Зарегистрирован: 07.04.2007 Суждений: 1688 Откуда: Москва
№401010Добавлено: Пн 02 Апр 18, 23:15 (7 лет тому назад)буддийский атомизм
Заинтересовал вопрос: атомистическая теория, излагаемая в хинаянских абхидхармах, в частности, у Васубандху - как-то основывается на буддийских сутрах или идет из добуддийских представлений?
Скажем, в палийском каноне есть ли упоминания о неделимых частицах?
Зарегистрирован: 07.04.2007 Суждений: 1688 Откуда: Москва
№401016Добавлено: Пн 02 Апр 18, 23:26 (7 лет тому назад)
Да, вот нашел у Лысенко про это:
==================
Действительно, мы не находим никаких свидетельств об атомах в канонических текстах буддийского канона Типитака на пали, которые считаются самыми ранними, а также в санскритских текстах Трипитаки, и даже в трактатах Абхидхарма-питаки школы сарвастивада. Идея атомов появляется лишь в постканонической литературе, впервые в «Абхидхарма-саре» («Сущности Абхидхармы»)[11] Дхармашри (или Дхармашрештхина, текст переведен на китайский язык в 250 г.), затем она развивается в «Махавибхаше» («Великом комментарии»)[12] и далее в АКБ Васубандху и сочинениях его оппонента вайбхашика Сангхабхадры, прежде всего «Ньяя-анусаре»[13]. Главными буддийскими сторонниками атомизма были последователи реалистических школ вайбхашики и саутрантики. Саутрантики оспаривали некоторые атомистические идеи вайбхашики[14], однако систематической критике учения обеих реалистических[15] школ подвергаются в йогачаре тем же Васубандху, что излагал их в АКБ[16].
Современные ученые склоняются к признанию того, что атомизм пришел в буддизм извне. Авторитетный исследователь буддизма Дхаммаджоти считает, что буддисты заимствовали атомизм у вайшешики [Dhammajoti 2009, 198].
============
№401022Добавлено: Вт 03 Апр 18, 00:05 (7 лет тому назад)
Давайте посмотрим на абхидхарму. Где именно Вы увидели неделимые частицы, а не различимые элементы, классифицируемые в несводимые между собой категории рупа, читта, четасика и ниббана? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№401029Добавлено: Вт 03 Апр 18, 02:36 (7 лет тому назад)
В тхераваде. Пока что самая детальная из тех книг, что встречались.
Если есть рупа\махабхуты, то есть и ее частицы. Вопрос в том, как эти частицы изложены и с какой целью. Особенно интересно про "particless-body" из Калачакры и теория утоньшения элементов типа земля-земля, земля-вода, земля-огонь... пространство-ветер, пространство-пространство. В каноне ТБ должно быть, т.к. упоминают это, но не переведено, скорее всего. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Давайте посмотрим на абхидхарму. Где именно Вы увидели неделимые частицы, а не различимые элементы, классифицируемые в несводимые между собой категории рупа, читта, четасика и ниббана?
На эту тему в буддийской схоластике имеется довольно обширная полемика между разными школами.
Если до сих пор не сталкивались, значит, вам это просто не нужно.
А обсуждать с вами ваши фантазийные представления о буддийских сиддхантах у меня нет никакой охоты.
№401109Добавлено: Вт 03 Апр 18, 14:02 (7 лет тому назад)
недавно относительно только понял, что Лысенко это она.
Атом - вообще не буддийский термин, но греческий. То, как греческие слова связаны с индусскими - это вообще отдельный разговор. Как Платон и Пифагор связаны с буддийской и вообще индусской традицией.
не всегда успешно употреблять греческие слова типа "феномена" для перевода индусских терминов типа "дхамма". Потому, что часто не ясен смысл того же самого слова "феномен" _________________ живите больше
№401110Добавлено: Вт 03 Апр 18, 14:05 (7 лет тому назад)
"дхамма" - это и есть такая "неделимая частица". Отдельное "психическое" состояние, которое имеет своё собственное неповторимое качество.
Атом, по-моему, все-таки больше у нас в представлении как нечто мельчайшее, но все-таки объективно-материальное. Но больше то из чего состоит материя, но не сознание _________________ живите больше
№401111Добавлено: Вт 03 Апр 18, 14:10 (7 лет тому назад)
сама суть буддийской философии, что ничто не может быть вне данного момента (кшана) сознания. Ни атман, ни "я", ничто. Ни атом, ни феномен. И качество этого момента - это дхамма. Неделимое дальше _________________ живите больше
Давайте посмотрим на абхидхарму. Где именно Вы увидели неделимые частицы, а не различимые элементы, классифицируемые в несводимые между собой категории рупа, читта, четасика и ниббана?
На эту тему в буддийской схоластике имеется довольно обширная полемика между разными школами.
Если до сих пор не сталкивались, значит, вам это просто не нужно.
А обсуждать с вами ваши фантазийные представления о буддийских сиддхантах у меня нет никакой охоты.
Полемику тоже нужно понимать. Читая о воззрениях Вы ограничены собственными воззрениями и легко упускаете суть дискуссии, пытаетесь придумать в рамках своих воззрений суть и значение других воззрений.
Внимательное изучение других воззрений расширяет ум, но для внимательности нужны вера и усердие. Просто возражать - не значит исследовать. Если Ваши воззрения не расшатываются, значит Вы застряли в воззрениях. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Внимательное изучение других воззрений расширяет ум, но для внимательности нужны вера и усердие. Просто возражать - не значит исследовать. Если Ваши воззрения не расшатываются, значит Вы застряли в воззрениях.
Внимательное изучение других воззрений расширяет ум, но для внимательности нужны вера и усердие. Просто возражать - не значит исследовать. Если Ваши воззрения не расшатываются, значит Вы застряли в воззрениях.
Won Soeng, вы напыщенный велеречивый болван.
Как Вас задело, надеетесь, что сможете в ответ задеть меня? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№401123Добавлено: Вт 03 Апр 18, 15:09 (7 лет тому назад)
Так а Вы сангаху почитаете. Рупакалапы - это не атомы, а 21 группа материальности. И речь, как раз, о материальных явлениях
Цитата:
Материальные явления не случаются по одиночке, но возникают в комбинациях или группах, известных как рӯпакала̄ пы, которых насчитывается двадцать одна. Как все ментальные факторы обладают четырьмя характеристиками (см. главу II, §1), также и материальные явления в группе. Все материальные явления в группе возникают вместе и гаснут вместе. У них общая основа, а именно, совместно зарождающиеся великие первоэлементы, которые являются непосредственной причиной как для производных явлений, так и друг для друга. И они все случаются вместе, от возникновения до прекращения.
Цитата:
Жизнь и восемь неотделимых материальных явлений вместе с глазом называются десяткой глаза. Аналогично (соединяя первые девять) с ухом получается десятка уха, и также десятка носа, десятка языка, десятка тела, десятка женственности, десятка мужественности, десятка сердце-основы получаются соответствующим образом. Неотделимые материальные явления, вместе с жизнью, называются витальной девяткой. Эти девять групп происходят от каммы.
Цитата:
Неотделимые материальные явления составляют «чистую восьмёрку». Они, вместе с телесной коммуникацией, составляют девятку телесной коммуникации; вместе с вербальной коммуникацией и звуком – десятку вербальной коммуникации; вместе с материальными явлениями тройки лёгкости – ундекаду [группу из 11] тройки лёгкости; додекаду [группу из 12] телесной коммуникации и тройки лёгкости; тридекаду [группу из 13] вербальной коммуникаци, звука и тройки лёгкости. Эти шесть материальных групп происходят от сознания.
Цитата:
Чистая восьмёрка, девятка звука, ундекада тройки лёгкости, додекада звука и тройка лёгкости – эти четыре группы происходят от температуры.
Цитата:
Чистая восьмёрка и ундекада тройки лёгкости – две материальные группы, происходящие от питания.
Цитата:
Среди них две материальные группы произведённые температурой – чистая восьмёрка и девятка звука – также могут быть внешними. Все остальные строго внутренние.
Цитата:
Существует двадцать одна материальная группа – девять, шесть, четыре и два – они в соответствующем порядке происходят от каммы, сознания, температуры и питания. Так как пространство разграничивает, а характеристики просто обозначают, то мудрые говорят, что они не входят ни в какую материальную группу.
Цитата:
Девять групп, произведённых каммой: (1) десятка глаза; (2) десятка уха; (3) десятка носа; (4) десятка языка; (5) десятка тела; (6) десятка женственности; (7) десятка мужественности; (8) десятка сердце-основы; (9) витальная девятка. Шесть групп произведённых сознанием: (1) чистая восьмёрка; (2) десятка телесной коммуникации; (3) десятка вербальной коммуникации; (4) ундекада тройки лёгкости; (5) додекада телесной коммуникации и тройки лёгкости; (6) тридекада вербальной коммуникации, звука и тройки лёгкости. Четыре группы произведённые температурой: (1) чистая восьмёрка; (2) девятка звука; (3) ундекада тройки звука; (4) додекада звука и тройки лёгкости. Две группы, произведённые питанием: (1) чистая восьмёрка; (2) ундекада тройки лёгкости.
_________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы