№618952Добавлено: Пт 27 Янв 23, 11:52 (2 года тому назад)
Есть ещё - subhāsitā (хорошо сказанное) - общеиндийское - афоризм.
Ime cepi, mahānāma, mahāsālā subhāsitaṃ dubbhāsitaṃ ājāneyyuṃ, ime cāhaṃ mahāsāle byākareyyaṃ: ‘sotāpannā avinipātadhammā niyatā sambodhiparāyaṇā’ti;
Маханама, если бы эти великие саловые деревья могли бы различать хорошо сказанное от плохо сказанного, я бы провозгласил эти великие саловые деревья вступившими в поток… направляющимися к просветлению;
Подразумевается - "правильно" сказанное и "правильно" понятое: subhāsitaṃ ājāneyyuṃ - синхронизация сказанного и понимаемого, или снятие сказанного в понимании.
№618991Добавлено: Пт 27 Янв 23, 16:56 (2 года тому назад)
subhāsitaṃ ājāneyyuṃ - если бы знали отличие хорошо сказанного (от дурно сказанного).
То есть, имеется в виду правильное понимание в принципе, в чём и заключается умение отличать хорошую сказку от дурной.
По сути, в сутте Сам Будда говорит, что если бы эти платаны могли хоть что-то понимать, то он мог бы назвать их "вошедшими в русло" (видимо, столько уже всего хорошего было сказано под этими платанами, что даже они уже бы всё поняли, если бы могли понимать).
Зарегистрирован: 09.03.2019 Суждений: 315 Откуда: Калининград
№619061Добавлено: Сб 28 Янв 23, 03:19 (2 года тому назад)
Однажды монахи собрались послушать очередное наставление Будды. Бхагаван подошел, сел на подготовленное для него место, внимательно и строго осмотрел собрание монахов, достал большую книгу с крупной надписью "Канон", открыл ее на определенной, странице и молвил "Так, монахи, сегодня мы будем изучать сутту МН39, запишите в своих мозгах, "сутта МН 39". Так, что у нас дальше" - произнес Бхагаван, мельком глянув в открытую книгу: "записывайте, "содержание", раздел первый "Нравственность и средства к жизни"" - дальше Будда долгим взглядом посмотрел на открытую страницу, поднял взгляд и продолжил:
"Так я слышал. Однажды Благословенный (то есть "Я") проживал в стране Ангов, в городе Ангов по названием "Ассапура". Там Благословенный (то есть "Я") обратился к монахам(то есть к вам) так:
- Монахи! " _________________ один шаг до горизонта
Однажды монахи собрались послушать очередное наставление Будды. Бхагаван подошел, сел на подготовленное для него место, внимательно и строго осмотрел собрание монахов, достал большую книгу с крупной надписью "Канон", открыл ее на определенной, странице и молвил "Так, монахи, сегодня мы будем изучать сутту МН39, запишите в своих мозгах, "сутта МН 39".
Если посмотрите длинные сутты, то они разбиты на части в конце каждой части сказано: "окончена первая (вторая, третья) часть декламации". То есть приблизительно так всё и было, только без книги, а на память - с многочисленными повторами проговаривались все 10000 сутт.
Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?
В палийском каноне, где же ещё.
Ну то есть никаких сказок, сказаний и былин, где сказки, сказания и былины были бы разбиты по пунктам или по количеству тех или иных факторов в них, вы не знаете. Но вам захотелось назвать сутты ПК сказками - не потому, что они имеют свойства сказок (сказки не бьются по пунктам и по числу факторов), а просто потому, что вам так захотелось.
Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?
В палийском каноне, где же ещё.
Ну то есть никаких сказок, сказаний и былин, где сказки, сказания и былины были бы разбиты по пунктам или по количеству тех или иных факторов в них, вы не знаете. Но вам захотелось назвать сутты ПК сказками - не потому, что они имеют свойства сказок (сказки не бьются по пунктам и по числу факторов), а просто потому, что вам так захотелось.
Палийский канон представляет собой библиотеку из разных сборников буддийских сказов и сказок, разделённых по разным категориям. "Долгий сборник" - содержит продолжительные, длинные сказания-былины. "Середний сборник" включает в себя более краткие сказы и сказки, разной продолжительности рассказа. Есть ещё "Свитковый сборник" и много других. Внутри сборника сказания делятся ещё по тематическим главам. Есть ещё большой, но, видимо, незаконченный учебник "Восходящий сборник", где в основу компоновки положены различные номера, которым в буддийских нарративах всегда уделялось особенное внимание.
Кстати, вы не знаете, чем обусловлено, какова причина такой озабоченности номерами в буддийском устном творчестве? Это ведь явно нечто большее, чем просто мнемоническая техника... Или всё же просто мнемоника и ничего более?
№619076Добавлено: Сб 28 Янв 23, 12:17 (2 года тому назад)
Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 28 Янв 23, 12:24), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената Скот
Зарегистрирован: 09.09.2008 Суждений: 7953 Откуда: Воронеж
№619077Добавлено: Сб 28 Янв 23, 12:21 (2 года тому назад)
Наппример, Шрути разбиты на 4 группы, внутри групп - на самхиты, брахманы, араньяки, упанишады, самхиты. Риг-веда самхита делится на мандалы, которые делятся на сукты, которые, в свою очередь, делятся на ричи. Все это тщательно пронумеровано.
Вообще, если Рената воображает себя переводчиком, не мешало б ей знать хотя бы элементарные вещи о людях, сказания которых она якобы переводит. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.
Ну так это не сказители собрали сказки в сборники, а вполне конкретные люди, Афанасьев, насколько я помню, распределял сказки по темам. Про учебник - полностью согласна с вами, ПК - вполне себе учебник. Виная написала как правило + случай, из-за которого это правило появилось. Сутты ДН чётко структурированы, чего в сказках нету. Сутты МН в основном состоят из параграфов, АН - из факторов. Но ведь учебник и сказка - разные виды чтения, не?
Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.
Ну так это не сказители собрали сказки в сборники, а вполне конкретные люди, Афанасьев, насколько я помню, распределял сказки по темам. Про учебник - полностью согласна с вами, ПК - вполне себе учебник. Виная написала как правило + случай, из-за которого это правило появилось. Сутты ДН чётко структурированы, чего в сказках нету. Сутты МН в основном состоят из параграфов, АН - из факторов. Но ведь учебник и сказка - разные виды чтения, не?
Сказки, собранные в определённом порядке - вполне себе учебник жизни. Собственно, народные сказки именно этим и являются - они учат жизни, просто делают это в своей особой, ритуально-нарративной форме.
Конечно же, индийские пураны и другая поэтико-сказочная индийская литература - собственно, и есть литературная обработка народных сказаний. Совсем недалеко от этого буддийское устное творчество.
Только представьте себе: по всей Русской земле стоят капища Велеса и Яги-Кострымы, где совершаются огненные обряды, храмы Сварога, Даждьбога, Перуна, где поют песни и проводят театрализованные празднества... И в каждом селении есть священная роща, где Дубу-Колдуну люди подношения оставляют... И праздники Коляды на солнцевороте... и много ещё чего такого пёстро-народного - и всё это поддерживается и спонсируется местными капиталистами, губернаторами и самим Государем Президентом.
А ещё по городам и сёлам ходят свободные лекторы, которые рассказывают и пересказывают всякие удивительные и поучительные истории. У одних они всё более удивительные, а других - удивительно поучительные... А в больших городах есть такие университеты, где эти рассказчики собираются и между собой общаются, и это постоянно по телевизору показывают, и горожане это смотрят и получают от этого душевную радость и моральное удовлетворение. Приходят по пятницам с велесова капища, зайдя по пути в храм Перуна и часовню Коляды, садятся обедать перед телевизором и смотрят все вместе любимое теле-шоу из Университета духовных наук.
Благодать, не правда ли?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы