Мышление вообще ни к чему не относится, его нет среди кхандх, и этому есть причина. А виджняна - это образы шести органов чувств (включая ум) и не более того. Неузнанные и неконцептуализированные. Первичные ощущения от органов чувств.
Хорошее слово "первичная виньяна". Это та, которая в схватывании (пхасса) возникает? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Сам+джна же никак не подходит под определение восприятия, а ви+джняна, можно назвать сознанием, лишь с большой натяжкой.
Конечно, все дело в дискурсе. Какая разница как там все в точности называется, если смысл понятен... Главное, что-бы не было иллюзий (пересечений).
Смотря в каком значении. Виджняна может охватывать восприятие органов чувств. А может и весь умственный контент в настоящем, в этом случае там будет и вывод. Праджня более правильный вывод, чем восприятие. А вот самджня, с моей точки зрения, как раз восприятие без вывода, это рефлекторный процесс конструирования образа (нимитты).
Конструирование, навряд ли можно назвать пассивной стороной познания, которым выступает восприятие. Это вид концептуализации, относящийся к мышлению.
"Конструирование" и "концептуализации" слова из другого дискурса.
Цитата:
В виджнянавадинской интерпретации samjna ее специфической характеристи-
кой выступает концептуализация: дхармы, структурирующие эмпирический опыт,
определяются как parikalpita (проективно-сконструированные). Иными словами,
образы, воспринимаемые индивидом в перцептивной ситуации, «схватываются»
мышлением в определенных понятиях, которые, в свою очередь, отождествляют-
ся с объектами внешнего мира. Таким образом, группа понятий-представлений в
ее эмпирическом эгоцентрированном функционировании ответственна за процесс
приписывания индивидом внешнему миру перцептивных предикаций индивиду-
альной психики.
Остров.Руд.
"Образы схватываются мышлением в понятиях." Но образы не мышление. Самджня производит не понятия, а нимитту. Нимитта это не понятие. И производится она не выводом, а узнаванием (ассоциативно), то есть рефлекторно. Поэтому праджня, которая, на мой взгляд, правильное выводное познание, может самджню исправлять - меняя красиво-некрасиво на трилакшану.
Цитата:
Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.
Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.
В виджнянавадинской интерпретации samjna ее специфической характеристи-
кой выступает концептуализация: дхармы, структурирующие эмпирический опыт,
определяются как parikalpita (проективно-сконструированные). Иными словами,
образы, воспринимаемые индивидом в перцептивной ситуации, «схватываются»
мышлением в определенных понятиях, которые, в свою очередь, отождествляют-
ся с объектами внешнего мира. Таким образом, группа понятий-представлений в
ее эмпирическом эгоцентрированном функционировании ответственна за процесс
приписывания индивидом внешнему миру перцептивных предикаций индивиду-
альной психики.
Остров.Руд.
"Образы схватываются мышлением в понятиях." Но образы не мышление. Самджня производит не понятия, а нимитту. Нимитта это не понятие. И производится она не выводом, а узнаванием (ассоциативно), то есть рефлекторно. Поэтому праджня, которая, на мой взгляд, правильное выводное познание, может самджню исправлять - меняя красиво-некрасиво на трилакшану.
Если образы, могут быть потенциально связаны со словом, то это уже понятия и могут принадлежать к сфере мышления.
Цитата:
Цитата:
Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.
Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.
Я над этим даже не задумывался. Этот вопрос требует множество уточнений.
№476689Добавлено: Пн 01 Апр 19, 21:12 (6 лет тому назад)
Санскритская фраза из Коши:
samjna nimitta udgrahana
Самджня "ответственна" за различения.
Объекты различаются (и именуются) вследствие различения их свойств, в конечном счете различаются, "схватываются самджней" (samjna udgrahana) свойства, "знаки" (nimitta).
Когда воспринимается синее - это не самджня; когда воспринятое "дискриминируется" как "синее" - вот это уже самджня.
Так же самджня "ответственна" и за различение знаков и даже за построение ментальных конструкций.
По сути это есть "различающее знание". Всегда причастное к "инвентаризации/учету" (samkhya), "логическому выводу" (anumana), "ментальному конструированию" (kalpana).
Логикой невозможно коснуться Абсолюта как раз потому, что "различающий аппарат" может схватывать только свойства (качества), все различия которых обусловлены различными сочетаниями причин и определенными наборами контактов, т.е. обладающее качествами - всегда ПС-контент. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.
Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.
Я над этим даже не задумывался. Этот вопрос требует множество уточнений.
Зачатки концептуализации имеются и в первичных ощущениях, какое-то "бессознательное различение" есть и у виджнян первых пяти ("чувственных") видов - глупо при запахе ландыша (не дыма) делать вывод о присутствии огня.
Младенец, еще не понимающий слова/знаки тем не менее узнает свою мать, без всяких предикаций различая ее с "другими объектами".
Ментальное конструирование (vikalpa) подразделено на три вида:
1. спонтанное воображение (врожденное) - svabhavavikalpa
2. предицирующее конструирование - abhinirupanavikalpa
3. конструирующее на основе памяти (запоминающее) - anusmaranavikalpa
Первое - различает синее, еще не добавляя "это - синее". Раз-ли-чает, но без предикаций, и считается "неконструирующим" (нирвикальпака) только из-за недостаточности двух других видов викальпы, присутствующих (добавляющихся) при последующих "операциях самджни" _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы