Здесь возникает, конечно, вопрос - а как быть с тем, что зрение воспринимает и цвет и форму? По этому поводу нашёл у Рис-Дэвидс (в этом издании http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2014/12/Dhammasangani.pdf страницы xLix и L) ссылку на рассуждение Буддагосы в Аттхасалини: "It will be noticed in the various kinds of rū p ā y a t a n am enumerated in § 617 (p. 168, n. 1) that, after pure visual sensations have been instanced, different magnitudes and forms are added, such as “ long ” , “ short ”, etc. On these Buddhaghosa remarks : “ Here, inasmuch as we are able to tell ‘ long ’, ‘ short ’, etc., by touch, while we cannot so discern ‘ blue ’, etc., therefore ‘ long ’ , ‘ short ’ , and the rest are not objects of vision except figuratively (literally, not without explanation, cf. p. xxxiii, n. 2)". Другими словами, хотя в Дхаммасангани видимая рупа характеризуется сначала путём перечисления цветов, а затем - путём перечисления форм, в комментарии Буддагоса говорит, что зрение, строго говоря, видит только цвет, а форма воспринимается осязанием - а к тому, что воспринимается зрением, она добавляется условно.
С точки зрения психофизиологии это достаточно просто объясняется.
Если очень кратко и поверхностно:
Сначала палочки и колбочки (зрительные рецепторы) в сетчатке глаза (которая, по сути, уже часть мозга, в ней уже есть нейроны) воспринимают тональность (свет-темнота) и цвет, потом идет многоступенчатая обработка зрительных сигналов в мозгу (например, выделяются линии разной направленности - вертикальной, горизонтальной, пересечения линий), и лишь в затылочной зрительной коре производится "вычисление" расстояний, размеров, пространства.
Так что сначала воспринимается цвет (есть рецепторы цвета), а потом - форма (нет рецепторов формы, форма "вычисляется").
Любопытно, что абхидхаммисты, ничего не зная (по-видимому) о палочках, колбочках, и т.д., тем не менее сумели правильно установить место восприятия цвета и место восприятия формы в рамках зрительного восприятия. _________________ Границы мира - это границы языка
С точки зрения психофизиологии это достаточно просто объясняется.
Если очень кратко и поверхностно:
Сначала палочки и колбочки (зрительные рецепторы) в сетчатке глаза (которая, по сути, уже часть мозга, в ней уже есть нейроны) воспринимают тональность (свет-темнота) и цвет, потом идет многоступенчатая обработка зрительных сигналов в мозгу (например, выделяются линии разной направленности - вертикальной, горизонтальной, пересечения линий), и лишь в затылочной зрительной коре производится "вычисление" расстояний, размеров, пространства.
Так что сначала воспринимается цвет (есть рецепторы цвета), а потом - форма (нет рецепторов формы, форма "вычисляется").
Другое дело, что у человека может быть внимание направлено, скажем, на расстояние, а не на цвет - и он заметит расстояние до приближающейся машины, но не обратит внимания на ее цвет.
Насколько я понимаю, зрительные рецепторы воспринимают не цвет, видимый свет (как ощущение) или темноту, а электромагнитное излучение. И каким кстати образом внимание может быть направленно на расстояние?
При этом следует иметь в виду, что о различных сочетаниях рупа-дхамм в абхидхаммической литературе часто говорится, что они нераздельны. Вот как эту нераздельность объясняет Карунадаса в "Теории дхамм"(см. здесь http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/mindfulness-breathing/ , С. 122-123):
"В этой связи Аттхасалини добавляет, что материальные дхаммы, такие как цвет, вкус, запах и т.д., не могут отделяться одна от другой, подобно частицам песка. Цвет манго, например, не может быть физически отделен от его вкуса и запаха. Они остаются в нераздельной связи. Это то, что называется нераздельностью позиции (padesato avinibbhogatā)". Другой пример того же самого: "Например, это подобно тому, как четыре первичных элемента материи неизменно присутствуют в каждой части материи, поскольку они обязательно сосуществуют (sahajāta) и позиционно нераздельны".
Возможно, я в этом ошибаюсь, но мне кажется, что пример с манго демонстрирует - нераздельность рупа-дхамм не означает одновременности их восприятия. Легко можно представить себе, как мы закрываем глаза, и просто нюхаем какой-то фрукт. В этом случае восприниматься будет только запах, но не вкус, и не цвет. Значит, неделимость (avinibbhoga) означает лишь то, что их нельзя пространственно отделить друг от друга.
Нераздельность восприятия рупа-дхарм я понимаю как такое свойство восприятия, как целостность. Хоть чувственное восприятие и основано на элементарных ощущениях от органов чувств, но оно целостно. Даже если это восприятие связано с одним органом чувств (например, зрительное восприятие), оно всё равно целостно.
Здесь описаны основные свойства восприятия с точки зрения психологии:
http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/22.html _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Здесь возникает, конечно, вопрос - а как быть с тем, что зрение воспринимает и цвет и форму? По этому поводу нашёл у Рис-Дэвидс (в этом издании http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2014/12/Dhammasangani.pdf страницы xLix и L) ссылку на рассуждение Буддагосы в Аттхасалини: "It will be noticed in the various kinds of rū p ā y a t a n am enumerated in § 617 (p. 168, n. 1) that, after pure visual sensations have been instanced, different magnitudes and forms are added, such as “ long ” , “ short ”, etc. On these Buddhaghosa remarks : “ Here, inasmuch as we are able to tell ‘ long ’, ‘ short ’, etc., by touch, while we cannot so discern ‘ blue ’, etc., therefore ‘ long ’ , ‘ short ’ , and the rest are not objects of vision except figuratively (literally, not without explanation, cf. p. xxxiii, n. 2)". Другими словами, хотя в Дхаммасангани видимая рупа характеризуется сначала путём перечисления цветов, а затем - путём перечисления форм, в комментарии Буддагоса говорит, что зрение, строго говоря, видит только цвет, а форма воспринимается осязанием - а к тому, что воспринимается зрением, она добавляется условно.
С точки зрения психофизиологии это достаточно просто объясняется.
Если очень кратко и поверхностно:
Сначала палочки и колбочки (зрительные рецепторы) в сетчатке глаза (которая, по сути, уже часть мозга, в ней уже есть нейроны) воспринимают тональность (свет-темнота) и цвет, потом идет многоступенчатая обработка зрительных сигналов в мозгу (например, выделяются линии разной направленности - вертикальной, горизонтальной, пересечения линий), и лишь в затылочной зрительной коре производится "вычисление" расстояний, размеров, пространства.
Так что сначала воспринимается цвет (есть рецепторы цвета), а потом - форма (нет рецепторов формы, форма "вычисляется").
Любопытно, что абхидхаммисты, ничего не зная (по-видимому) о палочках, колбочках, и т.д., тем не менее сумели правильно установить место восприятия цвета и место восприятия формы в рамках зрительного восприятия.
Ум был и остаётся лучшим инструментом познания _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
И каким кстати образом внимание может быть направленно на расстояние?
Когда вы прикидываете, поместится ли между шкафом и диваном тумбочка, то вы направляете внимание попеременно то на ширину тумбочки, то на расстояние между шкафом и диваном. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Нераздельность восприятия рупа-дхарм я понимаю как такое свойство восприятия, как целостность. Хоть чувственное восприятие и основано на элементарных ощущениях от органов чувств, но оно целостно. Даже если это восприятие связано с одним органом чувств (например, зрительное восприятие), оно всё равно целостно.
Да, возможно, что это и имеется в виду (или нечто близкое к этому - хотя и в иной, абхидхаммической системе понятий). Определеннее высказаться не решусь, так как, повторюсь, сам этот вопрос (о деталях восприятия рупа-дхамм) не очень хорошо понимаю. _________________ Границы мира - это границы языка
Насколько я понимаю, одна читта берет в качестве объекта одну рупа-дхамму. Например, сознание слуха берет в качестве объекта только звук, сознание обоняния - только запах, и т.д. Здесь возникает, конечно, вопрос - а как быть с тем, что зрение воспринимает и цвет и форму?
...
Другими словами, хотя в Дхаммасангани видимая рупа характеризуется сначала путём перечисления цветов, а затем - путём перечисления форм, в комментарии Буддагоса говорит, что зрение, строго говоря, видит только цвет, а форма воспринимается осязанием - а к тому, что воспринимается зрением, она добавляется условно.
Форма воспринимается в первую очередь всё-таки зрением, а не осязанием. К осязанию как основному каналу для восприятия формы вынуждены прибегать слепые и плохо видящие люди. Возможно, для детей осязание в восприятии формы играет бОльшую роль, чем для взрослых - пока формы не будут изучены и не будет приобретен навык определения их зрительно, на расстоянии. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 04 Окт 18, 16:12), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
И каким кстати образом внимание может быть направленно на расстояние?
Когда вы прикидываете, поместится ли между шкафом и диваном тумбочка, то вы направляете внимание попеременно то на ширину тумбочки, то на расстояние между шкафом и диваном.
Внимание обращается не на расстояние, а на то, что находится между шкафом и диваном. И на ширину тумбочки тоже невозможно обратить внимание кстати.
Насколько я понимаю, одна читта берет в качестве объекта одну рупа-дхамму. Например, сознание слуха берет в качестве объекта только звук, сознание обоняния - только запах, и т.д. Здесь возникает, конечно, вопрос - а как быть с тем, что зрение воспринимает и цвет и форму?
...
Другими словами, хотя в Дхаммасангани видимая рупа характеризуется сначала путём перечисления цветов, а затем - путём перечисления форм, в комментарии Буддагоса говорит, что зрение, строго говоря, видит только цвет, а форма воспринимается осязанием - а к тому, что воспринимается зрением, она добавляется условно.
Форма воспринимается в первую очередь всё-таки зрением, а не осязанием. К осязанию как основному каналу для восприятия формы вынуждены прибегать слепые и плохо видящие люди.
С одной стороны, звучит логично. С другой стороны, подумал сейчас: а если бы у нас не было осязания, не было бы никаких тактильных ощущений - видели бы мы форму таким же образом, каким видим её сейчас? Достраивал бы её мозг к тому, что восприняли "палочки и колбочки", или нет? Или достраивал бы, но как-то иначе? _________________ Границы мира - это границы языка
С другой стороны, подумал сейчас: а если бы у нас не было осязания, не было бы никаких тактильных ощущений - видели бы мы форму таким же образом, каким видим её сейчас?
Я подумала об этом же и дописала про детей в предыдущем посте. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№444056Добавлено: Чт 04 Окт 18, 16:20 (6 лет тому назад)
По буддийским представлениям, рупа "обновляется" в 16-17 (не помню точно число) раз реже, чем нама. Значит, в большинстве моментов сознания рупа-дхарм нет (хотя могут быть дхармы из других скандх, которые возникают в связи с уже воспринятой рупой). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
С другой стороны, подумал сейчас: а если бы у нас не было осязания, не было бы никаких тактильных ощущений - видели бы мы форму таким же образом, каким видим её сейчас?
Я подумала об этом же и дописала про детей в предыдущем посте.
Да, верно, теперь вижу _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы