Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про клишта-манас

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594108СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 02:12 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Концептуальный объект – это идея, а не какой-то предмет, который можно ощутить посредством чувств.

Не совсем так. Например, вы видите камень. Но отмотайте внимание назад - что сначала вы увидели? Серый цвет? Потом, круглую форму? Потом, различили текстуру? И только после этого пришло понимание, что это камень, так ведь?  Посредством чувств вы видите цвет, форму, ощущаете текстуру, слышите шорох, всё это связывается воедино в вашем сознании в некий образ. Который не может не быть концептуальным по своей сути.
Чтобы нечто назвать камнем, это нужно сначала чувственно познать, а не наоборот. Поэтому камень – это прежде всего чувственный, а не воображаемый объект.

Почти воображаемый, точнее, концептуальный. Вот, допустим, вы стоите от камня в десяти шагах и вы видите только одну его сторону. Откуда вы знаете, что это камень, а не лист картона, определённым образом согнутый, к примеру?
Вы путаете камень как название (вторичное) с тем, что называют камнем (первичное). Вещи можно вообще никак не называть, но они от этого не перестают быть. К примеру, в исландском языке есть развитая классификация состояний снега, которой нет в других языках. Если следовать вашей логике, то этих состояний для всех, кроме сведущих в них исландцев, как бы не существует, но ведь это не так.

А что первичное, что называют камнем? Ваше познание органами чувств. Цвет, форма, кинестетика, звук, вкус. "Мир вокруг вас" концептуально складывается в вашем сознании из явлений сферы чувств. Все объекты концепции и даже пространство - концепция, которая складывается из отсутствия тактильных ощущений.
Есть мир как сумма объектов органов чувств и есть мир как сумма названий (концепций) для мира как суммы объектов органов чувств. Второго мира может и не быть, но первый от этого не никуда не денется.

Ответы на этот пост: Йцу, Андрей Васильев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Йцу
Samantabhadra


Зарегистрирован: 08.09.2021
Суждений: 597

594109СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 02:35 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Видьядхар Алайи пишет:
Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Йцу пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Концептуальный объект – это идея, а не какой-то предмет, который можно ощутить посредством чувств.

Не совсем так. Например, вы видите камень. Но отмотайте внимание назад - что сначала вы увидели? Серый цвет? Потом, круглую форму? Потом, различили текстуру? И только после этого пришло понимание, что это камень, так ведь?  Посредством чувств вы видите цвет, форму, ощущаете текстуру, слышите шорох, всё это связывается воедино в вашем сознании в некий образ. Который не может не быть концептуальным по своей сути.
Чтобы нечто назвать камнем, это нужно сначала чувственно познать, а не наоборот. Поэтому камень – это прежде всего чувственный, а не воображаемый объект.

Почти воображаемый, точнее, концептуальный. Вот, допустим, вы стоите от камня в десяти шагах и вы видите только одну его сторону. Откуда вы знаете, что это камень, а не лист картона, определённым образом согнутый, к примеру?
Вы путаете камень как название (вторичное) с тем, что называют камнем (первичное). Вещи можно вообще никак не называть, но они от этого не перестают быть. К примеру, в исландском языке есть развитая классификация состояний снега, которой нет в других языках. Если следовать вашей логике, то этих состояний для всех, кроме сведущих в них исландцев, как бы не существует, но ведь это не так.

А что первичное, что называют камнем? Ваше познание органами чувств. Цвет, форма, кинестетика, звук, вкус. "Мир вокруг вас" концептуально складывается в вашем сознании из явлений сферы чувств. Все объекты концепции и даже пространство - концепция, которая складывается из отсутствия тактильных ощущений.
Есть мир как сумма объектов органов чувств и есть мир как сумма названий (концепций) для мира как суммы объектов органов чувств. Второго мира может и не быть, но первый от этого не никуда не денется.

Второго может и не быть, тогда вы есть просто восприятие череды явлений через органы чувств. Этакое мельтешение невербальных базовых образов - синий, круглый, громкий, тёплый, вкусный и т.д.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

594118СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 14:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

У древнегреческих философов, в передаче Аристотеля, было хорошее деление на реальное и концептуальное. Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем; а когда мы даём этому определение - это камень, это кирпич, это статуя, то мы уже входим в мир концепций.
Таким же образом мы можем произвести разграничение между чистым восприятием и тем, что мы распознаём и называем, то есть непосредственным чувственным восприятием (пратьяя) и умственным (кальпана).
Однако основой всехбед человеческих древние философы, как греческие, так и индийские, видели не концептуализирование, а желание - именно желание толкает человека отнять у соседа то, что кажется привлекательным или оттолкнуть соседа от того, что ощущается приятным. Тянуть к себе приятное и отталкивать неприятное - вот два базовых желания, две основные силы, неразумная податливость которым направляет нас на путь конфликтов.
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи, Андрей Васильев, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594119СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 14:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Йцу
Samantabhadra


Зарегистрирован: 08.09.2021
Суждений: 597

594121СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 16:17 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

"...
Совозникающее неведение —
Это отвлечение восприятия и отсутствие осознанности.
Концептуальное неведение —
Это двойственное восприятие — деление мира на «себя» и «других».
Как совозникающее, так и концептуальное неведение
Являются основой заблуждения существ.
Так пусть благодаря моей просветлённой молитве
У всех существ в сансаре
Рассеется помрачающая мгла отсутствия осознанности,
Исчезнет двойственное восприятие,
И они узрят естественный облик осознавания.
Двойственный рассудок порождает сомнения;
Начиная с появления тонких цепляний,
Стереотипные тенденции постепенно входят в привычку и набирают силу:
Еда, богатство, одежда, дом и друзья,
Пять чувственных удовольствий, любимые и близкие
Вызывают мучительную привязанность к приятным вещам.
Все эти мирские вещи сбивают с пути,
А карма, возникающая из двойственного восприятия, не имеет ни конца, ни края.
Когда вызревают плоды привязанностей,
Существа рождаются голодными духами,
Которые мучаются от желаний и страдают от голода и жажды.
Так пусть посредством моей просветлённой молитвы
Все чувствующие существа, одержимые цепляниями и привязанностями
И страдающие оттого, что не могут расстаться с желаниями,
Перестанут стяжать и цепляться.
Раскрепостив своё восприятие в естественном состоянии,
Пусть они позволят осознаванию занять своё собственное положение
И постигнут всеразличающую мудрость.
...
"
https://rangjungyeshe.ru/practices/KunzangMonlam/


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Васильев



Зарегистрирован: 20.10.2021
Суждений: 115

594132СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:19 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Видьядхар Алайи пишет:
Есть мир как сумма объектов органов чувств
Пока ум не обработает данные, полученные органами чувств, этого мира тоже нет.
_________________
Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению


Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Васильев



Зарегистрирован: 20.10.2021
Суждений: 115

594134СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:23 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем.
Это мы обсуждали как невербальное знание Smile
_________________
Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

594138СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:33 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества? Творческая концептуализация? Да, в общем, для того, чтобы что-то просто назвать, уже необходимо хоть какое-то воображение Smile
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Ср 17 Ноя 21, 21:41), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

594139СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:36 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Йцу пишет:
"...
Совозникающее неведение —
Это отвлечение восприятия и отсутствие осознанности.
Концептуальное неведение —
Это двойственное восприятие — деление мира на «себя» и «других».
Как совозникающее, так и концептуальное неведение
Являются основой заблуждения существ.
Так пусть благодаря моей просветлённой молитве
У всех существ в сансаре
Рассеется помрачающая мгла отсутствия осознанности,
Исчезнет двойственное восприятие,
И они узрят естественный облик осознавания.
Двойственный рассудок порождает сомнения;
Начиная с появления тонких цепляний,
Стереотипные тенденции постепенно входят в привычку и набирают силу:
Еда, богатство, одежда, дом и друзья,
Пять чувственных удовольствий, любимые и близкие
Вызывают мучительную привязанность к приятным вещам.
Все эти мирские вещи сбивают с пути,
А карма, возникающая из двойственного восприятия, не имеет ни конца, ни края.
Когда вызревают плоды привязанностей,
Существа рождаются голодными духами,
Которые мучаются от желаний и страдают от голода и жажды.
Так пусть посредством моей просветлённой молитвы
Все чувствующие существа, одержимые цепляниями и привязанностями
И страдающие оттого, что не могут расстаться с желаниями,
Перестанут стяжать и цепляться.
Раскрепостив своё восприятие в естественном состоянии,
Пусть они позволят осознаванию занять своё собственное положение
И постигнут всеразличающую мудрость.
...
"
https://rangjungyeshe.ru/practices/KunzangMonlam/
За всё хорошее и против всего плохого! Банзай!  Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

594140СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:37 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Андрей Васильев пишет:
Горсть листьев пишет:
Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем.
Это мы обсуждали как невербальное знание Smile
Вы называете реальность "невербальным знанием" ? По-моему, это не одно и то же. Хотя тут вопрос - что называть знанием...
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Андрей Васильев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594142СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:39 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества?
Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Васильев



Зарегистрирован: 20.10.2021
Суждений: 115

594143СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:42 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Андрей Васильев пишет:
Горсть листьев пишет:
Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем.
Это мы обсуждали как невербальное знание Smile
Вы называете реальность "невербальным знанием" ? По-моему, это не одно и то же. Хотя тут вопрос - что называть знанием...
Такое объяснение реальности и есть невербальное знание. Он же просто указывал, не анализируя. Как только мы начинаем расчленять и соединять, появляется вербальное.
_________________
Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

594144СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:43 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества?
Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.
Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика Smile но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творч5ства, в концептуализации - не спорю, это важный момент.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594145СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:46 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Андрей Васильев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Есть мир как сумма объектов органов чувств
Пока ум не обработает данные, полученные органами чувств, этого мира тоже нет.
Чтобы непосредственно наблюдать чувственные объекты, их не нужно предварительно осмысливать.

Ответы на этот пост: Андрей Васильев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594146СообщениеДобавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:47 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества?
Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.
Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика Smile но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творчества, в концептуализации - не спорю, это важный момент.
Они самовозникли чудесным образом?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 5 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.037 (0.463) u0.020 s0.001, 18 0.017 [271/0]