Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему только пять скандх.

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

383829СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 12:38 (6 лет тому назад)    Почему только пять скандх. Ответ с цитатой

Переводить, думаю, смысла мало - кому нужно, посмотрите в машинном переводе.

Why are there only five aggregates? Because of the five ways in which the concept of self (ātman) makes its appearance:
1. self as physical apprehension,
2. self as experience,
3. self as expression,
4. self as the doer of all good and all evil, and
5. self as the basis of all of that.

(AS, Asanga)

Собственно, это одновременно говорит и все остальное про скандхи - зачем этот список, и что с ним делать.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383845СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

интересно заметить, что третий пункт назван именно "выражением". Или тем, что называется "представляющей способностью" (санна saññā, санджня). Если еще больше детализировать, то это познание мира посредством выражения его через абстрактные идеи. Или распознавание уже познанного через абстрактную идею. Слово, понятие.

четвертый пункт проще всего понять как "хотение" (санкхара). Если речь идет о конкретном хотении конкретной вещи. И это "мечта", когда речь идет о чем-то отвлеченном.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

383848СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Четвертый - это "я есть волевое действие (тот, кто проявляет волю)". В буддизме поступки рассматривают в разрезе благого и неблагого, поэтому там такое определение.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383858СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое. Каких-то отвлеченно морально этических. В буддизме такая логика, как я понял. ... Но в том то вся и суть: что всякий побуждаем к действию именно страданием. Нет иных побудителей. И всякий сам для себя решает, что именно избавит его от страдания и каким образом это надо осуществить. Отсюда все хотения - санкхары. ... Тот, кто не страдает - он ничего не хочет. Но для этого нужно найти правильный путь к этому состоянию
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383862СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

И личное "я" (и вообще какое бы то ни было "я") существует только когда есть страдание. Потому, что реальное страдание (как ощущение, а не как представление) не может быть игнорировано. Тем больше, чем больше страдание. Отсюда "я страдаю". А потом уже "я хочу". Потому, Будда и говорил о страдании как об основе его учения.
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383864СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Торчинов писал:

Цитата:
Как хорошо известно, Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство “я” и возникающая из него привязанность к “я” есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования.

http://www.psylib.ukrweb.net/books/_torch01.htm

это как раз то, о чем пишу выше. Только Торчинов в данном случае не указал причину - страдание.

... и это прямо относится к цитате из Асанги (как я понял). Что ощущение "я", побуждаемое страданием первично, а всё остальное исходит уже из этого первичного ощущения.

_________________
живите больше


Последний раз редактировалось: Frithegar (Вс 18 Фев 18, 13:44), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

383866СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В обоих случаях - у Канта и в буддизме - речь идет про веру в воздаяние после смерти. Странно, что Торчинов увидел в этом различие.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

383867СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое.
Гораздо чаще можно встретить "ведущее к приятному и неприятному", "хорошему или плохому" - kusala / akusala. Однако можно обобщить, конечно, что ведущее к освобождению от страданий есть ведущее к приятному. Можно ли сделать в этом случае реверсию? Ведущее к приятному ведёт ли к освобождению от страданий...
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383869СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Буддизм не верит в Атмана и вообще во что бы то ни было как в "само по себе". Или как в "вещь в себе". Что провозглашал Кант.

В том то все и дело, что нет Атмана (того состояния, которое подразумевается под этим) не вообще, как вы говорите. Но отдельно от нынешнего состояния сознания. Отдельно от нынешнего момента.

Всё в настоящем моменте. И нет чего-то где-то там.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383872СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Frithegar пишет:
Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое.
Гораздо чаще можно встретить "ведущее к приятному и неприятному", "хорошему или плохому" - kusala / akusala. Однако можно обобщить, конечно, что ведущее к освобождению от страданий есть ведущее к приятному. Можно ли сделать в этом случае реверсию? Ведущее к приятному ведёт ли к освобождению от страданий...

говорится в разных вариантах, что "если бы что-то (элемент-дхату вообще или форма в частности) не было бы приятным - то существа не стремились бы войти в сочетание с этим. И как следствие - не загрязнялись бы". ... Но и наоборот: "Если бы это что-то не приносило бы страдания - то существа не отвращались бы от этого"... и как следствие не очищались бы. Опять та же суровая буддийская логика: есть приятное только на время. Это приятное, каким бы оно ни было - оно "загрязняет". Загрязняет - значит творит карму страдания. И то, что давало радость и счастье - именно это становится причиной страдания. Но и наоборот: всякое страдание только на время. Только в тех пределах, в каких само существо его породило

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

383873СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 13:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхату и аятаны - это другие деления, не на скандхи. Не надо путать и смешивать, особенно в этом разделе форума. Три основных деления - скандхи, дхату, аятаны - все имеют свою специфику, и несколько разное применение.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

383878СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 18, 14:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

да, не будем. Всё последовательно... употребил слово "дхату" просто потому, что это наиболее общее абстрактное выражение чего-то совокупно-подобного. Есть авидья-дхату, есть рупа-дхату. Отсюда видно, что слово "дхату" применимо почти ко всему. Когда хотят сказать как можно в общем. ... В этом смысле и говорю выше, что если есть желание и страсть к какому-то дхату с целью получить удовольствие от него, то существо "загрязняется". Если есть "вираго" или прекращение страсти к дхату - то существо "очищается". В этом смысле. Но это оффтопик, вероятно. Хоть и не во флуд, как по мне. Но берите бразды темы в свои руки)
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

385721СообщениеДобавлено: Пт 23 Фев 18, 11:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Переводить, думаю, смысла мало - кому нужно, посмотрите в машинном переводе.

Why are there only five aggregates? Because of the five ways in which the concept of self (ātman) makes its appearance:
1. self as physical apprehension,
2. self as experience,
3. self as expression,
4. self as the doer of all good and all evil, and
5. self as the basis of all of that.

(AS, Asanga)

Собственно, это одновременно говорит и все остальное про скандхи - зачем этот список, и что с ним делать.

КИ, спасибо!
Надо таки осилить АС Асанги, тем более что, действительно, английский там несложный и изложение ясное.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

385728СообщениеДобавлено: Пт 23 Фев 18, 11:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А почему атман проявляется именно этими 5 путями ?
Потому что природа опыта так устроена.
Так что никакое это не объяснение, а лишь констатация факта.
Так дано, и все тут.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ, КИ, Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

385749СообщениеДобавлено: Пт 23 Фев 18, 12:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира
Констатацию факта вы относите к метафизическим утверждениям?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 1 из 8

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.216) u0.013 s0.001, 18 0.014 [264/0]