№89183Добавлено: Чт 27 Янв 11, 14:05 (14 лет тому назад)Достоверное познание метафизических объектов
Друзья, если кто-нибудь понимает, как в логике Дхармакирти устанавливается достоверность познания всяких метафизических реалий, типа аннутарасамьяксамбодхи, буддакшетр, адов и прочего ненаблюдаемого, что и выводным-то знанием непонятно как установить, поделитесь пож. А то я что-то нить потерял.
№89185Добавлено: Чт 27 Янв 11, 17:52 (14 лет тому назад)
Возможно мне показалось, но я так понял в изложении Щербатского, что Дхармакирти признает лишь два источника дост. познания: наблюдение и вывод.
Поэтому и спрашиваю.
То есть мы делаем вывод из наблюдения арьев? Но в таком случае основой для веры должно стать либо наблюдение их правдивости, либо достоверное умозаключение об этом. А откуда взяться? Правливость же не наблюдается непосредственно, как объект. И вывод нельзя сделать достоверный: два раза правдиво, а третий - как пойдет. Вон святые-тиртики тоже не врут в обычной жизни, а про Бога свидетельствуют.
№89186Добавлено: Чт 27 Янв 11, 18:04 (14 лет тому назад)
СХ пишет:
Возможно мне показалось, но я так понял в изложении Щербатского, что Дхармакирти признает лишь два источника дост. познания: наблюдение и вывод.
Восприятие и вывод.
СХ пишет:
Поэтому и спрашиваю.
Ведь я про это и ответил.
Цитата:
То есть мы делаем вывод из наблюдения арьев?
Нет.
Цитата:
Но в таком случае основой для веры должно стать либо наблюдение их правдивости, либо достоверное умозаключение об этом. А откуда взяться? Правливость же не наблюдается непосредственно, как объект. И вывод нельзя сделать достоверный: два раза правдиво, а третий - как пойдет. Вон святые-тиртики тоже не врут в обычной жизни, а про Бога свидетельствуют.
Так что все равно непонятно.
Мы не устанавливаем достоверность познания арями чего-то.
Ну можно самому стать арьей и познать достоверно.
№89189Добавлено: Чт 27 Янв 11, 18:47 (14 лет тому назад)
У Дхармакирти основание для доверия к Будде - он открыл нам великое учение, это непосредственно дано (можно проверить). Поэтому, мы можем ему доверять и во всяких мелочах.
Абсурдно пытаться абсолютизировать логику и доверие. Иначе, вам придется сидеть безвылазно дома под кроватью. Так как то, что сразу за дверью квартиры не начинается ад, дано логикой. А ей ведь доверять вы не можете - на третий раз она вас обманывает. _________________ Буддизм чистой воды
№89190Добавлено: Чт 27 Янв 11, 20:07 (14 лет тому назад)
Цитата:
Так как то, что сразу за дверью квартиры не начинается ад, дано логикой.
Плюс ещё необязательно буквально понимать информацию про буддакшетры и ады с прочим. Существование, возможность существования, подобных вещей тоже не противоречит логике.
№89192Добавлено: Чт 27 Янв 11, 20:42 (14 лет тому назад)
Те, кто асболютизирует логику, не могут ей доверять и использовать ее как источник верного познания. Поэтому, они начинают рассуждать о вере, и заменяют логику верой. Ведь при абсолютизации (то есть, дебилизации), они даже не способны вывести огонь на основании дыма. При правильном же отношении к логике, и не абсолютизации ее, она является источником верного познания. _________________ Буддизм чистой воды
№89205Добавлено: Чт 27 Янв 11, 23:41 (14 лет тому назад)
Ну да, наверное вы правы. Я просто встретил у Щербатского фразу о том, что по Дхармакирти есть два источника достоверного познания: восприятие и вывод, и стал думать, что это может значить.
Это, собственно, другая формулировка все той же "бритвы Оккама", которой буддисты иной раз так любят размахивать.
Интресны пределы, в которых они сами готовы ею пользоваться.
Ничего личного.
№89208Добавлено: Пт 28 Янв 11, 00:05 (14 лет тому назад)
Полагание, что Будда мог лгать и ошибаться, автоматически вывело бы нас из буддистов. А для небуддистов это всё и так не есть истина. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы