Да, левел 4-й дхьяны, где самджня уже "останавливается" так и называется: "Асамджнясаттва" (это часть "небес Брихатпхала")
То что существа асаннья-сатта прекратили восприятие в 4 джхане не означает что оно там обязательно прекращается. Обязательно оно прекращается только в саннья-ведана-ниродха. Да и соответствие мира какой-то джхане не означает что этот мир и есть джхана. Просто они схожи.
Теория арупьи развилась чуть позже - буддисты обосновывали ступенчатый, постепенный тренинг по "переходу с нимитта на анимитта", т.е. объектом концентрации становится ... безобъектность
Анимитта-четосамадхи тоже есть в суттах. Например, Анимитта панха сутта: Беспредметное СН 40.9 - http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn40_9-animitta-panha-sutta-sv.htm.
"Комментарий поясняет, что это сосредоточение прозрения (випассана-самадхи), которое происходит тогда, когда практикующий отбросил видение постоянства и т.д."
Причем, есть сутты в которых после сферы ни восприятия ни не-восприятия идет анимитта-четосамадхи, а есть сутты в которых после нее идет саннья-ведана-ниродха.
Абсолютное отсутствие любых опор - вот что такое непривязанность, пустота и бессамосущность
Пустота и бессамосущность в ПК это пустота от "Я". «Ананда, поскольку он пуст от «я» и того, что принадлежит «я», то и говорится, что «мир пуст» - Сунньялока сутта: Мир пуст СН 35.85.
Из не менее (если не сказать "более") аутентичных цитат АК однозначно следует, что плод архатства "выдается" только способным входить в ниродха-самапатти.
Однако, согласно суттам ПК, плод араханства "выдается" так же и тем, кто в 4 джхане достиг освобождения мудростью. Освобождение может достигаться тремя способами: засвидетельствование мудростью, телом и в обоих отношениях. Причем первое не требует входа в саннья-ведана-ниродха.
№322550Добавлено: Вс 09 Апр 17, 20:29 (8 лет тому назад)
Adzamaro
В самых ранних текстах (Типитаки) упоминаются только 5 джхан.
9 - в [уже] более поздних (хотя еще и "палийских")
Поэтому возможны "варианты", когда освобождение из 4-й джханы - в 5-й (которая в этом случае - ниродха-самапатти)
Даже Васубандху в АК порой смешивает эти два варианта
Буддизм воспринял брахманский Психокосм - рассмотрите наименования левелов дхьян.
Предел (богов) в нем - Акаништха.
Буддизм теоретически обосновал превосходство над достижениями "предшественников" - разработав дхьяны арупьи, бхавагру и "отрыв", выход в локоттара - запредельную мирам траялоки ([всем] её "бхавам") Нирвану
Согласно палийскому канону не может считаться арахантом тот, кто не достигал 9-й дхьяны
Не взирая ни на какую мудрость. В суттах упоминаются случаи, когда "честный" монах не мог сам себя считать арахантом (хотя другие давно считали его соответствующим этим качествам) - как раз по вышеупомянутомой причине...
Соответствие мира какой-то джхане как раз и означает что этот мир и есть джхана.
Дхьяна достигаются либо медитативно, что собственно и есть дхьяна (или самапатти - в случае арупьи)
либо "рождением" там, что называется "упапатти".
Невозможно переродиться в мире выше того, которого достигал медитативно.
Уровень, высота дхьяны - собственно градация чистоты "бхав" от загрязнений: к бхавагре устранены ВСЕ загрязнения (устранимые методом пратисамкхья)
Это самая чистая бхава из всех возможных в траялоке
Каким восприятием сопровождаются джханы - смотрите по описаниям миров в АК Васубандху, да и Асанга подробно перечисляет что в какой дхьяне "содержится".
Нормальной, полноценной самджни в дхьянах быть не может - надеюсь, что Вы знакомы с теорией сосредоточения сознания на одном объекте (что собственно и есть дхьяна).
Наличествуют остатки восприятий, в т.ч. и самджни и веданы.
Отстатки - вот всё объяснение.
Чем их меньше - тем выше дхьяна, "чище" бытие (в арупье - исключительно благое, как в нирване, и карма так же не творится)
На входе в ниродха-самапатти сведены к нулю - функционируют только остатки самых трудноустранимых самскар _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Во-первых "нимитта" даже в случае "10 знаков", вернее их отсутствия - это же и есть нейтрализация веданы и самджни.
Во-вторых, "нимитта" - это не только знак вообще, это так же и признак, примета.
Существуют "нимитта-шастры" ("науки" о предсказаниях, в т.ч. и в будд каноне - даже по крикам ворона), термин употребим и в астрологии.
Зачем вы пишете о других значениях этого распространенного слова? Выглядит, как проявление неадекватности. _________________ Буддизм чистой воды
Во-первых "нимитта" даже в случае "10 знаков", вернее их отсутствия - это же и есть нейтрализация веданы и самджни.
Во-вторых, "нимитта" - это не только знак вообще, это так же и признак, примета.
Существуют "нимитта-шастры" ("науки" о предсказаниях, в т.ч. и в будд каноне - даже по крикам ворона), термин употребим и в астрологии.
Зачем вы пишете о других значениях этого распространенного слова? Выглядит, как проявление неадекватности.
Я привел ссылки на палийские и тиб источники, нигде не упоминается число 10, везде упоминается "обычное" значение слова - знак, признак.
Просил ссылку на источник "10-членной классификации" (которой, повторюсь, нет ни в Дхармасамграхе ни в Махавьютпатти)
Цитата:
Нимитта - это "10 знаков". 5 чувственных, 2 гендерных, и 3 признака самскрит (возникновение, изменение, пропадание). Анимитта - все те предметы, которые не обладают этими признаками. Например - нирвана.
"5 чувственных" - это "видимое", слышимое" ...
В скандхе "рупа" - материя, а "рупа в дхату/аятанах" - это уже "видимое, слышимое..." - разновидности виджнян
возникающие при [тройственном] контакте/спарша
Все это "стирается" в дхьянах арупьи (строго говоря - еще в 4-ой дхьяне).
В т.ч. и знаки самджни - а о том, что самджня - это операции со знаками (именно "нимиттой") хорошо видно по приведенным "тибетским" ссылкам
Пока наличествует (актуализировано) различающее знание - "стирание знаков" [анимитта] невозможно; четасики по поводу объектов различающего знания - сигнификатор миров ниже Арупьи _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
КИ, а какие ещё объекты, кроме нирваны, не обладают десятью признаками? Может, Сивакон о каком-то из них постоянно говорит...
У Асанги еще про 8-ю дхьяну сказано - "анимитта"
(полагаю что, следовательно, про ниродха-самапатти - то же)
Где самджня - там нимитта, загрязнения нирваны [самостью] - авидья.
Нельзя в которой знаков понавешать (как белья), ну не пущают туда самджню, т.к. термины (знаки/понятия) - это всегда сортировки самости, той самой, которая вызывает новое рождение. Благое или неблагое _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Буддизм теоретически обосновал превосходство над достижениями "предшественников" - разработав дхьяны арупьи, бхавагру и "отрыв", выход в локоттара - запредельную мирам траялоки ([всем] её "бхавам") Нирвану
Бесформенные сферы были и до буддизма. Алара Калама, например, обучал Будду достижению сферы "отсутствие всего".
Соответствие мира какой-то джхане как раз и означает что этот мир и есть джхана.
Отнюдь не означает. Достигнуть какой-то джахны != родиться в мире соответствующем этой джхане, потому что вы уже родились там откуда сейчас достигаете джхан.
Каким восприятием сопровождаются джханы - смотрите по описаниям миров в АК Васубандху, да и Асанга подробно перечисляет что в какой дхьяне "содержится".
Зачем мне смотреть тексты Васубандху и Асанги, когда я могу посмотреть тексты ПК? Как думаете каким текстам я больше поверю, если вдруг первое будет противоречить второму?
Нормальной, полноценной самджни в дхьянах быть не может - надеюсь, что Вы знакомы с теорией сосредоточения сознания на одном объекте (что собственно и есть дхьяна).
Направление и удержание ума на объекте это факторы только первой джханы. В дальнейшем это уже не требуется.
AKB vol IV p.1257
Because Nirvana or extinction, being free from ten characteristics (nimitta) is called animitta. The absorption that has Nirvana
for its object is thus animitta. The ten characteristics or marks (nimitta) are:
1-5) the five ayatanas, external sources of the sense consciousnesses, physical matter (rupa), sound, etc.;
6-7) male and female;
and
8-10) the three characteristics of conditioned things (the samskrtalaksanas, ii.45), arising, duration-and-change, and death.
Но "Коша" этим не ограничивается.
Не стал искать англ цитаты, привожу Рудого (получше меня переведет):
14.3. «Схватывание» свойств — samjna nimittodgrahana.
Согласно Яшомитре, свойства (nimitta) — это специфические признаки, характеризующие актуальное состояние объекта (vastuno avasthavisesa); его цвет,
запах и т. п. «Схватывание» (udgrahana) свойств есть их выделение или различение» [Vya., с. 36 — 37].
В виджнянавадинской интерпретации samjna ее специфической характеристикой выступает концептуализация: дхармы, структурирующие эмпирический опыт, определяются как parikalpita (проективно-сконструированные). Иными словами, образы, воспринимаемые индивидом в перцептивной ситуации, «схватываются» мышлением в определенных понятиях, которые, в свою очередь, отождествляются с объектами внешнего мира. Таким образом, группа понятий-представлений в ее эмпирическом эгоцентрированном функционировании ответственна за процесс приписывания индивидом внешнему миру перцептивных предикаций индивидуальной психики.
_____________________
Т.е. вне зависимости от "членений" нимитты (в одном и том же источнике)
нимитта "схватывается" самджней
и это
знаки/понятия = характеристики/атрибуты = нимитта = парикальпита
(сравните с [приводимой] "тиб. ссылкой" о самджне/'du shes:
In Tibetan, 'du shes is characterized as mtshan mar 'dzin pa. The la sgra on [/i]mtshan mar[/i] is best rendered in English by the word as. Sometimes this phrase is translated as "grasping attributes," or "perception of attributes," but those translations omit the la sgra and miss the meaning: we are conceiving of something as an attribute even though there is nothing inherent about it that actually is so _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№322575Добавлено: Пн 10 Апр 17, 00:56 (8 лет тому назад)
Ну сколько можно?
"Нимитта" - слово с множеством значений, попадается в разных связках. А "анимитта", упротребляемая по отношению к нирване и т.п. - сугубо отрицание тех "10 знаков", абсолютно конкретного значения слова "нимитта". _________________ Буддизм чистой воды
"Нимитта" - слово с множеством значений, попадается в разных связках. А "анимитта", упротребляемая по отношению к нирване и т.п. - сугубо отрицание тех "10 знаков", абсолютно конкретного значения слова "нимитта".
Тем более:
1) Та нимитта, которая схватывается самджней (samjna nimittodgrahana) - входит в этот перечень?
Т.е. что, если не самджня, "схватывает" (различает) эти [стираемые] "10 нимитт"? _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№322578Добавлено: Пн 10 Апр 17, 01:26 (8 лет тому назад)
Adzamaro
Направление и удержание ума на объекте это факторы только первой джханы. В дальнейшем это уже не требуется.
Citaikagrata - однонаправленность ума.
Дхьяна - это концентрация внимания на объекте, без отвлечений на другие.
Восторг, счастье, легкость - все сменяется невозмутимостью, но однонаправленность неизменно присутствует до последней дхьяны
О достижении дхьян медитативно и "рождением" там - это из АК, в комментариях даже разъясняется: дхьяна-причина и дхьяна-следствие
Васубандху обосновывает свои выводы многими цитатами из палийских текстов, так что подтверждения в суттах неизбежны, просто нет времени "на поиски".
Калама да, достигал Арупьи - превзошли богов (Акаништху), за что и [хинду-] неортодоксы, попрали авторитет вед
Очищение от загрязнений методом пратисамкхья - "чьим бесспорным представителем был Арада Калама" (Шохин) - позволяет избавиться от загрязнений - кроме "свойственных бхавагре".
На этом пока всё.
)
"Переходить на пали" не готов
Если Вы доверяете палийским текстам больше чем санскритским, то я еще больше доверяю данным индологии, чем одной буддологии
Всё познается в сравнении.
Изучение (научное) других систем, тонкостей их "сближения" (до обвинений) с буддизмом и остающихся при этом различий - как и грибы - на любителя _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы