Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ещё раз о наблюдении за возникновением и исчезновением

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

370977СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 18:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
1. Почитал Ваши замечания. Не буду спорить по поводу описания касин, поскольку никогда даже не пробовал эти практики. По поводу наблюдения за дыханием - Буддагоса рассказывает и о технике сосредоточенного внимания к одной точке (глава VIII, параграф 202): "... the bhikkhu sits, having established mindfulness at the nose tip or on the upper lip, without giving attention to the in-breaths and out-breaths as they approach and recede, though they are not unknown to him as they do so, and he manifests effort, carries out a task, and achieves an effect".

Здесь он цитирует Патисамбхидамаггу, которую я очень уважаю.

Цитата:
По поводу необходимости сосредоточения - Буддагоса отмечает, что даже развитие bare insight сопровождается, тем не менее, достижением первой джханы (глава XXII, параграф 112). Так что прозрение без сосредоточения и им не предполагается.

Что-то я не нахожу такого в этом параграфе?

Цитата:
Я не буду обсуждать каждое из остальных Ваших замечаний, потому что и Вы, насколько я понял, в большинстве случаев согласны, что это скорее неясности в описании джхан (относительно восприятия, относительно нимитты, и т.п.), чем ошибки.

Совершенно верно.

Цитата:
2. Действительно, Буддагоса - это гениальный компилятор. И это не минус, а плюс - именно благодаря этому качеству он смог создать руководство (и комментарии к Канону) излагающее не просто чью-то отдельную точку зрения, но обобщающее опыт целой традиции. В этом отношении он мне напоминает гениального тибетского компилятора - Цонкапу (только компилировал он, конечно, совершенно другую традицию). Но совершенно неправдоподобно мнение (впрочем, мне кажется, что настолько крайней позиции Вы и не придерживаетесь), что у Буддагосы не было никакого медитативного опыта. Если бы его вообще не было, он вряд ли смог бы понять то, что написано в текстах, и то, что говорили монахи-медитаторы.


Согласен.

Цитата:
3. Вы говорите, что некоторые тхеравадинские традиции почти совершенно не опираются на Висуддхимаггу (кстати говоря, а Аттхакаттху они тоже не используют?). Но у меня возникает вопрос (именно вопрос - ни в коем случае не обвинение, не упрек, и т.п.): а по каким критериям они тогда "тхеравадинские"? Что такое Тхеравада, если не совокупность школ, опирающихся на традицию ланкийской Махавихары I тысячелетия? На традицию, выразившуюся, прежде всего, именно в текстах Буддагосы?

Тхеравада берет начало от Первого Собора, на котором 500 Тхер собрали из запомненного Сутту и Винаю. Это и есть основа данной традиции.

Цитата:
Если определять Тхераваду, просто как совокупность школ, каким-то образом основывающихся на Палийском Каноне - то (не говоря о том, что границы этого Канона были определены (закрыты для новых добавлений) тоже именно в ланкийской Махавихаре)

Всё же Типитака была сформирована на Третьем Соборе в Паталипутте.

Цитата:
не окажется ли, что Тхеравадой можно считать вообще всё что угодно? Грубо говоря, тогда Тхеравадой окажется и учение Стивена Бэчелора. Опять же, говорю это не в упрёк Бэчелору - он не дурной человек, у него интересный жизненный опыт, у него есть интересные мысли и наблюдения, и т.д. - но очевидно, что он, используя тексты ПК, тем не менее вышел далеко за рамки любых традиционных буддийских школ.

Для Стивена Бэчелора слова Будды, сохраненные в Типитаке, не являются первоочередным ориентиром.


Ответы на этот пост: КИ, shtamm, empiriocritic_1900, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

370978СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 18:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
Тхеравада берет начало от Первого Собора, на котором 500 Тхер собрали из запомненного Сутту и Винаю. Это и есть основа данной традиции.

Так все современные традиции буддизма идут от стхавиров. Махасангхиков не осталось.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
shtamm
Гость





370980СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 18:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


Тхеравада берет начало от Первого Собора, на котором 500 Тхер собрали из запомненного Сутту и Винаю. Это и есть основа данной традиции.
Т.е. не непосредственно от Будды?
Это открывает возможности.
1) Собравшиеся были полностью правы.
2) Cобравшиеся, возможно, были полностью правы.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

370989СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 19:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


Что-то я не нахожу такого в этом параграфе?

Виноват, лишнюю палку пририсовал. Имеется в виду, конечно, глава XXI, где речь идёт о факторах первой джханы, возникающих при вступлении в поток вместе с факторами Б8П:

"the path arisen in a bare-insight (dry-insight) worker, and the path arisen in one who possesses a jhána attainment but who has not made the jhána the basis for insight, and the path made to arise by comprehending unrelated formations after using the first jhána as the basis for insight, are  paths of the first jhána only. In each case there are seven enlightenment factors, eight path factors, and five jhána factors. For while their preliminary insight can be accompanied by joy and it can be accompanied by equanimity, when their insight reaches the state of equanimity about formations at the time of emergence it is accompanied by joy".

Кроме того, здесь упоминаются joy and equanimity, возникающие вместе с preliminary insight. Возможно, это отсылка к ten imperfections (upakkilesa) of insight, которые обсуждаются в предшествующей, XX главе (параграф 105 и далее). Эти факторы являются upakkilesa, поскольку вызывают у практика attachment (nikanti).  Но факторы, предшествующие nikanti, включая пити и сукха - это факторы первой джханы. Правда, если мне возразят, что этот список более похож на список боджханг, спорить не буду. К первой джхане, которая переживается в момент вступления в поток, это всё равно прямого отношения не имеет, поэтому ниже цитирую описания "несовершенств прозрения" (глава XX, параграфы 114-121) просто для справки:

114. 2. Knowledge is knowledge due to insight. As he is estimating and judging
material and immaterial states perhaps knowledge that is unerring, keen, incisive,
and very sharp arises in him, like a lightning flash.
115. 3. Rapturous happiness is happiness due to insight. Perhaps at that time
the five kinds of happiness, namely, minor happiness, momentary happiness,
showering happiness, uplifting happiness, and pervading (rapturous)
happiness arise in him filling his whole body.
116. 4. Tranquillity is tranquillity due to insight. As he is sitting at that time in
his night or day quarters perhaps [636] there is no fatigue or heaviness or rigidity
or unwieldiness or sickness or crookedness in his body and his mind, but rather
his body and mind are tranquillized, light, malleable, wieldy, quite sharp, and
straight. With his body and mind aided by this tranquillity, etc., he experiences
at that time the superhuman delight …
117. 5. Bliss (pleasure) is bliss due to insight. At that time perhaps there arises
in him exceedingly refined bliss (pleasure) flooding his whole body.
118. 6. Resolution is faith. For strong faith arises in him in association with
insight in the form of extreme confidence of consciousness and its concomitants.
119. 7. Exertion is energy. For well-exerted energy, neither too lax nor too strained,
arises in him in association with insight.
120. 8. Assurance (lit. establishment) is mindfulness. For well-established (wellassured),
well-founded mindfulness, which is dug in and as immovable as the
king of mountains, arises in him in association with insight. Whatever subject
he adverts to, consciously reacts to, gives attention to, reviews, appears to him
(he is assured of) owing to mindfulness, which descends into it,36 enters into it,
just as the other world does to one who has the divine eye.
121. 9. Equanimity is both equanimity about insight and equanimity in adverting.
For equanimity about insight, which is neutrality about formations, arises strongly
in him at that time. It is also equanimity in adverting in the mind door. For whatever
the subject he adverts to, his adverting works as incisively and sharply as a lightning
flash, like a red-hot spear plunged into a basket of leaves
.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

370998СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 19:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


Всё же Типитака была сформирована на Третьем Соборе в Паталипутте.


На Третьем соборе (поскольку мы вообще можем о нём судить на основании небогатых имеющихся данных) были предшественники не только ланкийской Махавихары. Но важно, что именно у Махавихары было представление об ортодоксии, которое исключало расширение Канона, добавление в него новых текстов. Поэтому я и уточнил, что определением границ Канона называю закрытие для новых добавлений.

Вот как об этом пишет A.Wynne ( https://ocbs.org/wp-content/uploads/2015/09/awynne2005wzks.pdf  p. 47): "...the Pali canon was relatively fixed from at least the first century B.C. onwards. This is despite the fact that the Pali tradition remained in contact with other Buddhist sects in India. According to Norman, “some of the best known stories in Buddhism … are known in the Theravadin tradition only in the commentaries, although they are found in texts which are regarded as canonical in other traditions.”41 Such stories must have reached Sri Lanka before Buddhaghosa, for he includes them in his commentaries. Norman
thinks that they were not inserted into the canon because “at least the Vinaya- and Sutta-piṭaka had been closed at an earlier date.”42 Norman has also pointed out that certain Pali works for which a North Indian origin is supposed, such as the Milindapañha, the Peṭakopadesa and the Nettipakarana, are highly respected by the commentators but are not given canonical status by them. They even contain “a number of verses and other utterances ascribed to the Buddha and various eminent theras, which are not found in the canon… There was no attempt made to add such verses to the canon, even though it would have been a simple matter to insert them into the Dhammapada or the Theragatha.”43 The point that the Pali tradition received literature from other sects but excluded it from the
canon had been made already by Oldenberg in 1879
..."

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Shtamm, Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Shtamm
Гость





371001СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 19:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Ассаджи пишет:


Всё же Типитака была сформирована на Третьем Соборе в Паталипутте.


На Третьем соборе (поскольку мы вообще можем о нём судить на основании небогатых имеющихся данных) были предшественники не только ланкийской Махавихары. Но важно, что именно у Махавихары было представление об ортодоксии, которое исключало расширение Канона, добавление в него новых текстов. Поэтому я и уточнил, что определением границ Канона называю закрытие для новых добавлений.

Вот как об этом пишет A.Wynne
A.Wynne пишет о том, что вы уточнили до него?
Наверх
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

371007СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 19:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Виноват, лишнюю палку пририсовал. Имеется в виду, конечно, глава XXI, где речь идёт о факторах первой джханы, возникающих при вступлении в поток вместе с факторами Б8П:

"the path arisen in a bare-insight (dry-insight) worker, and the path arisen in one who possesses a jhána attainment but who has not made the jhána the basis for insight, and the path made to arise by comprehending unrelated formations after using the first jhána as the basis for insight, are  paths of the first jhána only. In each case there are seven enlightenment factors, eight path factors, and five jhána factors. For while their preliminary insight can be accompanied by joy and it can be accompanied by equanimity, when their insight reaches the state of equanimity about formations at the time of emergence it is accompanied by joy".

"Суккха-випассака" еще не достиг ни одной из джхан в обычном смысле слова:

Цитата:
sukkha-vipassaka

'one supported by bare insight', is the commentarial term for one who, without having attained any of the meditative absorptions (jhāna, q.v.), has realized only by the support of insight (vipassanā, q.v.) one or several of the supermundane paths (s. ariyapuggala).

In Vis.M. XVIII, he is called suddha-vipassanā-yānika, as distinguished from 'one who has tranquillity as vehicle' (samathayānika, q.v.). Though the primary meaning of sukkha as intended here is as stated above, subcommentaries (e.g. D. Tīkā) employ also the literal meaning of sukkha, i.e. 'dry': "His insight is dry, rough, unmoistened by the moisture of tranquillity meditation."

This justifies a frequent rendering of this term by 'dry-visioned' or 'having dry insight', which, however, should not lead to misconceptions about the nature of insight meditation as being 'dry' or 'merely intellectual', while in fact the development of insight will produce rapture (pīti) and a sense of urgency (samvega) in the meditator. - (App.).

http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/sukkha_vipassaka.htm

Цитата:
Кроме того, здесь упоминаются joy and equanimity, возникающие вместе с preliminary insight.


Думаю, таким образом разбирается, к каким же джханам этот опыт относить по классификации.

Собственно, и при "вступлении в поток" не достигается джхана в обычном смысле слова. Насколько я понимаю, в Висуддхимагге тут имеются в виду надмирские джханы.


Ответы на этот пост: Shtamm, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Shtamm
Гость





371011СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 19:58 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:

Собственно, и при "вступлении в поток" не достигается джхана в обычном смысле слова. Насколько я понимаю, в Висуддхимагге тут имеются в виду надмирские джханы.
Иначе "Висуддхимагга" не был бы буддийским текстом.
Наверх
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

371012СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Но важно, что именно у Махавихары было представление об ортодоксии, которое исключало расширение Канона, добавление в него новых текстов. Поэтому я и уточнил, что определением границ Канона называю закрытие для новых добавлений.

Norman has also pointed out that certain Pali works for which a North Indian origin is supposed, such as the Milindapañha, the Peṭakopadesa and the Nettipakarana, are highly respected by the commentators but are not given canonical status by them.

На Шри Ланке эти работы не включили в Типитаку, а в Мьянме включили.

Цитата:
19. От периода ранее середины 5 века (времени жизни Буддхагхосы) сохранились следующие сочинения:

1) Неттиппакарана (Netti-Pakara.na) - "Руководство" - называемая также просто Нетти и

2) Петакопадеса (Pe.takopadesa) - "наставления к Питаке" или Петака.

В Бирме эти две работы считаются каноническими. Как показывают их названия, они являются введениями в учение Будды. Согласно традиции, они были составлены Махакаччаяной (Mahaakaccaayana), одним из самых известных учеников Будды . Однако это определённо не так. Возможно, что автор действительно носил имя Каччаяна и был впоследствии отождествлён с прославленным учеником Будды. То же самое произошло с грамматистом Каччаяной. Проблема времени написания этих двух работ обсуждалась Е. Харди (E. Hardy) в свете и внутренних, и внешних свидетельств. Он отнёс эти два сочинения ко времени рубежа нашей эры. В связи с Нетти и Петакой следует указать также:

3) Суттасангаху (Suttasa.mgaha) - собрание Сутт. Это обширная антология из Сутт и таких текстов, как Виманаваттху и т. д. Мы ничего не знаем о времени возникновения этого памятника или о его авторе. Эта работа указана здесь, так как, наряду с Нетти, Петакой и "Вопросами Милинды" (Milindapa~nhaa), в Бирме она считается канонической и входит в состав Кхуддака-никаи.

https://dhamma.ru/paali/geiger/geiger_ch2.html

В наше время де-факто эти работы включают в Типитаку.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371015СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


Собственно, и при "вступлении в поток" не достигается джхана в обычном смысле слова. Насколько я понимаю, в Висуддхимагге тут имеются в виду надмирские джханы.

Да, разумеется, это сверхмирская джхана (имею в виду то, о чём там речь сначала, а не факторы, сопровождающие preliminary insight, о которых речь потом).

Но, насколько я помню описание мирских и надмирских джхан в Вибханге, отличаются они только тем, что мирские джханы ведут к благоприятным перерождениям (среди божеств и т.д.), а надмирские ведут (естественно, не сами, а будучи связаны с Б8П) к освобождению от перерождений. С точки зрения того, из каких факторов они состоят - мирские и надмирские джханы не различаются.

P.S. Вот, нашёл. Абхидхаммическое определение первой (мирской) джханы: "624. Therein what is first jhana? Herein at the time when a bhikkhu develops the path for rebirth in the plane of form, he, aloof from sense pleasures,  attains and dwells in earth device first jhana; at that time there is five constituent jhana (viz.,) initial application, sustained application, zest, pleasure, one-pointedness of consciousness. This is called first jhana".

Вибханга, параграф 624 (в этом http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2014/12/Vibhanga.pdf издании это страница 344)

А вот определение первой (сверхмирской) джханы: "628. Therein what is first jhana? Herein at the time when a bhikkhu develops supramundane jhana tending to release, dispersive of continuing rebirth and death; he, for the abandoning of wrong view, for the entering of the first stage, aloof from sense pleasures,  attains and dwells in the first jhana that is hard practice and knowledge slowly acquired; at that time there is five constituent jhana (viz.,) initial application, sustained application, zest, pleasure, one-pointedness of consciousness. This is called first jhana".

Вибханга, параграф 628 (страница 346 того же издания)

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Shtamm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Shtamm
Гость





371017СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
а надмирские ведут (естественно, не сами, а будучи связаны с Б8П)
Надмирские не связаны с Б8П, они и есть Б8П.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371018СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:14 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


На Шри Ланке эти работы не включили в Типитаку, а в Мьянме включили.

В наше время де-факто эти работы включают в Типитаку.

Согласен - неудачные примеры, а значит, и аргумент неудачный.

Но, в любом случае, именно ланкийская Махавихара стала местом, где традиция Тхеравада сохранилась на протяжении многих столетий, и откуда распространилась по всем странам ЮВА. Какими бы достоинствами не обладали два других ланкийских монастыря, они, в конце концов, были поглощены (да, недружественно поглощены, не спорю) Махавихарой. Все последующие школы Тхеравады происходят от неё. И место Буддагосы именно в этой традиции демонстрируется хотя бы тем, что он - автор большей части Аттхакаттха.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371019СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Shtamm пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
а надмирские ведут (естественно, не сами, а будучи связаны с Б8П)
Надмирские не связаны с Б8П, они и есть Б8П.

Можно сказать, что не связаны с Б8П, а входят в Б8П, как один из его факторов - саммасамадхи.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Shtamm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Shtamm
Гость





371030СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Shtamm пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
а надмирские ведут (естественно, не сами, а будучи связаны с Б8П)
Надмирские не связаны с Б8П, они и есть Б8П.

Можно сказать, что не связаны с Б8П, а входят в Б8П, как один из его факторов - саммасамадхи.
Можно, но тогда получится, что надмирские ведут именно сами.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

371036СообщениеДобавлено: Пн 08 Янв 18, 20:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Shtamm пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Shtamm пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
а надмирские ведут (естественно, не сами, а будучи связаны с Б8П)
Надмирские не связаны с Б8П, они и есть Б8П.

Можно сказать, что не связаны с Б8П, а входят в Б8П, как один из его факторов - саммасамадхи.
Можно, но тогда получится, что надмирские ведут именно сами.

К Ниббане ведут все восемь факторов Б8П в совокупности, а не какой-то один из них, взятый отдельно.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Shtamm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 8 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.065 (0.309) u0.020 s0.002, 18 0.045 [271/0]