Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

кантовское доказательство вещей вне сознания

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

637145СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 16:06 (5 мес. назад)    кантовское доказательство вещей вне сознания Ответ с цитатой

Добрый день, уважаемые участники

Кант в своем позднем «опровержении идеализма» так обосновывал существование вещей вне сознания:
Цитата:
«Аффицируйся мы исключительно самими собой, не замечая, однако, этой спонтанности, в нашем созерцании встречалась бы только форма времени, и мы не могли бы представить себе никакого пространства (бытия вне нас)».
Получается, что изначальные представления протяженных объектов появляются в душе в результате внешнего аффицирования, т. е. исходят от объектов вне нас в строгом смысле слова. (комментарий философа В.В.Васильева).


Как вам кажется, с т.з. буддизма - верно ли это доказательство ?

"Время", как мне кажется в переводе с кантовского на буддийский, это "нама", а "Пространство" - это "рупа".


Таким образом в переводе на буддийский язык доказательство получается такое:
"если бы наш опыт происходил/зависел исключительно сам от себя, и вне опыта ничего бы не существовало, то тогда в опыте не было бы деления на nama и rupa, и весь опыт был бы nama".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Серж, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

637146СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 16:10 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

на всякий случай прикреплю статью В.В.Васильева про то, как Кант в разное время относился к идеализму.


_и_споры_об_идеализме.pdf
 Описание:

Скачать
 Имя файла:  _и_споры_об_идеализме.pdf
 Размер файла:  270.61 KB
 Скачано:  50 раз(а)


_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637149СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 16:51 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Есть похожий аргумент против одного из видов солипсизма, что если вас повреждает нечто, находящееся вне доступности ваших органов чувств, то там что то есть и оно - независимое, не вы.

Имхо, тут, как и у И. Канта - лингвистические головоломки.

Не определены понятия «опыт», «ум», соотношение мира и тела.

Время по Самуччайе - это изменение намарупы, насколько я помню. Оно есть, даже если нейм не обратил на это внимания.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3370
Откуда: russia

637152СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 18:34 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Стряхнется последняя капля на ботинок (при идеале с вычетом) и что, его обращение в лапоть состоялось?
_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

637153СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 18:55 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Время по Самуччайе - это изменение намарупы, насколько я помню

а как же в дхьянах - чем выше дхьяна, тем рупы меньше !
И даже миры без рупы есть, где изменения происходят в одном лишь времени.

Это как раз косвенно подтверждает Кантовское доказательство: стремление к нирване предполагает уход "подальше" от рупы, через которую вещи-сами-по-себе на нас влияют, как бы стремясь закабалить нас в сансаре.

может быть не зря буддисты акашу ("пространство") включили в дхармы, а вот "время" - нет, разглядев таким образом их принципиальную разность.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3370
Откуда: russia

637154СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 19:48 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира
Сами-в-себе-вещи представляют в степени оказываемое влияние на заимствующую их сторону, они становясь катализатором искажения порядка выстраивания понятий о том или ином в предмете ,так сказать ответы переполнены нулями, - стратагема во плоти, что формирует нехотя определение принадлежности к неизвестному, до идеала сводимого,  во владении, по большей части теперь чувством самоценным, ими обладателей  "стремясь закабалить". Сил затрачено выдавить на гончарном круге ровно столько, с уходом в компромисс Канта чтобы ,приняв закон термодинамики за единое - чему подчинена работа (на счет нирваны).

_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637155СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 20:21 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Время - это мера измерений же. Не какая то субстанция. Если у вас есть псих. явления, но совершенно отсутствует эмпирика, то мера ведь тоже возможна.

Цитата:
стремление к нирване предполагает уход "подальше" от рупы

А Акаништха с буддами, бодхисаттвами и арьями находится в рупалоке? Там ведь и Вайрочана-Шакьямуни пребывает. Я сомневаюсь в том, что там нет вкуса и запаха. Есть версия в ТБ, что они просто однородны и от того незаметны. Их не надо различать. «Как бы нет». Рупалока- это отсутствие грубой рупы. На счет «меньше рупы» в целом - не знаю.

Существа же не появляются по-новой. Т.е. нижние миры - это «грязевые ванны», куда помраченные брахмы окунаются. В процессе умирания грязь слетает. Но так как они помраченные, то окунаются куда либо еще. Антарабхава - это те же самые миры дхьян, только от лица мимокрока, который там очутился в силу обстоятельств. Олсо, бардо умирания =  индивидуальные кальпы голода, войн и болезней перед «концом мира» нижних уровней, как считается в ваджраяне. А бардо с буддами= тысячи копий, нацеленных в ваше сердце» если речь идет об искаженном восприятии.

Так картинка сходится. А с мгновенной нелокальной причинностью у сознания - не очень. И ее руинит «магическое рождение». Из ничего или несоответствующих причин не появляется ничего. Надо или его в метафору переводить или допускать вот такой аналог астрального тела с индриями, «которые не могут быть отсечены от плоти» (с).

Нама с рупой (не в сотериологическом смысле) и с бхаджана локой связаны просто намертво. Никто никуда от них не способен уйти, если только речь не про изменение модуса.

Цитата:
буддисты акашу ("пространство")

Это не пространство, а « отсутствие препятствий как в пространстве отсутствует рупа, препятствующая рупе». Если вы что то делаете и этому нет препятствий, то оно «как пространство».

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637156СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 20:29 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
вещи-сами-по-себе на нас влияют, как бы стремясь закабалить нас в сансаре.

Есть разные ситуации познания и разные контексты, разные определения. ВСПС предполагает установление ее существования вне познания. Такое невозможно.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

637158СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 23:43 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Это не пространство, а « отсутствие препятствий как в пространстве отсутствует рупа, препятствующая рупе». Если вы что то делаете и этому нет препятствий, то оно «как пространство».

Именно такое «отсутствие препятствий» у Канта и называется «пространством» (которое априорная форма созерцания).

И именно так (через аналогию с нашим обычным пространством) мы и понимаем (объясняем себе) ту априорную форму.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

637159СообщениеДобавлено: Вс 03 Дек 23, 23:56 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Время - это мера измерений же. Не какая то субстанция. Если у вас есть псих. явления, но совершенно отсутствует эмпирика, то мера ведь тоже возможна.

Тут вот катати вспомнить раннее доказательство Кантом вещей вне сознания:

Мы наблюдаем себя во времени, а чтобы воспринимать время, нам нужна какая-то субстанция (в которой как раз проявляются изменения). Внутри нас такой (постоянной) субстанции нет, и вне нас - тоже нет. Значит такая субстанция - за границами опыта, и тем доказано бытие вещей-самих-по-себе.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637160СообщениеДобавлено: Пн 04 Дек 23, 02:35 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Это не пространство, а « отсутствие препятствий как в пространстве отсутствует рупа, препятствующая рупе». Если вы что то делаете и этому нет препятствий, то оно «как пространство».

Именно такое «отсутствие препятствий» у Канта и называется «пространством» (которое априорная форма созерцания).

И именно так (через аналогию с нашим обычным пространством) мы и понимаем (объясняем себе) ту априорную форму.

"Акаша" - это не про познание в общем. Как экран у проектора, например. Потому что оно есть у всех, кто наделен сознанием. Этому не нужно учить и что то делать для достижения.

Все, противоположные 8БП мысли, как вариант, и ситуации. Но это имхо.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Последний раз редактировалось: ТМ (Пн 04 Дек 23, 02:54), всего редактировалось 3 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637161СообщениеДобавлено: Пн 04 Дек 23, 02:37 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Время - это мера измерений же. Не какая то субстанция. Если у вас есть псих. явления, но совершенно отсутствует эмпирика, то мера ведь тоже возможна.

Тут вот катати вспомнить раннее доказательство Кантом вещей вне сознания:

Мы наблюдаем себя во времени, а чтобы воспринимать время, нам нужна какая-то субстанция (в которой как раз проявляются изменения). Внутри нас такой (постоянной) субстанции нет, и вне нас - тоже нет. Значит такая субстанция - за границами опыта, и тем доказано бытие вещей-самих-по-себе.

Вы изменения литералли каждую секунду наблюдаете. Даже сменившийся предмет внимания - уже изменение. Какое то странное доказательство. Можно было бы сказать, что то, что мы наблюдаем - не ИРЛ вещи. Но, поскольку мы наблюдаем следствия, то есть и причина. Приборы могут фиксировать эти вещи непосредственно. Но это просто еще один контекст. Он критически ничего не меняет как в случае одевания очков, например.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

637179СообщениеДобавлено: Пн 04 Дек 23, 22:32 (5 мес. назад)    Re: кантовское доказательство вещей вне сознания Ответ с цитатой

Кира пишет:
Добрый день, уважаемые участники

Кант в своем позднем «опровержении идеализма» так обосновывал существование вещей вне сознания:
Цитата:
«Аффицируйся мы исключительно самими собой, не замечая, однако, этой спонтанности, в нашем созерцании встречалась бы только форма времени, и мы не могли бы представить себе никакого пространства (бытия вне нас)».
Получается, что изначальные представления протяженных объектов появляются в душе в результате внешнего аффицирования, т. е. исходят от объектов вне нас в строгом смысле слова. (комментарий философа В.В.Васильева).


Как вам кажется, с т.з. буддизма - верно ли это доказательство ?

"Время", как мне кажется в переводе с кантовского на буддийский, это "нама", а "Пространство" - это "рупа".


Таким образом в переводе на буддийский язык доказательство получается такое:
"если бы наш опыт происходил/зависел исключительно сам от себя, и вне опыта ничего бы не существовало, то тогда в опыте не было бы деления на nama и rupa, и весь опыт был бы nama".
Это как рассматривать Дхармакирти, с одной стороны он йогачарин, с другой саутрантик.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12672

637180СообщениеДобавлено: Пн 04 Дек 23, 23:05 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
и весь опыт был бы nama

Он и так нама. У восприятия веса или твердости нет веса или твердости.

Цитата:
и вне опыта ничего бы не существовало

Вы просто трактуете "опыт" как ситуативный опыт. У меня нет восприятия другой комнаты, например. А опыт только своей комнаты. Это не тот опыт. В вашем опыте неявно есть все мультиверсы, благодаря которым возможно ваше восприятие. При переходе ногами и переводе внимания на интерьер другой комнаты критически ничего не изменится. Можно даже не ходить, если этим не решаются какие-то утилитарные цели. "Опыт" же не в смысле как у естественных наук, который восприятием черных лебедей руинит ранее существовавшее мнение о только белых лебедях. Да хоть радужные и прозрачные.  Laughing Относительно структуры познания то это ничего не поменяло.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30517

637185СообщениеДобавлено: Вт 05 Дек 23, 04:50 (5 мес. назад)    Re: кантовское доказательство вещей вне сознания Ответ с цитатой

Кира пишет:

Кант в своем позднем «опровержении идеализма» так обосновывал существование вещей вне сознания:
Цитата:
«Аффицируйся мы исключительно самими собой, не замечая, однако, этой спонтанности, в нашем созерцании встречалась бы только форма времени, и мы не могли бы представить себе никакого пространства (бытия вне нас)».
Трижды прочитал этот силлогизм, но так его и не понял.
Можно это как-то человеческим языком разъяснить?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 1 из 7

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.949) u0.018 s0.001, 20 0.009 [292/0]