|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401134Добавлено: Вт 03 Апр 18, 18:54 (7 лет тому назад) О жажде и прекращении |
|
|
|
По непонятной (технической, как я понимаю), причине не удаётся разместить пост целиком (замечу сразу, что он посвящен не вопросу о посмертном состоянии араханта). Поэтому ничего не остаётся, кроме того, чтобы перечислить здесь основные параграфы, и дать ссылку:
1. Наблюдение и отстранение жажды, полезное в повседневной жизни
2. Исследование условий
3. Исследование корней
4. Умелые корни и состояния
5. О прекращении
https://buddhismvevrope.wordpress.com/2018/04/03/%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE-%D0%B6%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B6%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B
P.S. Пожалуй, сделаю заключение - оформлю основные мысли текста в виде тезисов:
1. Направив внимание на "якорь", замечая, как оно от этого якоря отвлекается, снова и снова возвращая его к этому якорю, можно научиться замечать моменты возникновения представлений (как чисто умственных представлений, так и представлений, предметы которых воспринимаются органами чувств), а также отслеживать, переживаются ли они как приятные, неприятные или нейтральные. Также можно научиться замечать, как приятные и неприятные переживания вызывают автоматические реакции влечения и отторжения.
1.1. Умение отслеживать возникновение автоматических реакций влечения и отторжения, и не следовать за ними вниманием дальше, полезно даже и в повседневной жизни, с точки зрения развития нравственности, и с точки зрения отбрасывания болезненных или беспокоящих эмоций.
2. В результате наблюдения делается видно, что представления возникают или из-за восприятия внешних предметов органами чувств, или в качестве реакции (например, ассоциативная связь) на непосредственно предшествующие представления, или под воздействием волевых импульсов, или в результате разнообразных комбинаций этих условий.
2.1. Также делается видно, что волевые импульсы тоже не из ниоткуда возникают, а из реакций влечения/отторжения по отношению к приятным/неприятным переживаниям (как чувственно воспринимаемым, так и чисто умственным).
3. Наиболее сильные и устойчивые волевые импульсы структурируют человеческую жизнь и придают относительную стабильность человеческой личности. Человек - это то, к чему он стремится и то, чего он ненавидит. Однако в основе этих волевых импульсов, определяющих всю жизнь, тоже лежат реакции влечения к приятным и отвращения к неприятным переживаниям.
4. Улавливая моменты возникновения представлений, переживаний и волевых импульсов, человек осознаёт их безличность (то есть, что они возникают обусловленным образом, не отличаясь принципиально от событий во внешней природе, а не являются действием какого-либо "субъекта") и непостоянство.
4.1. Уже сама практика, при которой внимание направлено не на предметы представлений, а на возникновение самих представлений, и не следует за спонтанными реакциями на представление, выталкивает наблюдателя во внешнюю позицию по отношению к наблюдаемым феноменам. А осознание, что всё то, что человек считал собой и своим - это, на самом деле, обусловленный и безличный процесс возникновения и исчезновения, позволяет ещё более увеличить воображаемую дистанцию между наблюдаемыми феноменами и наблюдателем.
5. Состояние отстраненности от возникающих и исчезающих феноменов переживается как радость, как свобода, как ясность, как чистота. Но на самом деле оно тоже обусловлено, тоже входит в число возникающих и исчезающих феноменов. А именно, оно обусловлено слышанием Дхаммы, оно обусловлено мыслью о благих плодах практики и желанием этих плодов, оно обусловлено самой практикой отслеживания феноменов и удержания внимания под контролем.
5.1.Чистое и ясное состояние отстраненного наблюдения может переживаться, как внешнее по отношению к наблюдаемым феноменам. Но на деле, будучи обусловлено верой, желанием, практикой, и т.д., оно тоже находится внутри сети непостоянных, обусловливающих друг друга феноменов.
5.2. Поскольку оно воспринимается как внешнее и не обусловленное, оно само может стать предметом влечения (жажды, страсти, алчности). Таким образом, возникший момент отстраненности, ясности, покоя будет разрушен или искажен.
5.3. Поскольку есть понимание, что даже отстраненное наблюдение обусловлено и не постоянно, вспыхивает понимание, что из сети взаимообусловленных феноменов некуда выходить и некому выходить. Оно вызывает жажду прекращения, которая затем тоже утихает в связи со своей очевидной неисполнимостью.
5.4. И вот, когда жажда утихает хотя бы на мгновение, возникает проблеск видения Ниббаны.
5.5. Видение Ниббаны - это видение реальности без пристрастия к возникновению, без попытки (продиктованной жаждой) удержать возникшее от исчезновения. Это видение любого возникновения, как безличного и бессмысленного, с самого начала обреченного на обнуление последующим исчезновением. Это видение возникновения и исчезновения, как пены, как несущественных и непостоянных отклонений от единственно прочной и постоянной реальности - не-возникновения и не-исчезновения, Ниббаны.
5.5. Проблеск видение Ниббаны - ещё не само видение, поскольку видение Ниббаны возникает, когда некоторые (в случаях сотапанны, сакадагамина, и анагамина) или все (в случае араханта) виды жажды угасают окончательно.
5.6. Практика исследования феноменов может привести к пониманию безличности, и развеять сомнения в учении Будды. Если она сочетается с совершенствованием нравственности, с доведением хотя бы нравственности мирянина до совершенства, сочетание нравственности и уверенности в Дхамме к концу жизни может стать основанием для убежденности, что произошло вступление в поток. Это возможно и для мирянина.
5.7. Однако, чтобы идти дальше, чтобы прекращать жажду, нужно, чтобы проблеск видения Ниббаны, достигаемый наблюдением феноменов, не разрушался вновь возникающими влечениями и отторжениями. А для этого нужно свободно овладеть вхождением и пребыванием в состояния отстраненности, не менее чем до уровня четвертой джханы, так, чтобы беспрепятственно в них входить в любое время, и пребывать в них столько, сколько угодно. Но основой для столь глубокой, постоянной и прочной отстраненности, отрешенности от всех препятствий может быть только соответствующий образ жизни - уединенный, отшельнический, монашеский. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Ср 04 Апр 18, 17:11), всего редактировалось 3 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№401157Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:29 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Что такое "умелые корни и состояния" вкратце?
алобха, адоса, амоха - как это выразить простыми русскими словами?
Тремя умелыми корнями, естественно, называются противоположности алчности, злобе и глупости – алобха, адоса, амоха. Если алобха – это отсутствие алчности, то адоса – это не просто отсутствие злобы, но ещё и доброжелательность (mettā) и сострадание (anukampā). Амоха же – это, естественно, знание четырёх Благородных истин/действительностей, каммы и зависимого возникновения.
Можно ли назвать это Щедростью, Милосердием и Знанием Дхармы? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 03 Апр 18, 20:37), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, empiriocritic_1900, Ассаджи |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№401159Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:33 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Правильно ли я понимаю, что в этом эпизоде:
В такие моменты доминирующим условием в его потоке ментальных феноменов является не желание, направленное на те или иные объекты, а энергия (viriya), с которой он исследует феномены, или само распознавание, исследование феноменов (vīmaṃsā), к которому полностью приковано внимание.
словом "вирья" обозначено то, что участник этого форума Фридегард называет странным словом "хотение", или, в более приемлемом виде, волевым фактором? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Frithegar |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401161Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:39 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Что такое "умелые корни и состояния" вкратце?
Вкратце - это я решил попробовать на вкус и звучание страшный, но почему-то используемый перевод kusala, как умелый. Всегда считал, что лучше это переводить "благой", но сейчас почему-то потянуло на эксперимент.
Соответственно, речь идёт о kusalahetu в частности, и о dhammā kusalā в общем. Это если вкратце. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№401164Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:42 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Да, слово "кусала" для русского уха... полагаю, что "благие" всё же правильнее и лучше в отношении "корней". Либо говорить о качествах или даже лучше навыках, который как раз можно назвать умелыми - "каушалья" на санскрите. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401174Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:51 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Правильно ли я понимаю, что в этом эпизоде:
В такие моменты доминирующим условием в его потоке ментальных феноменов является не желание, направленное на те или иные объекты, а энергия (viriya), с которой он исследует феномены, или само распознавание, исследование феноменов (vīmaṃsā), к которому полностью приковано внимание.
словом "вирья" обозначено то, что участник этого форума Фридегард называет странным словом "хотение", или, в более приемлемом виде, волевым фактором?
Что обозначает Фридегард, я не знаю. А viriya - это один из факторов пробуждения (bojjhaṅga). Им посвящена Самъютта Никая 46, начиная с этой: https://suttacentral.net/sn46.1/en/bodhi Неоднократно говорится, что факторы пробуждения развиваются в результате практики сатипаттхан (см., например, SN46.6, AN10.61).
Viriya - это третий из факторов пробуждения в их обычном порядке перечисления, после памятования (sati) и исследования дхамм (dhammavicaya). То есть, личность, развивающая факторы пробуждения, с памятованием подходит к исследованию дхамм, исследует их энергично, с воодушевлением - и появляется четвертый фактор пробуждения, экстатический восторг (pīti) _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№401177Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:55 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900, спасибо за пояснение. По всей видимости, именно это и имеет в виду наш друг Фридегард, когда говорит о значении воли в деле просветления. Просто он считает волю проецируемой Атманом, а не просто навыком правильных действий. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401178Добавлено: Вт 03 Апр 18, 20:59 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Да, слово "кусала" для русского уха... полагаю, что "благие" всё же правильнее и лучше в отношении "корней". Либо говорить о качествах или даже лучше навыках, который как раз можно назвать умелыми - "каушалья" на санскрите.
Не защищаю словосочетание "умелые корни" - это, повторюсь, только в порядке эксперимента. Но мне хотелось выразиться нарочито странно - чтобы обозначить, что строго говоря, здесь как с морской свинкой - и не "умелые", и не "корни", если оба эти слова брать в их русском значении. Не корни - потому что это ведь не то, из чего определенная читта вырастала бы. Не исток, не зародыш, не причина (хотя и hetu). Может быть, это "основной мотив", или, если обратиться к лексикону XIX века, "расположение". В общем, я сейчас не вижу термина, который точно бы передавал все оттенки смысла, не привнося ненужных, неверных оттенков. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401182Добавлено: Вт 03 Апр 18, 21:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ли назвать это Щедростью, Милосердием и Знанием Дхармы?
Знанием Дхаммы - да, можно назвать (хотя здесь всё равно будут нужны пояснения, в чём именно оно заключается). Милосердием - да, можно.
А насчёт щедрости - не уверен. В отличие от адосы, алобхе в Дхаммасангани даются исключительно отрицательные определения. Скорее уж (ИМХО) бескорыстие, чем щедрость.
Вот определение алобхи в классическом переводе Августы Каролины Рис-Дэвидс:
[1055] What is disinterestedness ?
The absence of greed, showing greed, greediness is the
absence of lust, of lusting, of lustfulness; the absence of
covetousness, that absence of greed which is the root of good
(karma). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Кукай
Зарегистрирован: 02.12.2016 Суждений: 1680
|
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401239Добавлено: Ср 04 Апр 18, 09:02 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ну Вы парни глубоко зарылись в терминологию )
Ну так нужно же понимать, о чем идёт речь. Ведь, к сожалению, терминология на русском ещё не устоялась. Поэтому каждый переводит по-своему. А те, кто читает, вынуждены догадываться, что имеется в виду. И если не знаешь термины в оригинале, догадаться очень сложно. Так что всегда, когда есть возможность обсудить перевод терминов, полезно это сделать. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№401279Добавлено: Ср 04 Апр 18, 11:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
словом "вирья" обозначено то, что участник этого форума Фридегард называет странным словом "хотение", или, в более приемлемом виде, волевым фактором?
"вирья" для вас понятнее? Чем "хотение")
это как кулинарные извращения во время предпасхального поста. Не так плохо съесть просто что-то скоромное, чем предаваться в уме подобным кулинарным вариантам рецептов, чтобы пост соблюсти поизысканнее. "Пост" у них, видите ли) _________________ живите больше
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№401284Добавлено: Ср 04 Апр 18, 11:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ну Вы парни глубоко зарылись в терминологию )
А так и надо. Физику можно считать физикой без формул и терминологии?
Цитата: empiriocritic_1900: Наблюдаются именно события – то, как определенное представление возникает (uppajjati)
Уппаджати, насколько я понял это "порождение" (упа+джати). Понимаете разницу, когда что-то порождается вами бессознательно или что-то само собой возникает? А надо осознавать. Всем нам
... и вообще выражение "возникновение читты" это, извините, нонсенс. Читта (мысль) связана с волей, а воля не может "возникать". Она может что-то творить бессознательно. Порождать. Но это не возникновение чего-то внешнего, а собственное бессознательное и бесконтрольное порождение. Это как самому себе посылать смс-ки и думать, что они "возникают" _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Ср 04 Апр 18, 11:48), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№401288Добавлено: Ср 04 Апр 18, 11:40 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: empiriocritic_1900: отделить читту от её сопутствующих феноменов (cetasikā dhammā), можно только специальным анализом, а непосредственно в опыте они соединены.
Остановимся сейчас только на одной четасике – на приятном/неприятном/нейтральном переживании (vedana).
кроме "четасики" есть противоположное её "кайика". Четасика - это чувство, связанное с ответной реакцией на какаой-то раздражитель или чувство. Или приходящее следствие. А "кайика" - это только ощущение приходящего следствия без ответной реакции на это. Без эмоций. Есть сутта, где эти два чувства сравниваются с двумя дротиками. У обычного человека есть эти два дротика, когда он, если приходит страдание сначала воспринимает "кайику", а потом еще и эмоционально отвечает на это "четасикой". ... А надо, как там говорится, ограничиваться только "кайикой". ... _________________ живите больше
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№401293Добавлено: Ср 04 Апр 18, 11:47 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Понимаете разницу, когда что-то порождается вами бессознательно или что-то само собой возникает? А надо осознавать. Всем нам
Когда говорится о зависимом возникновении (а рождение - это тоже элемент процесса зависимого возникновения) слово "вами" лишено смысла. См. SN12.12 _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Frithegar |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|