Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Каждый момент сознания - одна дхарма или совокупность дхарм?

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443799СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:01 (6 лет тому назад)    Каждый момент сознания - одна дхарма или совокупность дхарм? Ответ с цитатой

Подскажите, пожалуйста Smile
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Frithegar, Wu-гость
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

443801СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443802СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана

Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Won Soeng, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443803СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно?
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Won Soeng, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

443806СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Won Soeng пишет:
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана

Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)?

Традиционно в комментариях говорится о минимум семи чайтах, но это довольно умозрительное умопостроение, чисто рассудочное.

Грубо говоря, момент сознания - это весь мир. Но ум чувствующего существа не воспринимает весь мир целиком (это уже алая виджняна), поэтому каждый момент это ограниченная проекция, ситуация, скелет этой ситуации.

От момента к моменту сознание (читта) блуждает от одной группы элементов (четасик) к другой, среди которых множество сохраняется.

Однако есть последовательный анализ матрик (т.е. сознательно направляемый поток ума) - имеющий своей целью погружение в самую сущность ума (праджняпарамита). Тогда правильно говорить об однонаправленности ума, когда значение имеют лишь определенные дхармы.

Кроме того, есть и произвольные моменты ума, когда например, в моменте нет рупадхарм, нет веданадхарм, нет самджнядхарм, нет санскарадхарм. Есть читта и нирвана. Есть особенные моменты - смерти, перерождения, то что относится к антарабхава.

Поэтому сказать однозначно - значит сильно упростить и упустить методически значимое.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443807СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng
Меня интересует строго абхидхармический ответ на этот вопрос.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

443808СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно?

Дело в том, что яблоко - это уже самостоятельная чайта. Сознание может блуждать вокруг рупа-признаков или нама-признаков (цвет или сочетание цветов, форма, тактильные ощущения, аромат, вкус, предвушение вкуса, воспоминания о других яблоках, представления о том, что может случиться оскомина, воспоминания библейской истории или сказки о молодильных яблоках)

Если бы не было самджня-чайт, то можно было бы сказать о последовательной смене дхарм, но тогда ее бы и быть не могло. Самджня это связанность самых разных дхарм между собой, за счет чего возникает сама подвижность ума.

Большинство дхарм в уме - комплексные и для них нет самостоятельных названий. Поэтому каждая читта это группа дхарм, связывающих прошлые и будущие моменты. И весь вопрос в том, как именно их рассматривать - методически или аналитически. Методически это будет дхарма-за-дхармой, аналитически это будет группа за группой.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443809СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
чайта

Вы так читту называете или чайтасику?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443811СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Дело в том, что яблоко - это уже самостоятельная чайта.

Нет такой дхармы - "яблоко".
Яблоко - это уровень самвритти-сатьи, а не парамартха-сатьи (уровень дхарм).

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443812СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Большинство дхарм в уме - комплексные и для них нет самостоятельных названий.

Комплексное - не дхарма.
Дхарма - это строго одно свойство, не разложимое далее.

Рукалицо! Зачем писать ответ на вопрос в абхидхармическом разделе, если вы даже таких простых вещей в абхидхарме не знаете.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Won Soeng, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13376

443815СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Won Soeng пишет:
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана

Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)?

Это зависит от того, на что направлено внимание, что принимается за момент, в какой системе координат (философской) познание, какие способности к масштабированию, познание чего ведет к цели. Со стороны субъекта всегда будет набор четасик, а объект у него может быть любой в т.ч. и он сам или его составляющие.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

443816СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 15:58 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

что принимается за момент

кшана

в какой системе координат (философской) познание

буддийская абхидхама (возможно, разные абхидхармы различаются в ответе на этот вопрос)

Со стороны субъекта всегда будет набор четасик, а объект у него может быть любой в т.ч. и он сам или его составляющие.

Субъект и объект - условности, самвритти-сатья. Отложим их в сторону, рассуждая о дхармах.
Разве что читту здесь можно назвать здесь субъектом познания, а познаваемую читтой дхарму - объектом познания. И то - со значительной долей условности.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4015

443820СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 16:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото

Вопрос можно понять двояко:
Упоминаемое здесь сознание - это либо общий поток сознания, из которого берется момент («срез») и рассматривается на предмет того, какие виды читты и чайтты (псих. факторов) там есть (в виде моментов, конечно, раз рассматривается момент сознания). Тогда обязательно имеется совокупность дхарм (несколько одновременных моментов разновидностей читты и чайтты)
Либо имеется в виду один момент одного вида читты или чайтты (сознания глаза, например, или ощущения). Тогда есть две т. з. - что он далее не разложим, и потому - дхарма, или разложим, но все равно дхарма - по другому критерию.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13376

443823СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 16:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно?

Что идет первым - вопрос дискуссионный. Скорее всего это зависит от накоплений, от формы. Если форма похожа на зад, то скорее всего, первым будет про форму. Или она необычайно уродлива. При знании яблока проходит не один процесс-виттхи, а много. 1-я группа относится к тому, что видно, вторая - только в уме. Там названия и т.п.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

443825СообщениеДобавлено: Ср 03 Окт 18, 16:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Won Soeng пишет:
чайта

Вы так читту называете или чайтасику?

чайта и четасика - устойчивые синонимы.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.243) u0.015 s0.001, 18 0.017 [274/0]