Сначала - нирвана (отбросить заблуждения), затем - бодхичитта (склонность пребывать в ниоване), наконец - окончательное и совершенное пробуждение.
В каком источнике это подтверждается?
Сначала съесть суп, потом его сварить. Своеобразная логика ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Насколько я помню, в махаяне и в дзэн, как махаянской школе, говорится об ануттара самьяк самбодхи, как о высшем и окончательном пробуждении (становлении Буддой), после чего, таки следует окончательная нирвана.
В Махаяне есть четыре Нирваны:
1. Изначальная Нирвана (естественная Нирвана) - которая присутствует всегда и у всех и делает возможным остальные уровни Нирваны.
2. Нирвана с остатком (такая же, как в Тхераваде)
3. Нирвана без остатка (такая же, как в Тхераваде)
4. Непребывающая (неопределенная) Нирвана - Нирвана будд и бодхисаттв. Это ни круговорот Сансары, ни полный покой Нирваны.
О непребывающей Нирване из Абхидхарма-самуччаи Асанги:
What is its supreme state (agra)? It is the cessation of the bodhisattvas and the buddhas, which is the not-permanently-fixed nirvāṇa (apratiṣṭitanirvāṇa) because it is based on their determination to bring well-being and happiness to all living beings.
Из сноски к not-permanently-fixed nirvāṇa (apratiṣṭitanirvāṇa):
This is the nirvāṇa of the buddhas and bodhisattvas who are not permanently fixed in either saṃsāra or nirvāṇa – saṃsāranirvāṇāpratiṣṭitatvāt, Sūtrālaṅkāra, IX, 14.
Насколько я понимаю, целью Махаяны является достижение непребывающей Нирваны.
А окончательная Нирвана архатов - это временный отдых от Сансары. С точки зрения Махаяны, архаты тоже станут буддами. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 08 Авг 18, 16:54), всего редактировалось 1 раз
В дзен о просветлении говорят в разных случаях. В одних говорят о сатори, в других о бодхи. Переживание сатори, насколько я понимаю, приравнивается к вступлению в поток, а бодхи к окончательному пробуждению от сна сансары.
Возможно. Но тогда это не тхеравадинское вступление в поток, после которого будет не более 7 перерождений.
Не более семи незнамо каких перерождений - это уже обнадёживает, не правда ли?
Конечно же, провести прямую параллель между тем, что говорится об "открытии божественного ока" в тхераваде и "прозрении" в дзен-буддизме было бы неправильно (слишком прямолинейно! ). Однако в понимании того, что такое "полное и окончательное" эти две традиции в общем-то сходятся, хотя именно с этим самая большая путаница из-за разности языков этих двух древнейших буддийских традиций. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А окончательная Нирвана архатов - это временный отдых от Сансары. Весьма остроумно
Эта идея в тексте "Саддхарма-пундарика сутра" (Лотос чистой Дхармы) появилась.
Махаянцы просто хозяйственные
Зачем выбрасывать ум, если он очищен от загрязнений? Такой ум может пригодиться - например, для помощи другим существам _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В дзен о просветлении говорят в разных случаях. В одних говорят о сатори, в других о бодхи. Переживание сатори, насколько я понимаю, приравнивается к вступлению в поток, а бодхи к окончательному пробуждению от сна сансары.
Возможно. Но тогда это не тхеравадинское вступление в поток, после которого будет не более 7 перерождений.
Не более семи незнамо каких перерождений - это уже обнадёживает, не правда ли?
Стремиться прекратить перерождения - путь архата.
По идее, бодхисаттву это не должно обнадеживать. Он же принимает на себя путь большого количества перерождений для развития парамит, причем зачастую в кама-локе, где он больше нужен. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Сначала - нирвана (отбросить заблуждения), затем - бодхичитта (склонность пребывать в ниоване), наконец - окончательное и совершенное пробуждение.
В каком источнике это подтверждается?
Сначала съесть суп, потом его сварить. Своеобразная логика )))
Думаю, что БТР, выражаясь, как всегда, своеобразно, выражает тем не менее вполне понятные вещи, которые есть в дзенских текстах. Сначала "проблеск нирваны - сатори", за которым естественным образом следует зарождение и развитие "устремлённости к истине", бодхичитта. А полное и окончательное освобождение - как заслуженный приз погибшему герою, прошедшему свой путь до конца. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Сначала - нирвана (отбросить заблуждения), затем - бодхичитта (склонность пребывать в ниоване), наконец - окончательное и совершенное пробуждение.
В каком источнике это подтверждается?
Сначала съесть суп, потом его сварить. Своеобразная логика )))
Думаю, что БТР, выражаясь, как всегда, своеобразно, выражает тем не менее вполне понятные вещи, которые есть в дзенских текстах. Сначала "проблеск нирваны - сатори", за которым естественным образом следует зарождение и развитие "устремлённости к истине", бодхичитта. А полное и окончательное освобождение - как заслуженный приз погибшему герою, прошедшему свой путь до конца.
На мой взгляд, проблеск истины - следствие устремленности к истине, а не наоборот. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А окончательная Нирвана архатов - это временный отдых от Сансары. Весьма остроумно
Эта идея в тексте "Саддхарма-пундарика сутра" (Лотос чистой Дхармы) появилась.
Тут, конечно, есть некое занозливое недопонимание. Если "окончательная", то как же она может быть "временной"? Неужели это какой-то вариант хорошо известного всем советским людям постулата "нет ничего более постоянного, чем временное"?
Тем не менее многое становится понятнее, если принять во внимание, что махаянская идея нирваны бодхисаттв - это буддийский способ выражения того же самого, что в других даршанах называется "Милостью божьей" и "Активностью божества, пребывающего в вечном покое".
Апратиштита-нирвана - это Махакаруна. The abode of Avalokitesvara Mahakarunika. Это нигде и в то же самое время повсюду. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
"Активностью божества, пребывающего в вечном покое".
Зачем здесь слово "божества"?
Или вы считаете, что "мы" действуем безличностно, а "они" действуют личностно? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В дзен о просветлении говорят в разных случаях. В одних говорят о сатори, в других о бодхи. Переживание сатори, насколько я понимаю, приравнивается к вступлению в поток, а бодхи к окончательному пробуждению от сна сансары.
Возможно. Но тогда это не тхеравадинское вступление в поток, после которого будет не более 7 перерождений.
Не более семи незнамо каких перерождений - это уже обнадёживает, не правда ли?
Стремиться прекратить перерождения - путь архата.
По идее, бодхисаттву это не должно обнадеживать. Он же принимает на себя путь большого количества перерождений для развития парамит, причем зачастую в кама-локе, где он больше нужен.
Вы всё правильно говорите. Вот именно потому, что путь бодхисаттвы "более героический", и возникло представление о больших и малых достижениях, а соответственно и Дхармы для больших и тех, кто поменьше. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Сначала - нирвана (отбросить заблуждения), затем - бодхичитта (склонность пребывать в ниоване), наконец - окончательное и совершенное пробуждение.
В каком источнике это подтверждается?
Сначала съесть суп, потом его сварить. Своеобразная логика )))
Думаю, что БТР, выражаясь, как всегда, своеобразно, выражает тем не менее вполне понятные вещи, которые есть в дзенских текстах. Сначала "проблеск нирваны - сатори", за которым естественным образом следует зарождение и развитие "устремлённости к истине", бодхичитта. А полное и окончательное освобождение - как заслуженный приз погибшему герою, прошедшему свой путь до конца.
На мой взгляд, проблеск истины - следствие устремленности к истине, а не наоборот.
Бывает так, бывает и не так. Когда Доген искал истину, он шёл на Запад. Когда он узрел её первый проблеск, то понял, что шёл не в том направлении. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы