|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594108Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 02:12 (3 года тому назад) |
|
|
|
Концептуальный объект – это идея, а не какой-то предмет, который можно ощутить посредством чувств.
Не совсем так. Например, вы видите камень. Но отмотайте внимание назад - что сначала вы увидели? Серый цвет? Потом, круглую форму? Потом, различили текстуру? И только после этого пришло понимание, что это камень, так ведь? Посредством чувств вы видите цвет, форму, ощущаете текстуру, слышите шорох, всё это связывается воедино в вашем сознании в некий образ. Который не может не быть концептуальным по своей сути. Чтобы нечто назвать камнем, это нужно сначала чувственно познать, а не наоборот. Поэтому камень – это прежде всего чувственный, а не воображаемый объект.
Почти воображаемый, точнее, концептуальный. Вот, допустим, вы стоите от камня в десяти шагах и вы видите только одну его сторону. Откуда вы знаете, что это камень, а не лист картона, определённым образом согнутый, к примеру? Вы путаете камень как название (вторичное) с тем, что называют камнем (первичное). Вещи можно вообще никак не называть, но они от этого не перестают быть. К примеру, в исландском языке есть развитая классификация состояний снега, которой нет в других языках. Если следовать вашей логике, то этих состояний для всех, кроме сведущих в них исландцев, как бы не существует, но ведь это не так.
А что первичное, что называют камнем? Ваше познание органами чувств. Цвет, форма, кинестетика, звук, вкус. "Мир вокруг вас" концептуально складывается в вашем сознании из явлений сферы чувств. Все объекты концепции и даже пространство - концепция, которая складывается из отсутствия тактильных ощущений. Есть мир как сумма объектов органов чувств и есть мир как сумма названий (концепций) для мира как суммы объектов органов чувств. Второго мира может и не быть, но первый от этого не никуда не денется.
Ответы на этот пост: Йцу, Андрей Васильев |
|
Наверх |
|
|
Йцу Samantabhadra
Зарегистрирован: 08.09.2021 Суждений: 597
|
№594109Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 02:35 (3 года тому назад) |
|
|
|
Концептуальный объект – это идея, а не какой-то предмет, который можно ощутить посредством чувств.
Не совсем так. Например, вы видите камень. Но отмотайте внимание назад - что сначала вы увидели? Серый цвет? Потом, круглую форму? Потом, различили текстуру? И только после этого пришло понимание, что это камень, так ведь? Посредством чувств вы видите цвет, форму, ощущаете текстуру, слышите шорох, всё это связывается воедино в вашем сознании в некий образ. Который не может не быть концептуальным по своей сути. Чтобы нечто назвать камнем, это нужно сначала чувственно познать, а не наоборот. Поэтому камень – это прежде всего чувственный, а не воображаемый объект.
Почти воображаемый, точнее, концептуальный. Вот, допустим, вы стоите от камня в десяти шагах и вы видите только одну его сторону. Откуда вы знаете, что это камень, а не лист картона, определённым образом согнутый, к примеру? Вы путаете камень как название (вторичное) с тем, что называют камнем (первичное). Вещи можно вообще никак не называть, но они от этого не перестают быть. К примеру, в исландском языке есть развитая классификация состояний снега, которой нет в других языках. Если следовать вашей логике, то этих состояний для всех, кроме сведущих в них исландцев, как бы не существует, но ведь это не так.
А что первичное, что называют камнем? Ваше познание органами чувств. Цвет, форма, кинестетика, звук, вкус. "Мир вокруг вас" концептуально складывается в вашем сознании из явлений сферы чувств. Все объекты концепции и даже пространство - концепция, которая складывается из отсутствия тактильных ощущений. Есть мир как сумма объектов органов чувств и есть мир как сумма названий (концепций) для мира как суммы объектов органов чувств. Второго мира может и не быть, но первый от этого не никуда не денется.
Второго может и не быть, тогда вы есть просто восприятие череды явлений через органы чувств. Этакое мельтешение невербальных базовых образов - синий, круглый, громкий, тёплый, вкусный и т.д. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№594118Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 14:45 (3 года тому назад) |
|
|
|
У древнегреческих философов, в передаче Аристотеля, было хорошее деление на реальное и концептуальное. Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем; а когда мы даём этому определение - это камень, это кирпич, это статуя, то мы уже входим в мир концепций.
Таким же образом мы можем произвести разграничение между чистым восприятием и тем, что мы распознаём и называем, то есть непосредственным чувственным восприятием (пратьяя) и умственным (кальпана).
Однако основой всехбед человеческих древние философы, как греческие, так и индийские, видели не концептуализирование, а желание - именно желание толкает человека отнять у соседа то, что кажется привлекательным или оттолкнуть соседа от того, что ощущается приятным. Тянуть к себе приятное и отталкивать неприятное - вот два базовых желания, две основные силы, неразумная податливость которым направляет нас на путь конфликтов.
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи, Андрей Васильев, СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594119Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 14:55 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Йцу Samantabhadra
Зарегистрирован: 08.09.2021 Суждений: 597
|
№594121Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 16:17 (3 года тому назад) |
|
|
|
"...
Совозникающее неведение —
Это отвлечение восприятия и отсутствие осознанности.
Концептуальное неведение —
Это двойственное восприятие — деление мира на «себя» и «других».
Как совозникающее, так и концептуальное неведение
Являются основой заблуждения существ.
Так пусть благодаря моей просветлённой молитве
У всех существ в сансаре
Рассеется помрачающая мгла отсутствия осознанности,
Исчезнет двойственное восприятие,
И они узрят естественный облик осознавания.
Двойственный рассудок порождает сомнения;
Начиная с появления тонких цепляний,
Стереотипные тенденции постепенно входят в привычку и набирают силу:
Еда, богатство, одежда, дом и друзья,
Пять чувственных удовольствий, любимые и близкие
Вызывают мучительную привязанность к приятным вещам.
Все эти мирские вещи сбивают с пути,
А карма, возникающая из двойственного восприятия, не имеет ни конца, ни края.
Когда вызревают плоды привязанностей,
Существа рождаются голодными духами,
Которые мучаются от желаний и страдают от голода и жажды.
Так пусть посредством моей просветлённой молитвы
Все чувствующие существа, одержимые цепляниями и привязанностями
И страдающие оттого, что не могут расстаться с желаниями,
Перестанут стяжать и цепляться.
Раскрепостив своё восприятие в естественном состоянии,
Пусть они позволят осознаванию занять своё собственное положение
И постигнут всеразличающую мудрость.
...
"
https://rangjungyeshe.ru/practices/KunzangMonlam/
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Андрей Васильев
Зарегистрирован: 20.10.2021 Суждений: 115
|
№594132Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:19 (3 года тому назад) |
|
|
|
Есть мир как сумма объектов органов чувств Пока ум не обработает данные, полученные органами чувств, этого мира тоже нет. _________________ Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению
Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи |
|
Наверх |
|
|
Андрей Васильев
Зарегистрирован: 20.10.2021 Суждений: 115
|
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№594138Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:33 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества. Что результат творчества? Творческая концептуализация? Да, в общем, для того, чтобы что-то просто назвать, уже необходимо хоть какое-то воображение _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Ср 17 Ноя 21, 21:41), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№594139Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:36 (3 года тому назад) |
|
|
|
"...
Совозникающее неведение —
Это отвлечение восприятия и отсутствие осознанности.
Концептуальное неведение —
Это двойственное восприятие — деление мира на «себя» и «других».
Как совозникающее, так и концептуальное неведение
Являются основой заблуждения существ.
Так пусть благодаря моей просветлённой молитве
У всех существ в сансаре
Рассеется помрачающая мгла отсутствия осознанности,
Исчезнет двойственное восприятие,
И они узрят естественный облик осознавания.
Двойственный рассудок порождает сомнения;
Начиная с появления тонких цепляний,
Стереотипные тенденции постепенно входят в привычку и набирают силу:
Еда, богатство, одежда, дом и друзья,
Пять чувственных удовольствий, любимые и близкие
Вызывают мучительную привязанность к приятным вещам.
Все эти мирские вещи сбивают с пути,
А карма, возникающая из двойственного восприятия, не имеет ни конца, ни края.
Когда вызревают плоды привязанностей,
Существа рождаются голодными духами,
Которые мучаются от желаний и страдают от голода и жажды.
Так пусть посредством моей просветлённой молитвы
Все чувствующие существа, одержимые цепляниями и привязанностями
И страдающие оттого, что не могут расстаться с желаниями,
Перестанут стяжать и цепляться.
Раскрепостив своё восприятие в естественном состоянии,
Пусть они позволят осознаванию занять своё собственное положение
И постигнут всеразличающую мудрость.
...
"
https://rangjungyeshe.ru/practices/KunzangMonlam/ За всё хорошее и против всего плохого! Банзай! _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
|
Наверх |
|
|
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594142Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:39 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества. Что результат творчества? Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Андрей Васильев
Зарегистрирован: 20.10.2021 Суждений: 115
|
№594143Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:42 (3 года тому назад) |
|
|
|
Аристотель, объясняя реальное, показывал студентам на что-либо и говорил: "это вот" - именно так и только так обозначается реальность, и больше ничего мы об этом сказать не можем. Это мы обсуждали как невербальное знание Вы называете реальность "невербальным знанием" ? По-моему, это не одно и то же. Хотя тут вопрос - что называть знанием... Такое объяснение реальности и есть невербальное знание. Он же просто указывал, не анализируя. Как только мы начинаем расчленять и соединять, появляется вербальное. _________________ Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№594144Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:43 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества. Что результат творчества? Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести. Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творч5ства, в концептуализации - не спорю, это важный момент. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи |
|
Наверх |
|
|
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594145Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:46 (3 года тому назад) |
|
|
|
Есть мир как сумма объектов органов чувств Пока ум не обработает данные, полученные органами чувств, этого мира тоже нет. Чтобы непосредственно наблюдать чувственные объекты, их не нужно предварительно осмысливать.
Ответы на этот пост: Андрей Васильев |
|
Наверх |
|
|
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594146Добавлено: Ср 17 Ноя 21, 21:47 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества. Что результат творчества? Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести. Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творчества, в концептуализации - не спорю, это важный момент. Они самовозникли чудесным образом?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|