Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Однажды в Саваттхи

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48475

618950СообщениеДобавлено: Пт 27 Янв 23, 11:29 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Сутты - (хорошо) сказанное.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2168
Откуда: Пантикапей

618952СообщениеДобавлено: Пт 27 Янв 23, 11:52 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Есть ещё - subhāsitā (хорошо сказанное) - общеиндийское - афоризм.

Ime cepi, mahānāma, mahāsālā subhāsitaṃ dubbhāsitaṃ ājāneyyuṃ, ime cāhaṃ mahāsāle byākareyyaṃ: ‘sotāpannā avinipātadhammā niyatā sambodhiparāyaṇā’ti;

Маханама, если бы эти великие саловые деревья могли бы различать хорошо сказанное от плохо сказанного, я бы провозгласил эти великие саловые деревья вступившими в поток… направляющимися к просветлению;


Подразумевается - "правильно" сказанное и "правильно" понятое: subhāsitaṃ ājāneyyuṃ - синхронизация сказанного и понимаемого, или снятие сказанного в понимании.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

618987СообщениеДобавлено: Пт 27 Янв 23, 16:50 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Каждый волен сам определять, как правильно. Сутты - сказания.
Новое о сказаниях. Сказания по пунктам (ДН, МН) и по номерам (АН).
Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

618991СообщениеДобавлено: Пт 27 Янв 23, 16:56 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

subhāsitaṃ ājāneyyuṃ - если бы знали отличие хорошо сказанного (от дурно сказанного).
То есть, имеется в виду правильное понимание в принципе, в чём и заключается умение отличать хорошую сказку от дурной.
По сути, в сутте Сам Будда говорит, что если бы эти платаны могли хоть что-то понимать, то он мог бы назвать их "вошедшими в русло" (видимо, столько уже всего хорошего было сказано под этими платанами, что даже они уже бы всё поняли, если бы могли понимать).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12260

619019СообщениеДобавлено: Пт 27 Янв 23, 18:03 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
grind



Зарегистрирован: 09.03.2019
Суждений: 315
Откуда: Калининград

619061СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 03:19 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

  Однажды монахи собрались послушать очередное наставление Будды. Бхагаван подошел, сел на подготовленное  для него место, внимательно и строго осмотрел собрание монахов, достал большую книгу с крупной надписью "Канон", открыл ее на определенной, странице и молвил "Так, монахи, сегодня мы будем изучать  сутту МН39, запишите в своих мозгах, "сутта МН 39". Так, что у нас дальше" - произнес Бхагаван, мельком глянув в открытую книгу: "записывайте, "содержание", раздел первый "Нравственность и средства к жизни"" - дальше Будда долгим взглядом посмотрел на открытую страницу, поднял взгляд и продолжил:
  "Так я слышал. Однажды Благословенный (то есть "Я") проживал в стране Ангов, в городе Ангов по названием "Ассапура". Там Благословенный (то есть "Я") обратился к монахам(то есть к вам) так:
- Монахи! "

_________________
один шаг до горизонта


Ответы на этот пост: Рената Скот, Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

619070СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 11:26 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?
В палийском каноне, где же ещё.

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12260

619072СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 11:45 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

grind пишет:
  Однажды монахи собрались послушать очередное наставление Будды. Бхагаван подошел, сел на подготовленное  для него место, внимательно и строго осмотрел собрание монахов, достал большую книгу с крупной надписью "Канон", открыл ее на определенной, странице и молвил "Так, монахи, сегодня мы будем изучать  сутту МН39, запишите в своих мозгах, "сутта МН 39".
Если посмотрите длинные сутты, то они разбиты на части в конце каждой части сказано: "окончена первая (вторая, третья) часть декламации". То есть приблизительно так всё и было, только без книги, а на память - с многочисленными повторами проговаривались все 10000 сутт.

Ответы на этот пост: Лодочник
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12260

619073СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 11:48 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?
В палийском каноне, где же ещё.
Ну то есть никаких сказок, сказаний и былин, где сказки, сказания и былины были бы разбиты по пунктам или по количеству тех или иных факторов в них, вы не знаете. Но вам захотелось назвать сутты ПК сказками - не потому, что они имеют свойства сказок (сказки не бьются по пунктам и по числу факторов), а просто потому, что вам так захотелось.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

619075СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 12:13 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

Тематические сборники сказаний и номерные (поскольку в буддизме явно присутствует своеобразная одержимость нумерологией)
А что это за сборники сказок (былин, сказаний), где сказки рассказаны по пунктам и по количеству сказочных факторов в них?
В палийском каноне, где же ещё.
Ну то есть никаких сказок, сказаний и былин, где сказки, сказания и былины были бы разбиты по пунктам или по количеству тех или иных факторов в них, вы не знаете. Но вам захотелось назвать сутты ПК сказками - не потому, что они имеют свойства сказок (сказки не бьются по пунктам и по числу факторов), а просто потому, что вам так захотелось.
Палийский канон представляет собой библиотеку из разных сборников буддийских сказов и сказок, разделённых по разным категориям. "Долгий сборник" - содержит продолжительные, длинные сказания-былины. "Середний сборник" включает в себя более краткие сказы и сказки, разной продолжительности рассказа. Есть ещё "Свитковый сборник" и много других. Внутри сборника сказания делятся ещё по тематическим главам. Есть ещё большой, но, видимо, незаконченный учебник "Восходящий сборник", где в основу компоновки положены различные номера, которым в буддийских нарративах всегда уделялось особенное внимание.
Кстати, вы не знаете, чем обусловлено, какова причина такой озабоченности номерами в буддийском устном творчестве? Это ведь явно нечто большее, чем просто мнемоническая техника... Или всё же просто мнемоника и ничего более?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

619076СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 12:17 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.

Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 28 Янв 23, 12:24), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Вантус
заблокирован


Зарегистрирован: 09.09.2008
Суждений: 7953
Откуда: Воронеж

619077СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 12:21 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Наппример, Шрути разбиты на 4 группы, внутри групп - на самхиты, брахманы, араньяки, упанишады, самхиты. Риг-веда самхита делится на мандалы, которые делятся на сукты, которые, в свою очередь, делятся на ричи. Все это тщательно пронумеровано.

Вообще, если Рената воображает себя переводчиком, не мешало б ей знать хотя бы элементарные вещи о людях, сказания которых она якобы переводит.

_________________

Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12260

619080СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 12:48 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.
Ну так это не сказители собрали сказки в сборники, а вполне конкретные люди, Афанасьев, насколько я помню, распределял сказки по темам. Про учебник - полностью согласна с вами, ПК - вполне себе учебник. Виная написала как правило + случай, из-за которого это правило появилось. Сутты ДН чётко структурированы, чего в сказках нету. Сутты МН в основном состоят из параграфов, АН - из факторов. Но ведь учебник и сказка - разные виды чтения, не?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12260

619082СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 12:51 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Вантус пишет:

Вообще, если Рената воображает себя переводчиком, не мешало б ей знать хотя бы элементарные вещи о людях, сказания которых она якобы переводит.
Именно что "якобы". Сутты я перевожу только в ваших мечтах. Перевод сутт - занятие для тех, кто выучил пали.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

619087СообщениеДобавлено: Сб 28 Янв 23, 13:10 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Подобным образом составлены "канонические" сборники русских народных сказок, где сказки собраны по темам и по продолжительности - длинные, как правило, в начале. Только "номерной" сборник не характерен для таких собраний записанных с устной передачи текстов, но буддийский "номерной" сборник - это не обычное собрание сказаний, а, вероятно, первая попытка создать буддийский учебник.
Ну так это не сказители собрали сказки в сборники, а вполне конкретные люди, Афанасьев, насколько я помню, распределял сказки по темам. Про учебник - полностью согласна с вами, ПК - вполне себе учебник. Виная написала как правило + случай, из-за которого это правило появилось. Сутты ДН чётко структурированы, чего в сказках нету. Сутты МН в основном состоят из параграфов, АН - из факторов. Но ведь учебник и сказка - разные виды чтения, не?
Сказки, собранные в определённом порядке - вполне себе учебник жизни. Собственно, народные сказки именно этим и являются - они учат жизни, просто делают это в своей особой, ритуально-нарративной форме.
Конечно же, индийские пураны и другая поэтико-сказочная индийская литература - собственно, и есть литературная обработка народных сказаний. Совсем недалеко от этого буддийское устное творчество.
Только представьте себе: по всей Русской земле стоят капища Велеса и Яги-Кострымы, где совершаются огненные обряды, храмы Сварога, Даждьбога, Перуна, где поют песни и проводят театрализованные празднества... И в каждом селении есть священная роща, где Дубу-Колдуну люди подношения оставляют... И праздники Коляды на солнцевороте... и много ещё чего такого пёстро-народного - и всё это поддерживается и спонсируется местными капиталистами, губернаторами и самим Государем Президентом.
А ещё по городам и сёлам ходят свободные лекторы, которые рассказывают и пересказывают всякие удивительные и поучительные истории. У одних они всё более удивительные, а других - удивительно поучительные... А в больших городах есть такие университеты, где эти рассказчики собираются и между собой общаются, и это постоянно по телевизору показывают, и горожане это смотрят и получают от этого душевную радость и моральное удовлетворение. Приходят по пятницам с велесова капища, зайдя по пути в храм Перуна и часовню Коляды, садятся обедать перед телевизором и смотрят все вместе любимое теле-шоу из Университета духовных наук.
Благодать, не правда ли?


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 6 из 8

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.038 (0.568) u0.015 s0.002, 18 0.022 [267/0]