Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Лингвистика. Различия слов «восприятие» и «сознание»

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 21562

475505СообщениеДобавлено: Сб 23 Мар 19, 09:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Crimson пишет:
Цитата:
дискурсивное мышление - к винняна относится.

Мышление вообще ни к чему не относится, его нет среди кхандх, и этому есть причина. А виджняна - это образы шести органов чувств (включая ум) и не более того. Неузнанные и неконцептуализированные. Первичные ощущения от органов чувств.
Хорошее слово "первичная виньяна". Это та, которая в схватывании (пхасса) возникает?
_________________
Это ничего не изменит
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18664

475579СообщениеДобавлено: Вс 24 Мар 19, 14:10 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:
Цитата:
Восприятие это пратьякша, а вывод анумана (это в эпистемологии).

Кроме того, они всегда смешаны и анумана опирается на пратьякшу.
Они, может и смешаны, но один вид познания, никогда не становится другим.  Мышление не может воспринимать, а восприятие - мыслить.

К чему вы это пишете? Кто-то говорил обратное?

Цитата:
Цитата:
Серж пишет:
Сам+джна же никак не подходит под определение восприятия, а ви+джняна, можно назвать сознанием, лишь с большой натяжкой.

Конечно, все дело в дискурсе. Какая разница как там все в точности называется, если смысл понятен... Главное, что-бы не было иллюзий (пересечений).

Смотря в каком значении. Виджняна может охватывать восприятие органов чувств. А может и весь умственный контент в настоящем, в этом случае там будет и вывод. Праджня более правильный вывод, чем восприятие. А вот самджня, с моей точки зрения, как раз восприятие без вывода, это рефлекторный процесс конструирования образа (нимитты).
Конструирование, навряд ли можно назвать пассивной стороной познания, которым выступает восприятие. Это вид концептуализации, относящийся к мышлению.

"Конструирование" и "концептуализации" слова из другого дискурса.

Цитата:
В виджнянавадинской интерпретации samjna ее специфической характеристи-
кой выступает концептуализация: дхармы, структурирующие эмпирический опыт,
определяются как parikalpita (проективно-сконструированные). Иными словами,
образы, воспринимаемые индивидом в перцептивной ситуации, «схватываются»
мышлением
в определенных понятиях, которые, в свою очередь, отождествляют-
ся с объектами внешнего мира. Таким образом, группа понятий-представлений в
ее эмпирическом эгоцентрированном функционировании ответственна за процесс
приписывания индивидом внешнему миру перцептивных предикаций индивиду-
альной психики.
Остров.Руд.

"Образы схватываются мышлением в понятиях." Но образы не мышление. Самджня производит не понятия, а нимитту. Нимитта это не понятие. И производится она не выводом, а узнаванием (ассоциативно), то есть рефлекторно. Поэтому праджня, которая, на мой взгляд, правильное выводное познание, может самджню исправлять - меняя красиво-некрасиво на трилакшану.

Цитата:
Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.

Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.


Ответы на этот пост: Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 3311

476468СообщениеДобавлено: Вс 31 Мар 19, 01:48 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой



Цитата:
В виджнянавадинской интерпретации samjna ее специфической характеристи-
кой выступает концептуализация: дхармы, структурирующие эмпирический опыт,
определяются как parikalpita (проективно-сконструированные). Иными словами,
образы, воспринимаемые индивидом в перцептивной ситуации, «схватываются»
мышлением
в определенных понятиях, которые, в свою очередь, отождествляют-
ся с объектами внешнего мира. Таким образом, группа понятий-представлений в
ее эмпирическом эгоцентрированном функционировании ответственна за процесс
приписывания индивидом внешнему миру перцептивных предикаций индивиду-
альной психики.
Остров.Руд.

"Образы схватываются мышлением в понятиях." Но образы не мышление. Самджня производит не понятия, а нимитту. Нимитта это не понятие. И производится она не выводом, а узнаванием (ассоциативно), то есть рефлекторно. Поэтому праджня, которая, на мой взгляд, правильное выводное познание, может самджню исправлять - меняя красиво-некрасиво на трилакшану.

Если образы, могут быть потенциально связаны со словом, то это уже понятия и могут принадлежать к сфере мышления.
Цитата:
Цитата:
Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.

Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.
Я над этим даже не задумывался. Этот вопрос требует множество уточнений.

Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 6289

476689СообщениеДобавлено: Пн 01 Апр 19, 21:12 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Санскритская фраза из Коши:
samjna nimitta udgrahana

Самджня "ответственна" за различения.
Объекты различаются (и именуются) вследствие различения их свойств, в конечном счете различаются, "схватываются самджней" (samjna udgrahana) свойства, "знаки" (nimitta).

Когда воспринимается синее - это не самджня; когда воспринятое "дискриминируется" как "синее" - вот это уже самджня.

Так же самджня "ответственна" и за различение знаков и даже за построение ментальных конструкций.

По сути это есть "различающее знание". Всегда причастное к "инвентаризации/учету" (samkhya), "логическому выводу" (anumana), "ментальному конструированию" (kalpana).

Логикой невозможно коснуться Абсолюта как раз потому, что "различающий аппарат" может схватывать только свойства (качества), все различия которых обусловлены различными сочетаниями причин и определенными наборами контактов, т.е. обладающее качествами - всегда ПС-контент.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 6289

476817СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 22:08 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:


Я вот даже ведану, которые некоторые опрометчиво переводят как ощущение, не считаю ощущением и даже чувственным, а только относящееся к чувственному. Приятное, неприятное, нейтральное это уже концептуализация, в отличие от неясных ощущений, которые выступают субстратом восприятия в классической эпистемологии.

Это через чур. У вас тогда надо допустить бессознательное выводное мышление.
Серж пишет:
Я над этим даже не задумывался. Этот вопрос требует множество уточнений.

Зачатки концептуализации имеются и в первичных ощущениях, какое-то "бессознательное различение" есть и у виджнян первых пяти ("чувственных") видов  - глупо при запахе ландыша (не дыма) делать вывод о присутствии огня.

Младенец, еще не понимающий слова/знаки тем не менее узнает свою мать, без всяких предикаций различая ее с "другими объектами".

Ментальное конструирование (vikalpa) подразделено на три вида:
1. спонтанное воображение (врожденное) - svabhavavikalpa
2. предицирующее конструирование - abhinirupanavikalpa
3. конструирующее на основе памяти (запоминающее) - anusmaranavikalpa

Первое - различает синее, еще не добавляя "это - синее". Раз-ли-чает, но без предикаций, и считается "неконструирующим" (нирвикальпака) только из-за недостаточности двух других видов викальпы, присутствующих (добавляющихся) при последующих "операциях самджни"

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Страница 7 из 7
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.071 (0.745) u0.032 s0.004, 18 0.036 [242/0]