наставления:
Ли Брейсингтон
«Указания по вхождению в джхану»
… Если дыхание становится предельно тонким, или полностью исчезает, то вместо глубокого вдоха перенесите внимание с дыхания на приятное ощущение. Это ключевой момент. …
… Найдите приятное ощущение, и переведите внимание на это приятное ощущение. Отслеживайте приятность этого приятного ощущения, и больше ничего не делайте. Если вы сумеете это сделать, то приятное чувство начнет возрастать и усиливаться. …
… В этом измененном состоянии сознания вас одолеет "восторг" ... "эйфория" ... "экстаз"... "радость". Все эти слова используются для перевода палийского слова "pīti". "Пити" - это как раз то физическое ощущение, которое буквально охватывает вас и переводит в измененное состояние. Оно будет сопровождаться эмоциональным чувством комфорта и счастья. Палийское слово здесь "sukha", противоположность "dukkha" (боль, страдание). И если вы остаетесь однонастроены на это переживание "пити" и "сукха" - это первая джхана. …
… Итак, подытожим метод вхождения в первую джхану: сядьте в удобную выпрямленную позу, и выработайте сосредоточение доступа, направляя и удерживая внимание на одном объекте медитации. При возникновении сосредоточения доступа переведите внимание с дыхания (или другого используемого вами объекта) на приятное ощущение, предпочтительно приятное телесное ощущение. Направьте внимание на это ощущение, удерживайте внимание на этом ощущении. и больше ничего не делайте. …
«Медитация Анапанасати в наставлениях современных учителей Тхеравады»
редакция текста: 07.03.2011
Автор: SV
Аджан Брам
• когда нимитта станет яркой и сильной, дальнейшее сосредоточение на ней приведёт к тому, что ум нырнёт вовнутрь нимитты или же нимитта поглотит всё поле вашей осознанности, что и будет вхождением в первую джхану.
• у некоторых не бывает визуальной нимитты, но появляется чувственная нимитта физического ощущения блаженства, и вход в джхану происходит на такой чувственной нимитте.
Из выше сказанного;
как я понял, внимание переносится с дыхания, на приятные телесные ощущения (когда они проявляются) физического блаженства (это ключевой момент). Если не получается визуализации нимиты, в дальнейшем произойдет в ход в джхану на такой чувственной нимитте. Осмелюсь предположить;- "восторг" ... "эйфория" ... "экстаз"... "радость" – это является чувственной нимиттой, в дальнейшем через неё попадаем в джхану.
Вопрос к практикам (кто визуализировал нимитту), с чувствами более менее понятно.
Как вы узнаете что это нимитта? Чего вообще происходит с визуализацией?
Вообще пред глазами вспыхивают разные образы, тут же гаснут, нимитта это наверно нечто другое.
К примеру: неоднократно пред закрытыми глазами появляется и тут же исчезает горящая свеча, но она то горит то коптит то гаснет ( этот образ я интерпретирую как подсказку о моем внутреннем состоянии), я не считаю это нимиттой.
Бывает вспыхивает образ солнца, очень ярко и празднично, можно было бы считать это нимиттой, но это бывает очень редко. Вот и вопрос, в связи с тем, что мало написано о визуальной нимитте.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№371617Добавлено: Ср 10 Янв 18, 22:57 (7 лет тому назад)
vladimir1
Есть мнения некоторых монахов что никаких нимитт в джханах вообще нет/не обязательно. Здесь единого мнения нет, тем более в суттах про джхановые нимитты вообще ни слова.
№371628Добавлено: Ср 10 Янв 18, 23:29 (7 лет тому назад)
Нимитты не обязательны, но учитывая редкость сообщений о вхождения в джханы в наши дни, трудно сравнивать их частоту или редкость в разных ситуациях.
Для меня сияние - очень сильная нимитта. Например, я смотрю на точку на полу, и она постепенно начинает заметно и все ярче сиять и сияние распространяется на все зрительное поле, независимо, открыты глаза или закрыты, светло в комнате или темно, день или ночь. Но иногда, достаточно начать смотреть на яркое пятно от солнца на полу, и это тоже срабатывает, сияние захватывает и распространяется. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№371641Добавлено: Чт 11 Янв 18, 00:21 (7 лет тому назад)
Цитата:
«Монахи, не отбросив шесть вещей (в оригинале: dhamme), человек не способен войти и пребывать в первой джхане. Какие шесть?
чувственное желание,
недоброжелательность,
лень и апатию,
неугомонность и сожаление,
сомнение,
и он не увидел чётко, правильной мудростью, в соответствии с действительностью опасность в чувственных удовольствиях.
Не отбросив этих шести вещей (dhamme), человек не способен войти и пребывать в первой джхане. Монахи, отбросив шесть вещей (dhamme), человек способен войти и пребывать в первой джхане.
№371643Добавлено: Чт 11 Янв 18, 00:24 (7 лет тому назад)
... эти шесть должны быть отброшены именно как дхамма. То есть, в корне. А не просто на словах... это достигается развитием других дхамма - тех, которые будут противоположны этим негативным дхамма. Как говорится в текстах. _________________ живите больше
Аджан Брам
• когда нимитта станет яркой и сильной, дальнейшее сосредоточение на ней приведёт к тому, что ум нырнёт вовнутрь нимитты или же нимитта поглотит всё поле вашей осознанности, что и будет вхождением в первую джхану.
• у некоторых не бывает визуальной нимитты, но появляется чувственная нимитта физического ощущения блаженства, и вход в джхану происходит на такой чувственной нимитте.[/i]
Кто-то еще писал про то, что хадая-ваттху бхаванги видно иногда в джхане. Тру дхьяна с таких нимитт и начинается. В Коше пишут, что потом будут звуки, света и пр. Я досиживал до нимитты, но максимум 10 сек. держался. Вырубался или перевозбуждался. Еще она постоянно тусклая была, как желтая светящаяся стена в дымке. Вангую, что это от недостатка парами Интересная тема, но условий для занятия ею почти нет ( Очень шумно и беспокойно сейчас. Надо куда то ехать в более благоприятные места.
Вот и вопрос, в связи с тем, что мало написано о визуальной нимитте.
То могут быть уже "секретные" наставления, которые не все знают, а те, кто знает, особо не говорит. "Войти в нимитту" и пр. - это уже на грани фола. Удивлен, что про это вообще пишут.
vladimir1
Есть мнения некоторых монахов что никаких нимитт в джханах вообще нет/не обязательно. Здесь единого мнения нет, тем более в суттах про джхановые нимитты вообще ни слова.
Если обобщенно рассмотреть гелукпинские труды, Кошу, Асангу, то пред джхановские нимитты вероятнее будут, чем их не будет, а про результаты типа гибкого тела и ясновидения даже говорить не надо. Тхеравадинцы скорее всего стесняются про это рассказывать, чтобы не отпугнуть кого.
№371690Добавлено: Чт 11 Янв 18, 08:07 (7 лет тому назад)
ТМ
Любые иддхи не предшествуют джханам, а возникают в результате джхан; при этом не в результате первой, а после достижения четвертой. Так и по ПК выходит (см., например, AN5.28), и по "Висуддхимагге" (см. Глава XII, параграфы 2, 13, 19 и др.).
А до четвертой джханы ничего подобного не предусмотрено. Читта в таких джханах отличается только тем, что свободна от пяти препятствий, и сопровождается джхановыми факторами (сначала, в первой джхане, их пять: витакка, вичара, пити, сукха, читасса экагатта; затем, начиная со второй, они начинают отпадать, пока только читасса экагатта не останется - и вот уже после этого могут быть, при желании, иддхи - а также и более важные вещи, например, полноценные брахмавихары). _________________ Границы мира - это границы языка
№371697Добавлено: Чт 11 Янв 18, 08:45 (7 лет тому назад)
vladimir1
То, какая будет нимитта, и каким образом она будет переживаться - это зависит от предмета, на котором практик концентрирует внимание. И здесь могут быть и весьма непривычные варианты. Если сосредоточенность достигается с помощью сатипаттхан, как это говорится, например, в SN47.8, то и нимитта - это наблюдаемые телесные и ментальные феномены, которые надо суметь чётко различать, ясно улавливать в моменты их возникновения и исчезновения (ср. SN47.40).
А то, что обычно называют нимиттой - это естественный результат достаточно упорного удержания внимания на одном объекте. В какой-то момент этот объект предстаёт в виде ясного, чёткого, яркого образа, как бы "заполняющего" всё мысленное поле зрения.
Но неправильно превращать этот эффект в цель практики. Цель - всё-таки сосредоточенность. Практика, ведущая к сосредоточенности - очищение ума (временное, конечно - обычным людям, не арьям, на большее рассчитывать не приходится) от неблагих феноменов, от пяти препятствий.
Очищение от неблагих ментальных состояний – радость по этому поводу – экстатический восторг, покой, счастье – сосредоточенность: вот схема, которую Будда неоднократно подчеркивает. Вот, например, как представляется дело в MN7:
1)Бхиккху оставляет, устраняет (pajahati) неблагие ментальные состояния (cittassa upakkilesā).
(В этой сутте даётся очень развернутый список неблагих ментальных состояний, включая и те, которые преодолеваются только на пути араханта, например, самомнение (māno). Но из многих других текстов известно, что сосредоточенность развивается задолго до пути араханта, и задолго до пути араханта достигаются джханы. Таким образом, здесь речь не может идти о том, что описанные ниже благие плоды начинают достигаться только после того, как все перечисленные неблагие состояния устранены полностью).
2)Устранив неблагие ментальные состояния, бхиккху обретает полную уверенность (aveccapasāda) в Будде, Дхамме и Сангхе.
3)Постольку, поскольку он устранил неблагие ментальные состояния, бхиккху переживает полную уверенность в Будде, Дхамме и Сангхе; он воодушевляется духом и буквой Дхаммы, радуется Дхамме (labhati atthavedaṃ, labhati dhammavedaṃ, labhati dhammūpasaṃhitaṃ pāmojjaṃ). Дальнейшее его состояние описывается устойчивой, стандартной формулой, которая повторяется во многих суттах: Когда он радуется, в нём возникает экстатический восторг; когда его ум находится в состоянии экстатического восторга, его тело охватывается покоем; будучи спокоен, он испытывает счастье, а будучи счастлив, его ум делается сосредоточенным» (pamuditassa pīti jāyati, pītimanassa kāyo passambhati, passaddhakāyo sukhaṃ vedeti, sukhino cittaṃ samādhiyati). Эта формула, в общем, и описывает путь к сосредоточенности.
Та же логика, хотя и несколько другими словами, представлена, например, в AN10.1. Здесь говорится, что польза (attha) и благой результат (ānisaṁsa) правильного соблюдения нравственности (kusala sīla) - отсутствие сожалений (avippaṭisāra). Польза и благой результат отсутствия сожалений – радость (pāmujja), радости – экстатический восторг (pīti), восторга – успокоение (passaddhi), успокоения – счастье (sukha), счастья – сосредоточенность (samādhi)
Что касается сидячей медитации с концентрацией внимания в одной точке. Эта техника (сидеть, "установив памятование перед собой" - parimukhaṁ satiṁ upaṭṭhapetvā), описывается в суттах (см., например, DN2), как и в Абхидхамме (см. Вибханга, параграф 537), как средство очищения сознания от неблагих феноменов. С помощью этого средства, практик работает со своим вниманием, чтобы не только устранять неблагие эмоции и стремления, но и предотвращать их появление, разрушать их корень - неверную направленность внимания (ср. SN46.51, MN20). _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы