Оно же в другом переводе:
1. Форма (физическое тело) (рупа-ккхандха)
2. Чувство (ведана-ккхандха)
3. Восприятие (саннья-ккхандха)
4. Формации ума (санкхара-ккхандха)
5. Сознание (винньяна-ккхандха)
http://theravada.ru/Teaching/Glossary/five-groups.htm
Вопросы:
1) верно я понимаю, что в абхидхамме как раз объединили «восприятие» и «сознание»?
2) Если слова «восприятие» и «сознание» - не синонимы, то хотелось бы узнать в чем различие. Западные словари и то, и другое объясняют как «отражение внешней реальности <в уме>» и по сути оба слова являются синонимами. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
№474906Добавлено: Вт 19 Мар 19, 14:38 (6 лет тому назад)
В абхидхамме классификация такая: рупа, читта (винняна), четассика (ведана, сання, санкхара) и ниббана.
Сання - это обширный контекст восприятия. Вы уже можете не видеть всех деталей обстановки, но воспринимаете - это комната. В то время как сознание в этот момент познает непривычное ощущение - что-то не так со столом, необходимо внимание. В следующие моменты восприятие дополнится: на столе - записка. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вопросы:
1) верно я понимаю, что в абхидхамме как раз объединили «восприятие» и «сознание»?
2) Если слова «восприятие» и «сознание» - не синонимы, то хотелось бы узнать в чем различие. Западные словари и то, и другое объясняют как «отражение внешней реальности <в уме>» и по сути оба слова являются синонимами.
1. Процесс восприятия это все факторы в совокупности. (Виджняна, спарша, ведана, самджня, праджня.)
2. Каждый из них можно считать отдельным видом сознания.
3. Восприятием можно считать любое когнитивное явление отличное от вывода.
№474912Добавлено: Вт 19 Мар 19, 17:06 (6 лет тому назад)
Я бы до того как браться за пали и дхаммы сначала с русским определился что понимать под этими словами.
"Восприятие" - что именно? Процесс восприятия? Объекты восприятия? Органы восприятия ? Какую именно часть процесса восприятия?
"Сознание" - что именно? Процесс сознания? Фокус внимания? Весь ум целиком? Ту его часть которая отвечает за восприятие? А может быть еще осознание. Что это такое? Как оно связано с сознанием?
А потом бы занялся (на русском опять же) например прояснением связи восприятия и сознания. Человек без сознания, воспринимает ли он? Все ли воспринимаемое находится внутри сознания? Может ли быть невоспринимаемое объектом сознания? Может ли быть восприятие бессознательным? Является ли осознание неотъемлемой частью сознания?
Вообщем-то по этим темам написаны тысячи книг и научных диссертаций, проводятся конференции, исследования и открытых вопросов у людей всю жизнь занимающихся этими вопросами больше чем закрытых.
А теперь исходя из этого поразмыслите зачем Вам вся эта лингвистика? Приблизит ли она Вас к цели? Кстати какая у Вас цель? _________________ Так я слышал
Я бы до того как браться за пали и дхаммы сначала с русским определился что понимать под этими словами.
"Восприятие" - что именно? Процесс восприятия? Объекты восприятия? Органы восприятия ? Какую именно часть процесса восприятия?
"Сознание" - что именно? Процесс сознания? Фокус внимания? Весь ум целиком? Ту его часть которая отвечает за восприятие? А может быть еще осознание. Что это такое? Как оно связано с сознанием?
А потом бы занялся (на русском опять же) например прояснением связи восприятия и сознания. Человек без сознания, воспринимает ли он? Все ли воспринимаемое находится внутри сознания? Может ли быть невоспринимаемое объектом сознания? Может ли быть восприятие бессознательным? Является ли осознание неотъемлемой частью сознания?
Вообщем-то по этим темам написаны тысячи книг и научных диссертаций, проводятся конференции, исследования и открытых вопросов у людей всю жизнь занимающихся этими вопросами больше чем закрытых.
А теперь исходя из этого поразмыслите зачем Вам вся эта лингвистика? Приблизит ли она Вас к цели? Кстати какая у Вас цель?
В русском языке нет общей теории психики, которой можно было бы пользоваться, чтобы разобраться, а не нахвататься довольно ограниченных и противоречивых предпосылок.
Это будет либо довольно умозрительная игра слов, либо плохое подражание буддийскому учению, сильно упрощенное и плохо определенное.
Если уж разбираться, то с самой психикой, исследовать ее. Но чтобы это исследование имело шансы на успех, нужна навигация. Чему уделять внимание? Чему нет? Как строить исследование?
И тут вопрос - есть ли подходящая навигация, помощь в исследовании? И это вопрос доверия (веры). Кто-то уже завершил такое исследование? Кто? С каким результатом? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№474915Добавлено: Вт 19 Мар 19, 17:22 (6 лет тому назад)
Цитата:
нужна навигация. Чему уделять внимание? Чему нет? Как строить исследование? И тут вопрос - есть ли подходящая навигация, помощь в исследовании?
Вот и я про навигацию: нужно определить какая цель у Павла и исходя из этого навигировать. Если цель (надеюсь) избавление от страданий, то эти лингвистические вопросы не имеют (имхо) к цели ни малейшего отношения. А Восьмеричный Путь - имеет. _________________ Так я слышал
1) верно я понимаю, что в абхидхамме как раз объединили «восприятие» и «сознание»?
Похоже ошибся, в абхидхамме объединили сразу 3 пункта, причем другие:
-Чувство (ведана-ккхандха)
-Восприятие (саннья-ккхандха)
-Формации ума (санкхара-ккхандха)
Всё это, составные части этих трёх вещей - я так понимаю обобщается как "четасики". _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Это слишком сложный вопрос, предлагаю его не рассматривать. Вообще, не пытайтесь даже гадать где моё Я в уравнении. ИМХО чтобы понять цель у Меня, надо понять "что Я". Это нерешаемый вопрос по крайней мере в дзен. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Последний раз редактировалось: PavelPAS (Вт 19 Мар 19, 17:29), всего редактировалось 1 раз
нужна навигация. Чему уделять внимание? Чему нет? Как строить исследование? И тут вопрос - есть ли подходящая навигация, помощь в исследовании?
Вот и я про навигацию: нужно определить какая цель у Павла и исходя из этого навигировать. Если цель (надеюсь) избавление от страданий, то эти лингвистические вопросы не имеют (имхо) к цели ни малейшего отношения. А Восьмеричный Путь - имеет.
Я уже не раз заметил Павлу, что у него нет определенных целей и в этом его главная проблема в общении на буддийских форумах. Он заметил некие психические состояния, очаровался ими и решил, что ни у кого таких не бывает и поэтому можно относиться к собеседникам с пренебрежением и высокомерием, идеализируя свой опыт (который к тому же - неудачный, болезненный, который не хочется повторять, он вызывает страх и разочарование).
Поэтому не важно, какая цель у Павла. Важно осознать, что есть цель и есть метод и они работают вместе, а не как попало. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вот и я про навигацию: нужно определить какая цель у Павла и исходя из этого навигировать.
Я _старательно_ не лезу со своими ИМХами задавая вопросы, но зачем-то вы переводите разговор на меня, на личность - персональ, далее строите предположения обо мне и уходите в лабиринт недепых домыслов. Не делаейте плз так больше. Отвечайте вообще - форуму, или неизвестному вам собеседнику, если что, я задам вопрос снова. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Отсутствие цели и отсутствие _сформулированной_словами_ цели это разное. Предлагаю далее не углубляться, иначе потонете в словах. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы