Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Есть ли здесь такие кто при желании может погрузиться в джхану?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Анабхогин
Гость





371524СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 18:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Анабхогин пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Анабхогин пишет:


Самскары — это эмоции?

Санкхара - это, в наиболее общем смысле, ментальные феномены, которые порождают последующие ментальные феномены, слова и поступки (см. SN12.2) Поэтому в первую очередь это волевые импульсы, возникающие как реакции на то, что, воспринимается в шести видах контакта (так это объясняется в Суттанте, например, см. SN22.56). Но в широком смысле (так, как это объясняется в Абхидхамме), сюда относится и многое другое, включая не только эмоции (благие или наоборот дурные), но и витакку с вичарой (направленность мысли на предмет и последующее исследование предмета). Санкхары в широком смысле перечисляются и рассматриваются у Буддагосы в "Висуддхимагге", в соответствующем разделе XIV главы.

1. Я думаю, что если "пити" — самскара, то это не восторг, а возбуждение, которое может быть как радостным (т. е. восторгом), так и гневным. К слову, один из переводов слова "пити" с санскрита — "кипящая".

2. Вичара — исследование предмета? Но зачем его исследовать? Разве это не наблюдение за качеством сосредоточения, самопроверка?

1. Возможно, что и бывают переживания гнева, по интенсивности сопоставимые с пити. Но гнев не относится к благим ментальным феноменам (по крайней мере, в Тхераваде - в Ваджраяне свои методы, о которых я судить не берусь из-за нехватки знаний), поэтому он в джхановые факторы не может включаться.

2. А это от объекта, на который витакка и вичара направлены, зависит. В каком-то случае уместнее перевести, как удержание внимания, в каком-то - как "рассмотрение/исследование".

1. Речь шла не о гневе как качестве дхьяны. Я говорил о возбуждении. К слову, тантрический, ваджрный "гнев" — это разрушение препятствий в практике, например, склонностей к отвлечению внимания при практике сосредоточения. С точки зрения ваджраяны, дхьяны имеют "гневный" аспект.

2. Я так понимаю: витарка — сосредоточение мыслей на объекте. Вичара — контроль качества этого сосредоточения. С опытом в последней пропадает нужда, т. к. мышление смолкает. При этом само сосредоточение в целом, экаграта, продолжается.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371527СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 19:12 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:


1. Речь шла не о гневе как качестве дхьяны. Я говорил о возбуждении. К слову, тантрический, ваджрный "гнев" — это разрушение препятствий в практике, например, склонностей к отвлечению внимания при практике сосредоточения. С точки зрения ваджраяны, дхьяны имеют "гневный" аспект.

2. Я так понимаю: витарка — сосредоточение мыслей на объекте. Вичара — контроль качества этого сосредоточения. С опытом в последней пропадает нужда, т. к. мышление смолкает. При этом само сосредоточение в целом, экаграта, продолжается.

1. Возбуждение возбуждению рознь. В русском языке это слово часто имеет или негативные ("вы слишком возбуждены", "больной пришёл в состояние крайнего возбуждения"), или, однозначно сексуальные коннотации. А восторг - это, в общем, из имеющихся вариантов, лучше всего для перевода палийского термина пити.

2. Ну да, удержание мысли на объекте - это, во многих случаях, и есть вичара. Но не во всех. Например, когда сосредоточенность достигается практикой четырёх установлений памятования (сатипаттхан), как это описано, например, в SN47.8 ( https://suttacentral.net/en/sn47.8 ), в этом случае удержание внимания уже естественно превращается в рассмотрение. Или когда она достигается восприятием и обдумыванием Дхаммы (как в SN46.3:  https://suttacentral.net/en/sn46.3  

P.S. Вот словарное значение вичары: http://dsalsrv02.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:1399.pali

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





371533СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 19:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Снова вы о теории двух радостей. Smile

Я останусь при своём мнении.
Наверх
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

371537СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 19:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пити - это волнующее чувство. Оно воспринимается как яркое проявление вдохновленности, радости.
Сукха - это удовлетворенность. Она сопровождает пити, это ощущение компенсирующее пити, нейтрализующее его.

Само состояние непросто описывать, и если бы не было описаний в каноне, я бы не нашелся, что сказать, как выделить факторы.

Но это состояние не является абсолютно новым и незнакомым. Оно встречалось в повседневной жизни не раз и не раз замечалось, как приятное, желанное, удивительное, наполненное счастьем и освобожденностью от обычно довлеющих чувств.

Достигать его правильной настройкой ума - большая радость.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Анабхогин
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


371545СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 20:00 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для меня пити и сукха — возбуждение от сосредочения и удовлетворённость объектом сосредоточения (неудовлетворённость — это когда хочется сменить объект на какой-то более кармический привычный, т. е. прервать практику сосредоточения). Думаю, что "восторг" и "радость", да ещё и одновременные, — сумбурный перевод.
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13389

371552СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 20:27 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Цитата:
Отстраненность  от чувственных удовольствий (kāma)
Перевод не правильный. Надо переводить как "пять чувств". Отстраниться нужно от всех пяти чувств в принципе.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an9_34-nibbana-sutta-sv.htm

На уровне каждой локи свои чувственные способности. Люди отстраняются от людских кама-чувств-познаний, предварительно установив их ущербность. А на уровне первой джханы уже свои индрии. Звуки, ощущения и пр. Тело во время этого процесса "вырубается" с признаками джханической рупы.


djamali пишет:
Есть ли здесь такие кто при желании может погрузиться в джхану? Какими либо умозаключениями или приемами медитации

Будучи буддистами они бы не молчали, вероятнее всего.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

371562СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 21:04 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, вероятнее всего, буддисты не погружаются в джхану, но джхана погружается в них Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
vladimir1



Зарегистрирован: 09.02.2015
Суждений: 49
Откуда: Россия.

371614СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 22:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть вот такие наставления:

Ли Брейсингтон
«Указания по вхождению в джхану»

… Если дыхание становится предельно тонким, или полностью исчезает, то вместо глубокого вдоха перенесите внимание с дыхания на приятное ощущение. Это ключевой момент.  …

… Найдите приятное ощущение, и переведите внимание на это приятное ощущение. Отслеживайте приятность этого приятного ощущения, и больше ничего не делайте. Если вы сумеете это сделать, то приятное чувство начнет возрастать и усиливаться. …

… В этом измененном состоянии сознания вас одолеет "восторг" ... "эйфория" ... "экстаз"... "радость". Все эти слова используются для перевода палийского слова "pīti". "Пити" - это как раз то физическое ощущение, которое буквально охватывает вас и переводит в измененное состояние. Оно будет сопровождаться эмоциональным чувством комфорта и счастья. Палийское слово здесь "sukha", противоположность "dukkha" (боль, страдание). И если вы остаетесь однонастроены на это переживание "пити" и "сукха" - это первая джхана.  …

… Итак, подытожим метод вхождения в первую джхану: сядьте в удобную выпрямленную позу, и выработайте сосредоточение доступа, направляя и удерживая внимание на одном объекте медитации. При возникновении сосредоточения доступа переведите внимание с дыхания (или другого используемого вами объекта) на приятное ощущение, предпочтительно приятное телесное ощущение. Направьте внимание на это ощущение, удерживайте внимание на этом ощущении. и больше ничего не делайте. …


«Медитация Анапанасати в наставлениях современных учителей Тхеравады»


редакция текста: 07.03.2011
Автор: SV

Аджан Брам
• когда нимитта станет яркой и сильной, дальнейшее сосредоточение на ней приведёт к тому, что ум нырнёт вовнутрь нимитты или же нимитта поглотит всё поле вашей осознанности, что и будет вхождением в первую джхану.
• у некоторых не бывает визуальной нимитты, но появляется чувственная нимитта физического ощущения блаженства, и вход в джхану происходит на такой чувственной нимитте.


Из выше сказанного;
как я понял, внимание переносится с дыхания, на приятные телесные ощущения (когда они проявляются) физического блаженства (это ключевой момент). Если не получается визуализации нимиты, в дальнейшем произойдет в ход в джхану на такой чувственной нимитте. Осмелюсь предположить;- "восторг" ... "эйфория" ... "экстаз"... "радость" – это является чувственной нимиттой, в дальнейшем через неё попадаем в джхану.

Вопрос к практикам (кто визуализировал нимитту), с чувствами более менее понятно.  
Как вы узнаете что это нимитта? Чего вообще происходит с визуализацией?
Вообще пред глазами вспыхивают разные образы, тут же гаснут, нимитта это наверно нечто другое.
К примеру: неоднократно пред закрытыми глазами появляется и тут же исчезает горящая свеча, но она то горит то коптит то гаснет ( этот образ я интерпретирую как подсказку о моем внутреннем состоянии), я не считаю это нимиттой.
Бывает вспыхивает образ солнца, очень ярко и празднично, можно было бы считать это нимиттой,  но это бывает очень редко. Вот и вопрос, в связи с тем, что мало написано о визуальной нимитте.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

371617СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 22:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

vladimir1
Есть мнения некоторых монахов что никаких нимитт в джханах вообще нет/не обязательно. Здесь единого мнения нет, тем более в суттах про джхановые нимитты вообще ни слова.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

371628СообщениеДобавлено: Ср 10 Янв 18, 23:29 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нимитты не обязательны, но учитывая редкость сообщений о вхождения в джханы в наши дни, трудно сравнивать их частоту или редкость в разных ситуациях.

Для меня сияние - очень сильная нимитта. Например, я смотрю на точку на полу, и она постепенно начинает заметно и все ярче сиять и сияние распространяется на все зрительное поле, независимо, открыты глаза или закрыты, светло в комнате или темно, день или ночь. Но иногда, достаточно начать смотреть на яркое пятно от солнца на полу, и это тоже срабатывает, сияние захватывает и распространяется.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

371641СообщениеДобавлено: Чт 11 Янв 18, 00:21 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
«Монахи, не отбросив шесть вещей (в оригинале: dhamme), человек не способен войти и пребывать в первой джхане. Какие шесть?

   чувственное желание,
   недоброжелательность,
   лень и апатию,
   неугомонность и сожаление,
   сомнение,
   и он не увидел чётко, правильной мудростью, в соответствии с действительностью опасность в чувственных удовольствиях.

Не отбросив этих шести вещей (dhamme), человек не способен войти и пребывать в первой джхане. Монахи, отбросив шесть вещей (dhamme), человек способен войти и пребывать в первой джхане.

https://suttacentral.net/ru/an6.73
https://suttacentral.net/pi/an6.73

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

371643СообщениеДобавлено: Чт 11 Янв 18, 00:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... эти шесть должны быть отброшены именно как дхамма. То есть, в корне. А не просто на словах... это достигается развитием других дхамма - тех, которые будут противоположны этим негативным дхамма. Как говорится в текстах.
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13389

371651СообщениеДобавлено: Чт 11 Янв 18, 00:48 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

vladimir1 пишет:

Аджан Брам
• когда нимитта станет яркой и сильной, дальнейшее сосредоточение на ней приведёт к тому, что ум нырнёт вовнутрь нимитты или же нимитта поглотит всё поле вашей осознанности, что и будет вхождением в первую джхану.
• у некоторых не бывает визуальной нимитты, но появляется чувственная нимитта физического ощущения блаженства, и вход в джхану происходит на такой чувственной нимитте.[/i]

Кто-то еще писал про то, что хадая-ваттху бхаванги видно иногда в джхане. Тру дхьяна с таких нимитт и начинается. В Коше пишут, что потом будут звуки, света и пр. Я досиживал до нимитты, но максимум 10 сек. держался. Вырубался или перевозбуждался. Еще она постоянно тусклая была, как желтая светящаяся стена в дымке. Вангую, что это от недостатка парами Laughing Интересная тема, но условий для занятия ею почти нет ( Очень шумно и беспокойно сейчас. Надо куда то ехать в более благоприятные места.

vladimir1 пишет:
Вот и вопрос, в связи с тем, что мало написано о визуальной нимитте.

То могут быть уже "секретные" наставления, которые не все знают, а те, кто знает, особо не говорит. "Войти в нимитту" и пр. - это уже на грани фола. Удивлен, что про это вообще пишут.

Adzamaro пишет:
vladimir1
Есть мнения некоторых монахов что никаких нимитт в джханах вообще нет/не обязательно. Здесь единого мнения нет, тем более в суттах про джхановые нимитты вообще ни слова.

Если обобщенно рассмотреть гелукпинские труды, Кошу, Асангу, то пред джхановские нимитты вероятнее будут, чем их не будет, а про результаты типа гибкого тела и ясновидения даже говорить не надо. Тхеравадинцы скорее всего стесняются про это рассказывать, чтобы не отпугнуть кого.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371690СообщениеДобавлено: Чт 11 Янв 18, 08:07 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Любые иддхи не предшествуют джханам, а возникают в результате джхан; при этом не в результате первой, а после достижения четвертой. Так и по ПК выходит (см., например, AN5.28), и по "Висуддхимагге" (см. Глава XII, параграфы 2, 13, 19 и др.).

А до четвертой джханы ничего подобного не предусмотрено. Читта в таких джханах отличается только тем, что свободна от пяти препятствий, и сопровождается джхановыми факторами (сначала, в первой джхане, их пять: витакка, вичара, пити, сукха, читасса экагатта; затем, начиная со второй, они начинают отпадать, пока только читасса экагатта не останется - и вот уже после этого могут быть, при желании, иддхи - а также и более важные вещи, например, полноценные брахмавихары).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371697СообщениеДобавлено: Чт 11 Янв 18, 08:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

vladimir1

То, какая будет нимитта, и каким образом она будет переживаться - это зависит от предмета, на котором практик концентрирует внимание. И здесь могут быть и весьма непривычные варианты. Если сосредоточенность достигается с помощью сатипаттхан, как это говорится, например, в SN47.8, то и нимитта - это наблюдаемые телесные и ментальные феномены, которые надо суметь чётко различать, ясно улавливать в моменты их возникновения и исчезновения (ср. SN47.40).  

А то, что обычно называют нимиттой - это естественный результат достаточно упорного удержания внимания на одном объекте. В какой-то момент этот объект предстаёт в виде ясного, чёткого, яркого образа, как бы "заполняющего" всё мысленное поле зрения.

Но неправильно превращать этот эффект в цель практики. Цель - всё-таки сосредоточенность. Практика, ведущая к сосредоточенности - очищение ума (временное, конечно - обычным людям, не арьям, на большее рассчитывать не приходится) от неблагих феноменов, от пяти препятствий.

Очищение от неблагих ментальных состояний – радость по этому поводу – экстатический восторг, покой, счастье – сосредоточенность: вот схема, которую Будда неоднократно подчеркивает. Вот, например, как представляется дело в MN7:

1)Бхиккху оставляет, устраняет (pajahati) неблагие ментальные состояния (cittassa upakkilesā).

(В этой сутте даётся очень развернутый список неблагих ментальных состояний, включая и те, которые преодолеваются только на пути араханта, например, самомнение (māno). Но из многих других текстов известно, что сосредоточенность развивается задолго до пути араханта, и задолго до пути араханта достигаются джханы. Таким образом, здесь речь не может идти о том, что описанные ниже благие плоды начинают достигаться только после того, как все перечисленные неблагие состояния устранены полностью).

2)Устранив неблагие ментальные состояния, бхиккху обретает полную уверенность (aveccapasāda) в Будде, Дхамме и Сангхе.

3)Постольку, поскольку он устранил неблагие ментальные состояния, бхиккху переживает полную уверенность в Будде, Дхамме и Сангхе; он воодушевляется духом и буквой Дхаммы, радуется Дхамме (labhati atthavedaṃ, labhati dhammavedaṃ, labhati dhammūpasaṃhitaṃ pāmojjaṃ). Дальнейшее его состояние описывается устойчивой, стандартной формулой, которая повторяется во многих суттах: Когда он радуется, в нём возникает экстатический восторг; когда его ум находится в состоянии экстатического восторга, его тело охватывается покоем; будучи спокоен, он испытывает счастье, а будучи счастлив, его ум делается сосредоточенным» (pamuditassa pīti jāyati, pītimanassa kāyo passambhati, passaddhakāyo sukhaṃ vedeti, sukhino cittaṃ samādhiyati). Эта формула, в общем, и описывает путь к сосредоточенности.

Та же логика, хотя и несколько другими словами, представлена, например, в AN10.1. Здесь говорится, что польза (attha) и благой результат (ānisaṁsa)  правильного соблюдения нравственности (kusala sīla)  - отсутствие сожалений  (avippaṭisāra). Польза и благой результат отсутствия сожалений – радость (pāmujja), радости – экстатический восторг (pīti), восторга – успокоение (passaddhi), успокоения – счастье (sukha), счастья – сосредоточенность (samādhi)

Что касается сидячей медитации с концентрацией внимания в одной точке. Эта техника (сидеть, "установив памятование перед собой" - parimukhaṁ satiṁ upaṭṭhapetvā), описывается в суттах (см., например, DN2), как и в Абхидхамме (см. Вибханга, параграф 537), как средство очищения сознания от неблагих феноменов. С помощью этого средства, практик работает со своим вниманием, чтобы не только устранять неблагие эмоции и стремления, но и предотвращать их появление, разрушать их корень - неверную направленность  внимания (ср. SN46.51, MN20).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 3 из 12

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.135) u0.015 s0.002, 18 0.014 [260/0]