Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про клишта-манас

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594423СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 05:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?

http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата:
Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например

Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".

Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.

И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.

Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.

Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594433СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 11:38 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества?
Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.
Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика Smile но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творчества, в концептуализации - не спорю, это важный момент.
Они самовозникли чудесным образом?
Типа того. Развились в ходе эволюции.
Идея эволюции антиметафизична, в ней нет места чудесам.
А в возникновении и развитии языков никаких чудес и нет.
Значит, они были созданы, а затем доработаны – что тоже является творческим делом – кем-то.
Еали нечто обозначается как созданное, не подразусевает ли это наличие создателя? Но если говорить, что у естественого языка был (должен быть) некий создатель, не означает ли это, что у такого создателя предполагается сначала наличие концепция языка - и это при том, что у создателя не было языка, то есть средства выражения концепций? Не получается ли, что в таком предположении следствие предшествует своей причине?
Для формирования идей не обязателен язык. Достаточно чувственной сферы, на основе которой можно что-то воображать, и развитой способности к воображению.
Вы говорите о наглядно-образном мышлении, но идеи относятся к более сложному абстрактному мышлению.
И как вы себе представляете безыдейное (читай: безобразное) мышление? Для меня это такой же абсурд, как и жаренный лёд. А для более отвлечённого мышления тоже не обязателен язык. Достаточно каких-либо идей в качестве основы.
Для меня всё имеется существенная разница между образом и идеей. Поясню так: например, образ чайника относится к его внешним признакам, в то время как идея чайника выражает его функциональность и при этом не так уж важен его внешний вид.
Чайник как функция – это тоже образ, который является результатом практики в чувственной сфере. Язык для возникновения данного образа не обязателен.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

594439СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:15 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Горсть листьев пишет:
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?

http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата:
Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например

Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".

Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.

И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.

Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.

Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны.
А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594443СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:45 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника?

Гаф гаф, конечно. Шутка.

Мне кажется, что образы видят и животные, и видимые ими образы достаточно функциональны - "враг" бежать или сражаться, "яблоко" - еда и тп.
Так что визуальный образ чайника животное конечно увидит, но что вот в нем можно еще и воду кипятить - такой идеи у него не возникнет.

Другое дело, что животные не очень способны к обучению, к созданию новых внутренних представлений, отличных от привычных животных, предназначенных для решения проблем выживания, размножения и тп.

Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.


Ответы на этот пост: Рената Скот, LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12515

594462СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 17:22 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594478СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 03:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12515

594489СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:14 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.
Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.

Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594490СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:45 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
superpuper пишет:
Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.
Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.

Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12515

594525СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 18:58 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:


Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые.
Сложные и простые для кого? Для вас "неделание зла" - очень сложная концепция?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2093
Откуда: Мартышкино

594526СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 20:44 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
это вы зря, и концепции - это не довод
я вот тут наблюдал своего черного кота - он точно минимум в третьей джане был
мне вообще не совсем понятно пренебрежительное отношение к животным - они по многим параметрам арахаты изначально, с них пример бы брать
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

594669СообщениеДобавлено: Вт 30 Ноя 21, 19:51 (2 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Добрый день, уважаемые участники.

Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого. Почему «объективная реальность» предметов стала мировым хитом - все в нее верят, а учение об объективном существовании идей (объективный реализм - яркий представитель которого Платон) не пользуется такой популярностью ?
Разум воспринимает объекты чувств по умолчанию как реальные из-за (очевидности свойств):

а) независимости и устойчивости

А также:

б) необходимости избегать опасности (хищников и пр.)
в) необходимости удовлетворять потребности (пища и пр.)

"Мыслимое" ("воображаемое") не воспринимается по умолчанию как реальное, так как относительно свободно в силу природы разума, сами объекты кажутся зависимыми и неустойчивыми (от периодов мышления; в отличие от "хищников и еды"). Также, соответственно, там нет необходимости избегать опасности и удовлетворять потребности.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
humanist



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 381

628553СообщениеДобавлено: Чт 08 Июн 23, 11:16 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Ну вот, в споре кажется родилась истина: ученые - это проститутки с пониженной социальной ответственностью, которых во время войн власть имущие привлекают, когда надо кому-то навязать свои правила, и у которых клишта-манас транцедентирует чувственную (рупа) объективную реальность, а идеи Платона не трансцедентирует, потому что они науке не нужны.

Наука это обоюдоострый меч, который можно использовать как для добра, так и для зла.
А понять и увидеть идеи Платона могут лишь те, кто обладает божественным разумом.

_________________
Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Страница 9 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.041 (0.318) u0.021 s0.002, 18 0.019 [261/0]