№436011Добавлено: Вт 14 Авг 18, 14:21 (6 лет тому назад)Re: Что такое просветление в Дзен?
Бодхисаттва перерождается, но в его жизни присутствует мизерное количество дискомфорта от наличия тела. Это абсолютно не мешает ему наслаждаться счастьем нирваны и помогать другим живым существам.
Это частичная недвойственность (промежуточное состояние между двойственностью и недвойственностью), не предел пути. Полная — отсутствие всякого восприятия и воспринимаемого.
№438593Добавлено: Пн 27 Авг 18, 00:15 (6 лет тому назад)
Почему нейтральное, дзэнское, восприятие — это последний рубеж двойственности? В чём именно заключается эта двойственность? Двойственность здесь в том, что есть тонкое разделение на воспринимаемое и невоспринимаемое.
Просветление в Тхераваде - это килеса-Ниббана, полное прекращение омрачений (килес), после чего нового рождения не будет.
А что такое просветление в Дзен? Какое достижение соответствует "просветленному мастеру"?
Если после просветления продолжается путь бодхисаттвы, то это значит, что полного прекращения омрачений (клеш) не произошло. Бодхисаттва - не полностью освобожденное существо, он отказывается от окончательного освобождения ради блага живых существ и продолжает перерождаться. Или просветление в Дзен означает становление буддой?
В чань-буддизме между строк подразумевается, что бодхисаттва выше будды.
Вначале становится буддой, а потом настоящим бодхисаттвой. Будда означает пробуждение, прозрение. А бодхисаттва - это тот, кто достиг прозрения, освобождает живых существ, но всегда находится в тени и ставит себя ниже других. Но по факту он выше всех благодаря своему бескорыстию и отсутствию эго.
Бодхисаттва - это тот, кто отдаёт все почести другому, а сам занимается самой важной работой. Кто отдаёт свою победу другому, а себе берёт заботу о страданиях омрачённых живых существ. Кто поддаётся на соревнованиях, чтобы соперник не потерял веру в собственные силы. Бодхисаттва - даяние, терпение, нравственная дисциплина, однонаправленное усердие, самадхи, праджня. Жертва, даяние стоит на первом месте. Что может быть выше?
Бодхисаттва - это настрой, состояние ума.
Момент просветления Шестого Патриарха так описывается в Алтарной сутре:
- На следующий день патриарх пришёл в молотильню. Увидев, что я рушу рис, привязав камень к пояснице для увеличения собственного веса, он сказал: «Человек, стремящийся к «Дао» (Пути) забывает о своём теле ради Дхармы. Нужно ли так поступать?» Затем он снова спросил: «Готов ли рис?» Я ответил: «Рис уже давно готов, только ожидает сита» (в китайском тексте игра иероглифов: сито-учитель). Патриарх постучал своим посохом по ступке 3 раза и ушёл. Я понял, что имел в виду патриарх и в третью стражу ночи пришёл втайне к нему в келью. Патриарх накрыл нас своей рясой, чтобы никто нас не смог увидеть и стал объяснять мне Алмазную сутру. После того, как он дошёл до предложения: «Нужно искренне использовать своё сознание без каких-либо привязанностей» (до этого предложения контекст Алмазной сутры следующий: «Нужно осуществлять даяние, не привязываясь к цвету, звуку, запаху, вкусу, прикосновению, мысли”), я обрёл внесловесное Великое Прозрение того, что все Дхармы (явления) неотделимы от Самоприроды. И тогда я воскликнул: «Кто мог ожидать, что Самоприрода (Самосущность) изначально чиста! Кто мог ожидать, что моя собственная Природа (Самосущность) изначально не рождается и не уничтожается! Кто мог ожидать, что моя собственная Природа изначально самодостаточна! Кто мог ожидать, что Самоприрода изначально не изменяется! Кто мог ожидать, что Самоприрода может порождать все Дхармы!» Патриарх понял, что я постиг свою изначальную Природу и сказал мне: «Если не познавать своё сознание, не будет пользы от изучения Дхармы. Тот, кто познает своё изначальное сознание и увидит свою изначальную Природу, того можно назвать Великим Героем, учителем людей и Неба, Буддой».
В 3-ю стражу ночи я получил тайную Дхарму, так что никто об этом не знал. Патриарх сказал мне: «Ты теперь Патриарх в Шестом поколении. Старайся беречь себя. Повсеместно освобождай всех живых существ. Распространяй учение, чтобы оно в будущем не прервалось.
http://www.dzen-portal.info/content/dharma/sutra/1s.html
В чань-буддизме между строк подразумевается, что бодхисаттва выше будды.
Вначале становится буддой, а потом настоящим бодхисаттвой. Будда означает пробуждение, прозрение. А бодхисаттва - это тот, кто достиг прозрения, освобождает живых существ, но всегда находится в тени и ставит себя ниже других. Но по факту он выше всех благодаря своему бескорыстию и отсутствию эго.
Бодхисаттва - это тот, кто отдаёт все почести другому, а сам занимается самой важной работой. Кто отдаёт свою победу другому, а себе берёт заботу о страданиях омрачённых живых существ. Кто поддаётся на соревнованиях, чтобы соперник не потерял веру в собственные силы. Бодхисаттва - даяние, терпение, нравственная дисциплина, однонаправленное усердие, самадхи, праджня. Жертва, даяние стоит на первом месте. Что может быть выше?
Бодхисаттва - это настрой, состояние ума.
Момент просветления Шестого Патриарха так описывается в Алтарной сутре:
- На следующий день патриарх пришёл в молотильню. Увидев, что я рушу рис, привязав камень к пояснице для увеличения собственного веса, он сказал: «Человек, стремящийся к «Дао» (Пути) забывает о своём теле ради Дхармы. Нужно ли так поступать?» Затем он снова спросил: «Готов ли рис?» Я ответил: «Рис уже давно готов, только ожидает сита» (в китайском тексте игра иероглифов: сито-учитель). Патриарх постучал своим посохом по ступке 3 раза и ушёл. Я понял, что имел в виду патриарх и в третью стражу ночи пришёл втайне к нему в келью. Патриарх накрыл нас своей рясой, чтобы никто нас не смог увидеть и стал объяснять мне Алмазную сутру. После того, как он дошёл до предложения: «Нужно искренне использовать своё сознание без каких-либо привязанностей» (до этого предложения контекст Алмазной сутры следующий: «Нужно осуществлять даяние, не привязываясь к цвету, звуку, запаху, вкусу, прикосновению, мысли”), я обрёл внесловесное Великое Прозрение того, что все Дхармы (явления) неотделимы от Самоприроды. И тогда я воскликнул: «Кто мог ожидать, что Самоприрода (Самосущность) изначально чиста! Кто мог ожидать, что моя собственная Природа (Самосущность) изначально не рождается и не уничтожается! Кто мог ожидать, что моя собственная Природа изначально самодостаточна! Кто мог ожидать, что Самоприрода изначально не изменяется! Кто мог ожидать, что Самоприрода может порождать все Дхармы!» Патриарх понял, что я постиг свою изначальную Природу и сказал мне: «Если не познавать своё сознание, не будет пользы от изучения Дхармы. Тот, кто познает своё изначальное сознание и увидит свою изначальную Природу, того можно назвать Великим Героем, учителем людей и Неба, Буддой».
В 3-ю стражу ночи я получил тайную Дхарму, так что никто об этом не знал. Патриарх сказал мне: «Ты теперь Патриарх в Шестом поколении. Старайся беречь себя. Повсеместно освобождай всех живых существ. Распространяй учение, чтобы оно в будущем не прервалось.
http://www.dzen-portal.info/content/dharma/sutra/1s.html
После прочтения есть несколько вопросов.
"...бодхисаттва выше будды. ... он выше всех благодаря своему бескорыстию и отсутствию эго." - Будда корыстен и имеет эго?
"Патриарх накрыл нас своей рясой, чтобы никто нас не смог увидеть и стал объяснять мне Алмазную сутру" - Боязнь Патриарха, что его кто-то увидит объясняющим Дхарму = это как понять?
"... я получил тайную Дхарму, так что никто об этом не знал." - Тайная Дхарма это Алмазная сутра которую объяснил Патриарх? Или что-то другое? И почему - "так что никто об этом не знал" ? А если узнают, то что будет?
"...бодхисаттва выше будды. ... он выше всех благодаря своему бескорыстию и отсутствию эго." - Будда корыстен и имеет эго?
"Патриарх накрыл нас своей рясой, чтобы никто нас не смог увидеть и стал объяснять мне Алмазную сутру" - Боязнь Патриарха, что его кто-то увидит объясняющим Дхарму = это как понять?
"... я получил тайную Дхарму, так что никто об этом не знал." - Тайная Дхарма это Алмазная сутра которую объяснил Патриарх? Или что-то другое? И почему - "так что никто об этом не знал" ? А если узнают, то что будет?
Хорошие вопросы.
Отвечаю, не претендуя на истину в последней инстанции.
Будда и бодхисаттва - это разные аспекты одного и того же состояния пробуждения. Разные акценты. Будда тоже бодхисаттва, если хотите. (Будда Шакьямуни в джатаках, помнится, отдал свое тело на съедение тигрятам, движимый состраданием) А бодхисаттва - это Будда. У бодхисаттвы особенно подчеркивается аспект жертвенности ради других. Это может реально совершить только очень сильный человек, достигший алмазного, несокрушимого тела и сознания Будды. Остальные только учатся и стремятся к этому.
Там почитайте всю главу.
Шестой Патриарх работал по хозяйству, делал самую грязную работу, был безграмотным. Однако преподаватели Дхармы монастыря оказались не такими способными, как он. И Пятый патриарх боялся за жизнь Шестого Патриарха, поскольку могла у учеников возникнуть зависть и они могли нанести ему вред и даже убить. Затем он 15 лет скрывался в лесах.
Очень жизненно всё. Зависть, ненависть повсюду. Поэтому войны не прекращаются всю историю человечества. Даже в монастыре так, не говоря о том, что творится в миру. И даже на буддийских форумах так)
Отвечаю, не претендуя на истину в последней инстанции.
Будда и бодхисаттва - это разные аспекты одного и того же состояния пробуждения. Разные акценты. Будда тоже бодхисаттва, если хотите. (Будда Шакьямуни в джатаках, помнится, отдал свое тело на съедение тигрятам, движимый состраданием) А бодхисаттва - это Будда. У бодхисаттвы особенно подчеркивается аспект жертвенности ради других. Это может реально совершить только очень сильный человек, достигший алмазного, несокрушимого тела и сознания Будды. Остальные только учатся и стремятся к этому.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы