Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ниродха - не уничтожение

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

607672СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 21:16 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Но есть еще одно важное отличие этого состояния от состояния тупого равнодушия - это присутствие ясного и чёткого  сознания-восприятия, свободной читты, не захваченной силами желаний.
Откуда дровишки? Почему или "свободная читта" (как она выглядит, кстати, чисто технически) или тупое равнодушие? Про состояние покоя афтор из Перадении никогда не слыхал?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

607674СообщениеДобавлено: Вс 21 Авг 22, 21:28 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Продолжение:
Учитывая, что предлоги ану- и ви- задают символическое направление (ану- к объекту, ви- от него), можно заключить, что корень слова означает не просто удержание, а сватывание. Тут уместно вспомнить известную метафору Будды про огонь, который схватывается с топливом. Сухая древесина хорошо схватывается огнём, в то время как влажная, пропитанная водой, вообще не схватывается.
Ануродха в таком разрезе понимания означает схватывание-притяжение, и виродха схватывание-отбрасывание.
Ниродха, соответственно, это "несхватывание", в смысле отсутствия какого-либо схватывания.
Тут припоминается еще одна каноническая аллегория, гласящая, что медитатор в высших стадиях вдохновения полностью пропитан блаженством и пребывает в покое и свободе.
Таким образом становится понятно глубинное значение термина ниродха, как обозначения состояния, в котором не возникает схватывания огнём влечений, желаний.
Но есть еще одно важное отличие этого состояния от состояния тупого равнодушия - это присутствие ясного и чёткого  сознания-восприятия, свободной читты, не захваченной силами желаний.

Согласен с ТМ, вы, безусловно, красивый образ обрисовали этимологическими красками, но, думаю, - как и пытался сам сакробатировать выше - сенсорика, порождая чарующие образы обольщения и борьбы с собой, будто сбивает с микроаналитического ниродха-пути, вроде как отвлекаясь на самвару, то и дело угрожающую падением в аскетические крайности (чем краше образ борьбы с влечениями, тем сильнее соблазн аскезы; не случайно последнюю считают иногда формой гедонизма), я утрачиваю главную нить затеи освобождения. Получается двойное наваждение - влечение избегает своего глобального пресечения, своей ниродхи, прячась в образах борьбы с собой в форме "благородного" поведения, попросту продлевает себе жизнь - рискну замахнуться на святое - не только в Панчашиле, но и в Пратимокше.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

607694СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 12:39 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

Но есть еще одно важное отличие этого состояния от состояния тупого равнодушия - это присутствие ясного и чёткого  сознания-восприятия, свободной читты, не захваченной силами желаний.
Откуда дровишки? Почему или "свободная читта" (как она выглядит, кстати, чисто технически) или тупое равнодушие? Про состояние покоя афтор из Перадении никогда не слыхал?
Это не от автора из Перадении. Это мой парафраз на записки об Абхидхамме Ньанапоника-тхеры. Возможно, он несколько грубоват, но дело в том, что виньяна и читта не одно и то же в палийсаих текстах, хотя и встречаются в синонимичных позициях.

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

607695СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 12:53 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ануродха (влечение к приятному) и виродха (отвращение от неприятного)

Не было у них "влечения" или "отвращения" в отрыве от бэкграунда познающего сознания. Иначе можно зеркалить превозмогание и бесконечно всех тыкать ПРИВЯЗАННОСТЬЮ. Что у нас на форумах очень любят делать и это даже есть в тхеравада-стартерпак - сутта про Дхамму-плот.

Лама, насилующий пастушку, - Будда Амогхасиддхи. Пастух, насилующий пастушку, - животное.

Я это без сарказма пишу. История из прошлых жизей ЕС Богдо Гегена. Он пытался спасти из антарабхавы другого ламу, засмотревшегося на совокупление ослов.

У архата, например, другое "отвращение", когда он наступает на гвоздь. Не как у плотника Васи в той же ситуации. Хотя обоим неприятно.

ЗЫ Имхо, "кама" - это не чувственные удовольствия.

Пример: анагамину приятно есть рис. А Васе противен стекломой. Хотя у второго "кама", а у первого может быть "ниродха".


Т.о. вопрос из плоскости подавления и отстранения от чувственности выпадает. Имеется ввиду непрямое подавление и отстранение.
По-моему, вы сильно подмешали в рассуждение неприязнь к тибетским попам, а также ламаистские представления о том, что есть простые люди и непростые, которые были когда-то простыми людьми, на потом перестали ими быть, так как изначально ими и не были...Smile
Суть же моего спича в том, что если для  путхуджанина Васи настой боярышника хотя и противен, но Вася его пьёт, как будто это что-то приятное, то для саманы Севы он не противен и не приятен, Сева бесстрастно применяет его строго по назначению.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

607696СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 13:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Горсть листьев пишет:
Продолжение:
Учитывая, что предлоги ану- и ви- задают символическое направление (ану- к объекту, ви- от него), можно заключить, что корень слова означает не просто удержание, а сватывание. Тут уместно вспомнить известную метафору Будды про огонь, который схватывается с топливом. Сухая древесина хорошо схватывается огнём, в то время как влажная, пропитанная водой, вообще не схватывается.
Ануродха в таком разрезе понимания означает схватывание-притяжение, и виродха схватывание-отбрасывание.
Ниродха, соответственно, это "несхватывание", в смысле отсутствия какого-либо схватывания.
Тут припоминается еще одна каноническая аллегория, гласящая, что медитатор в высших стадиях вдохновения полностью пропитан блаженством и пребывает в покое и свободе.
Таким образом становится понятно глубинное значение термина ниродха, как обозначения состояния, в котором не возникает схватывания огнём влечений, желаний.
Но есть еще одно важное отличие этого состояния от состояния тупого равнодушия - это присутствие ясного и чёткого  сознания-восприятия, свободной читты, не захваченной силами желаний.

Согласен с ТМ, вы, безусловно, красивый образ обрисовали этимологическими красками, но, думаю, - как и пытался сам сакробатировать выше - сенсорика, порождая чарующие образы обольщения и борьбы с собой, будто сбивает с микроаналитического ниродха-пути, вроде как отвлекаясь на самвару, то и дело угрожающую падением в аскетические крайности (чем краше образ борьбы с влечениями, тем сильнее соблазн аскезы; не случайно последнюю считают иногда формой гедонизма), я утрачиваю главную нить затеи освобождения. Получается двойное наваждение - влечение избегает своего глобального пресечения, своей ниродхи, прячась в образах борьбы с собой в форме "благородного" поведения, попросту продлевает себе жизнь - рискну замахнуться на святое - не только в Панчашиле, но и в Пратимокше.
О, да, соблазн праведника движет аскетом на его пути в ад. Точно так же, соблазн самооправдания движет эстетом... Поэтому срединный путь так труден.

Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

607698СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 14:32 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
О, да, соблазн праведника движет аскетом на его пути в ад. Точно так же, соблазн самооправдания движет эстетом... Поэтому срединный путь так труден.

Простите, больше не буду, но так, кажется, лучше:



.jpg
 Описание:
 Размер файла:  53.89 KB
 Просмотрено:  1063 раз(а)

.jpg




Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

607699СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 14:46 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Горсть листьев пишет:
О, да, соблазн праведника движет аскетом на его пути в ад. Точно так же, соблазн самооправдания движет эстетом... Поэтому срединный путь так труден.

Простите, больше не буду, но так, кажется, лучше:
Забавно... Ты прикрепляешь к моей фразе фрагмент, где обозначенные позиции аскета и эстета соединены в один чёрный сарказм. Wink

Ответы на этот пост: 4eJIOBEK, Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 2820

607700СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 14:56 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Экалавья пишет:
Горсть листьев пишет:
О, да, соблазн праведника движет аскетом на его пути в ад. Точно так же, соблазн самооправдания движет эстетом... Поэтому срединный путь так труден.

Простите, больше не буду, но так, кажется, лучше:
Забавно... Ты прикрепляешь к моей фразе фрагмент, где обозначенные позиции аскета и эстета соединены в один чёрный сарказм. Wink
А аскет и эстет это обязательно противоположности?
_________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

607701СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 17:13 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Забавно... Ты прикрепляешь к моей фразе фрагмент, где обозначенные позиции аскета и эстета соединены в один чёрный сарказм. Wink

Очень точно подмечено)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

607704СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 18:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Это не от автора из Перадении. Это мой парафраз на записки об Абхидхамме Ньанапоника-тхеры. Возможно, он несколько грубоват, но дело в том, что виньяна и читта не одно и то же в палийсаих текстах, хотя и встречаются в синонимичных позициях.
Не важно, читта, виньяна или еще что - принцип-то один. Вы или свободны от желаний (потому что уничтожили/полностью отстранились от них) и тогда вы находитесь в состоянии покоя, т.к. вам не нужно подавлять реакцию на эти желания или же вы не свободны, и тогда в состоянии покоя не находитесь (т.к. реакцию подавляете, ну или не подавляете). Вы или направляете свою читту-виньяну на исполнение своих желаний - пусть и очень-очень благородных и тогда ваша читта-виньяна не находится в состоянии покоя, подвержена изменениям или никаких желаний у вас нету и, соответственно, вы пребываете в состоянии абсолютного покоя. Чем покой отличается от тупого равнодушия? Ну хотя бы тем, что тупое равнодушие очень легко переходит в разные другие состояния при наличии малейших внешних раздражителей.

Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

607705СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 18:25 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Вы или свободны от желаний (потому что уничтожили/полностью отстранились от них) и тогда вы находитесь в состоянии покоя, т.к. вам не нужно подавлять реакцию на эти желания или же вы не свободны, и тогда в состоянии покоя не находитесь (т.к. реакцию подавляете, ну или не подавляете). Вы или направляете свою читту-виньяну на исполнение своих желаний - пусть и очень-очень благородных и тогда ваша читта-виньяна не находится в состоянии покоя, подвержена изменениям или никаких желаний у вас нету и, соответственно, вы пребываете в состоянии абсолютного покоя. Чем покой отличается от тупого равнодушия? Ну хотя бы тем, что тупое равнодушие очень легко переходит в разные другие состояния при наличии малейших внешних раздражителей.

Всегда было интересно, как эти чеканки люди понимают, могут ли подробнее механику описать, открыть, так сказать, ту страницу, на которую отсылает title, только без порочного круга переадресации в вашем привычном стиле, типа - "конечно, всё есть, открывайте ПК, сутта такая-то и такая-то", утолите ли нескромное любопытство? )


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

607707СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 19:13 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:


Всегда было интересно, как эти чеканки люди понимают, могут ли подробнее механику описать, открыть, так сказать, ту страницу, на которую отсылает title, только без порочного круга переадресации в вашем привычном стиле, типа - "конечно, всё есть, открывайте ПК, сутта такая-то и такая-то", утолите ли нескромное любопытство? )
Не очень поняла, в чём именно состоит ваше "нескромное любопытство", не могли бы уточнить вопрос? Моё же любопытство (пока неудовлетворенное) состоит в том, как люди определенной чеканки чисто технически решают для себя вопрос наличия вечного светлого сияющего мудрого доброго неизменно счастливого и т.д. и т.п. разума, который при всех своих совершеннейших характеристиках еще и живой.

Ответы на этот пост: Экалавья, Горсть листьев, Android
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

607710СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 19:32 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Не очень поняла, в чём именно состоит ваше "нескромное любопытство", не могли бы уточнить вопрос?

Любопытство касательно этого формуляра:

Рената Скот пишет:
Вы или свободны от желаний (потому что уничтожили/полностью отстранились от них) и тогда вы находитесь в состоянии покоя, т.к. вам не нужно подавлять реакцию на эти желания или же вы не свободны, и тогда в состоянии покоя не находитесь (т.к. реакцию подавляете, ну или не подавляете).

Собственно, хотел понять - как это? Если возможно? Вашими словами.

Как говаривал один мой преподаватель на экзаменах, после того как студент отчеканив по пунктам параграф из учебника, с довольным видом умолкал, ожидая оценки в зачётке - "с этого места можно по-подробнее?"


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

607712СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 19:43 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Экалавья пишет:


Всегда было интересно, как эти чеканки люди понимают, могут ли подробнее механику описать, открыть, так сказать, ту страницу, на которую отсылает title, только без порочного круга переадресации в вашем привычном стиле, типа - "конечно, всё есть, открывайте ПК, сутта такая-то и такая-то", утолите ли нескромное любопытство? )
Не очень поняла, в чём именно состоит ваше "нескромное любопытство", не могли бы уточнить вопрос? Моё же любопытство (пока неудовлетворенное) состоит в том, как люди определенной чеканки чисто технически решают для себя вопрос наличия вечного светлого сияющего мудрого доброго неизменно счастливого и т.д. и т.п. разума, который при всех своих совершеннейших характеристиках еще и живой.
Вот это пребывание в неизменном и невозмутимом сознании и называется чистой сияющей неизменно счастливой читтой-разумом.

Ответы на этот пост: Android, Рената Скот, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Android



Зарегистрирован: 23.09.2012
Суждений: 4177
Откуда: South Indiana

607718СообщениеДобавлено: Пн 22 Авг 22, 20:18 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Экалавья пишет:


Всегда было интересно, как эти чеканки люди понимают, могут ли подробнее механику описать, открыть, так сказать, ту страницу, на которую отсылает title, только без порочного круга переадресации в вашем привычном стиле, типа - "конечно, всё есть, открывайте ПК, сутта такая-то и такая-то", утолите ли нескромное любопытство? )
Не очень поняла, в чём именно состоит ваше "нескромное любопытство", не могли бы уточнить вопрос? Моё же любопытство (пока неудовлетворенное) состоит в том, как люди определенной чеканки чисто технически решают для себя вопрос наличия вечного светлого сияющего мудрого доброго неизменно счастливого и т.д. и т.п. разума, который при всех своих совершеннейших характеристиках еще и живой.

Рената, помните сравнение Будды с лотосом, который вырос из грязи, но возвышается на ней? Вот вам указание на нечно неизменно светящееся - семя татхагаты. Вы ж любите байки про огонь, который затух. А тут такая байка - если нет семени (природы будды), никакой лотос из грязи не вырастет.

И как утверждает монах Топпер, буддизм - это религия, как и ислам, христианство, то есть набор фантазийных концептов, которые никак ни подтвердить, ни опровергнуть. Так не лучше ли выбрать более интересный религиозный концепт, чем угасание и затухание. И то и другое религия.  Very Happy

_________________
सर्वधर्मशून्यता


Последний раз редактировалось: Android (Пн 22 Авг 22, 20:20), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270  След.
Страница 2 из 270

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
1.589 (2.512) u0.020 s0.001, 21 1.569 [304/1]