Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что такое просветление в Дзен?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435113СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 00:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой



А сами судите философию иного буддийского направления с точки зрения философии тхеравады. Хотя это принципиально две противоположных философии, одна из которых ближе как раз доктринам локоттаравады. Ну и призывая меня не судить, себе Вы позволяете судить.

Осмелюсь дать небольшой совет: философия в буддизме (любого направления) - это только набор инструментов. Разных инструментов, с разными функциями - но инструментов. Не буду сейчас развивать эту мысль, потому что из такого развития получится только оффтопный спор.

И ещё один момент - чтобы правильно пользоваться философией, нужно научиться не задавать неправильные вопросы. А какие вопросы неправильные?

Во-первых, это вопросы, некорректно сформулированные. Хрестоматийный пример: вопрос "перестал ли ты уже пить коньяк по утрам?", обращенный к заведомому трезвеннику.  Чтобы перестать задавать такие вопросы, нужно всего лишь строго относиться к своему мышлению, проверять и перепроверять логикой ход своих рассуждений, сделать эту проверку и перепроверку привычкой.

Во-вторых, это вопросы, на которые в принципе не существует ответа. Чтобы перестать задавать такие вопросы, требуется уже нечто большее, чем привычка к логике. Здесь требуется на зуб проверить пределы человеческого познания, убедиться, что они действительно существуют, и что бессмысленно за эти пределы рваться. Некоторые вещи не подлежат познанию - без всякого "но", без всякого "если" - просто потому, что структура нашего мышления не подходит для рассуждения о них. И, например, то, что начало сансары не подлежит познанию - это и значит именно то, что оно не подлежит познанию - а не то, что мы можем кивнуть ("да, конечно, конечно") но продолжать увлеченно строить предположения по этому поводу, как будто когда-то кому-то представится случай проверить эти предположения.

В-третьих, это бесполезные вопросы. Это выглядит самым сложным, хотя в сущности просто. Чтобы научиться не задавать бесполезные вопросы, нужно научиться отличать важное от не важного.  И не следует думать, что мы научимся не задавать бесполезные вопросы, прежде чем научимся не задавать вопросы, на которые не существует ответа. Напротив, научившись понимать, что на некоторые наши вопросы ответа не существует, мы получаем шанс со временем научиться тому, что из тех вопросов, на которые можно получить ответ, следует задавать лишь те, которые полезны.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30684

435134СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 02:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
То, что не существует на уровне парамартха, тем не менее вполне себе существует на уровне самвритья? То есть, является существующим, хотя и не существует на самом деле?

Об этом была огромная тема Германна - про существование человека на уровне относительной истины и несуществование на уровне абсолютной. Там разные значения у слова "существует". В теме это все подробно разбиралось, так что не буду повторяться Smile

Личность, человек, существо, божество и т.д. - это праджняпти, а не дхармы. А на уровне парамартха есть только дхармы.
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435165СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 11:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?

"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 09 Авг 18, 11:31), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435168СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 11:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
53. Нирвана и Аннутара Самьяк Самбодхи

Однажды воскресным утром, в Провиденс Дзен Центре, ученик вошёл в комнату для бесед и поклонился Сунг Сан Соен-са. Соен-са сказал: «Что такое Нирвана?»
Ученик ударил по полу.
«В Сердечной сутре говорится сначала о Нирване, потом об Аннутара Самьяк Самбодхи. Что это такое?»
Опять ученик ударил по полу.
«Значит, это одно и то же?»
Опять ученик ударил по полу.
«Вы только ударяете пол. Вы цепляетесь за этот ответ. Дайте мне другой».
Ученик ударил по полу.
«Вы не отличаете красное от белого. У вас есть глаза, но вы слепой. Вторая попытка не разрешается»,

Ученик поклонился и вышел. Вошёл другой ученик.

Соен-са сказал: «Что такое Нирвана?».
Ученик ударил по полу.
«Что такое Аннутара Самьяк Самбодхи?»
«Когда восходит солнце, весь мир становится ярким».
«Значит, они различны?»
Ученик ударил по полу.
«Это истина?»
«Нет».
«Тогда что есть истина?»
«Солнечный свет падает на пол, кот лежит и дремлет».
Соен-са сказал: «Мы встретимся с вами через пятьсот лет».

Won Soeng, спасибо Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435171СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 11:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото
Полностью поддерживаю ваш спич про пространство ума, где и пребывают будды и бодхисаттвы.

Поскольку за пределами пространства ума ничего не доступно познанию, будды и бодхисаттвы не "где" (в пространстве ума как некой локализации, за пределами которой есть еще что-то), а "везде" Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 09 Авг 18, 13:08), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг 37
Гость


Откуда: Lipetsk


435176СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 12:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Интересно, в нирманакая после аннутара самьяк самбодхи остаётся характер прежней личности, или там вообще остаётся только биомеханизм, который полностью управляется дхармакаей?

Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435177СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 12:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг 37 пишет:
Интересно, в нирманакая после аннутара самьяк самбодхи остаётся характер прежней личности, или там вообще остаётся только биомеханизм, который полностью управляется дхармакаей?

Процессы как были безличносными, так и остаются.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435181СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 12:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот что нашла.

шинтанг пишет:
Замена себя на других - это часть пути. Нет бодхичитты - нет бодхисаттвы, нет и бхуми бодхисаттвы.
Согласно же вашему мнению, бодхисаттва проходит все бхуми наслаждаясь - без страданий, т.к. у него есть самбхогакая.

Так и есть. Он уже с первого бхуми частично в непребывающей нирване, как сотапанна в своей сотапаннской ниббане. И это очень важно, т.к. все страдания от прошлых омрачений, а Путь у бодхисаттв - вечен (почти). Вы думаете, махаянисты были настолько упоротыми, что превозносили путь вечных страданий?

Видимо, в Дзен и Ваджраяне просветление начинается с первого бхуми. То есть это аналог вступления в поток в Тхераваде, как и писал Прям:

Прям пишет:
В дзен о просветлении говорят в разных случаях.  В одних говорят о сатори, в других о бодхи. Переживание сатори, насколько я понимаю, приравнивается к вступлению в поток, а бодхи к окончательному пробуждению от сна сансары.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг 37
Гость


Откуда: Lipetsk


435182СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 12:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото
Не про процессы спросил. У любого процесса есть какие нибудь особенности (характер), иначе не возникал бы вопрос о хороших и плохих просветлённых учителях. По вашей логике все учителя  были бы одинаковые, ибо процесс.
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435187СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Безличностные не значит одинаковые.
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435188СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

НЕПРЕБЫВАЮЩИИ В НЕОБУСЛОВЛЕННОМ
(Отрывок из “Вималакиртинирдеша-сутры", перевод с китайского Тхить Ньят Ханя)

Что означает: “Непребывающий в необусловленном”? Бодхисаттва созерцает природу пустоты, но не принимает пустоту за достигаемый объект. Бодхисаттва постигает природу не-явления и не-следования, но не принимает не-явление и не-следование за достигаемый объект. Он созерцает природу не-созидания, но не принимает не-созидание за достигаемый объект. Он медитирует на истинности не-постоянства, но не оставляет свою работу по служению и спасению. Он медитирует на страдании, но не отвергает мир рождений и смертей. Он медитирует на прекра­щении, но не принимает прекращения. Он медитирует на отстра­нении, но продолжает осуществлять благие дела в миру. Он медитирует на беспочвенной природе дхарм, но продолжает на­правлять себя в сторону добра. Он медитирует на природе не-созидания и не-разрушения, но все-таки принимает в миру обязанности созидания и разрушения. Он медитирует на природе предвечного, но все-таки пребывает в мире взаимозависимых явлений. Он медитирует на не-деянии, но непременно продол­жает дело служения и наставления. Он медитирует на пустоте, но не оставляет Великого Сострадания. Он медитирует на по­ложении Истинной Дхармы, но не следует по прямому пути. Он медитирует на неявной, непостоянной, неопределенной, необъят­ной и бесплотной природе дхарм, но не оставляет свои занятия касательно достоинств, сосредоточения и мудрости. Бодхисаттва, действующий подобным образом, определяется как “непребы­вающий в необусловленном”. Он обладает мудростью, но не прекращает свои действия в сфере обусловленного. Он обладает состраданием, но не пребывает в необусловленном. Он желает выполнить свой великий Обет, но он не оставит обусловленный мир.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30684

435190СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?

"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны.
Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435192СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?

"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны.
Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.

Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30684

435195СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?

"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны.
Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.

Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"?
Извините, я не увидел вашего ответа ниже про то, что этот удел не "где-то", а "везде". Это вполне согласуется с дзенской позицией, что "Дхарма повсюду - в каждой травинке, в каждой росинке".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

435196СообщениеДобавлено: Чт 09 Авг 18, 13:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Так на уровне парамартхи есть "тот удел" или его в реальности не существует?

"Существует в реальности", "не существует в реальности" - это уже метафизика, а буддизм - феноменология.
Когда говорим на уровне парамартха, то говорим о дхармах. Дхармы - это феномены, они "являются", а понятия "существуют" / "не существуют" к ним не применимы. Что же касается реальности/нереальности дхарм, то в разных буддийских философских школах этот вопрос решается по-разному. В тхераваде дхармы реальны, в йогачаре - нереальны.
Я же спросил про реальность удела будд и бодхисаттв, а не дхарм.

Что вы понимаете под "реальностью удела будд и бодхисаттв"?
Извините, я не увидел вашего ответа ниже про то, что этот удел не "где-то", а "везде". Это вполне согласуется с дзенской позицией, что "Дхарма повсюду - в каждой травинке, в каждой росинке".

Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 9 из 10

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.483) u0.018 s0.001, 18 0.016 [262/0]