№443801Добавлено: Ср 03 Окт 18, 15:04 (6 лет тому назад)
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана
Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№443803Добавлено: Ср 03 Окт 18, 15:09 (6 лет тому назад)
И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана
Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)?
Традиционно в комментариях говорится о минимум семи чайтах, но это довольно умозрительное умопостроение, чисто рассудочное.
Грубо говоря, момент сознания - это весь мир. Но ум чувствующего существа не воспринимает весь мир целиком (это уже алая виджняна), поэтому каждый момент это ограниченная проекция, ситуация, скелет этой ситуации.
От момента к моменту сознание (читта) блуждает от одной группы элементов (четасик) к другой, среди которых множество сохраняется.
Однако есть последовательный анализ матрик (т.е. сознательно направляемый поток ума) - имеющий своей целью погружение в самую сущность ума (праджняпарамита). Тогда правильно говорить об однонаправленности ума, когда значение имеют лишь определенные дхармы.
Кроме того, есть и произвольные моменты ума, когда например, в моменте нет рупадхарм, нет веданадхарм, нет самджнядхарм, нет санскарадхарм. Есть читта и нирвана. Есть особенные моменты - смерти, перерождения, то что относится к антарабхава.
Поэтому сказать однозначно - значит сильно упростить и упустить методически значимое. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№443807Добавлено: Ср 03 Окт 18, 15:23 (6 лет тому назад)
Won Soeng
Меня интересует строго абхидхармический ответ на этот вопрос. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно?
Дело в том, что яблоко - это уже самостоятельная чайта. Сознание может блуждать вокруг рупа-признаков или нама-признаков (цвет или сочетание цветов, форма, тактильные ощущения, аромат, вкус, предвушение вкуса, воспоминания о других яблоках, представления о том, что может случиться оскомина, воспоминания библейской истории или сказки о молодильных яблоках)
Если бы не было самджня-чайт, то можно было бы сказать о последовательной смене дхарм, но тогда ее бы и быть не могло. Самджня это связанность самых разных дхарм между собой, за счет чего возникает сама подвижность ума.
Большинство дхарм в уме - комплексные и для них нет самостоятельных названий. Поэтому каждая читта это группа дхарм, связывающих прошлые и будущие моменты. И весь вопрос в том, как именно их рассматривать - методически или аналитически. Методически это будет дхарма-за-дхармой, аналитически это будет группа за группой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Дело в том, что яблоко - это уже самостоятельная чайта.
Нет такой дхармы - "яблоко".
Яблоко - это уровень самвритти-сатьи, а не парамартха-сатьи (уровень дхарм). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Большинство дхарм в уме - комплексные и для них нет самостоятельных названий.
Комплексное - не дхарма.
Дхарма - это строго одно свойство, не разложимое далее.
Рукалицо! Зачем писать ответ на вопрос в абхидхармическом разделе, если вы даже таких простых вещей в абхидхарме не знаете. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Момент сознания - читта, сопровождается четасиками, рупа и элементом нирвана
Читта, познающая (воспринимающая) одну дхарму (четасику, рупу или нирвану)?
Это зависит от того, на что направлено внимание, что принимается за момент, в какой системе координат (философской) познание, какие способности к масштабированию, познание чего ведет к цели. Со стороны субъекта всегда будет набор четасик, а объект у него может быть любой в т.ч. и он сам или его составляющие. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Со стороны субъекта всегда будет набор четасик, а объект у него может быть любой в т.ч. и он сам или его составляющие.
Субъект и объект - условности, самвритти-сатья. Отложим их в сторону, рассуждая о дхармах.
Разве что читту здесь можно назвать здесь субъектом познания, а познаваемую читтой дхарму - объектом познания. И то - со значительной долей условности. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№443820Добавлено: Ср 03 Окт 18, 16:12 (6 лет тому назад)
Ктото
Вопрос можно понять двояко:
Упоминаемое здесь сознание - это либо общий поток сознания, из которого берется момент («срез») и рассматривается на предмет того, какие виды читты и чайтты (псих. факторов) там есть (в виде моментов, конечно, раз рассматривается момент сознания). Тогда обязательно имеется совокупность дхарм (несколько одновременных моментов разновидностей читты и чайтты)
Либо имеется в виду один момент одного вида читты или чайтты (сознания глаза, например, или ощущения). Тогда есть две т. з. - что он далее не разложим, и потому - дхарма, или разложим, но все равно дхарма - по другому критерию.
И если воспринимается круглое красное (яблоко) - то в один момент воспринимается, например, красное (одна рупа-дхарма), а в другой момент - круглое (другая рупа-дхарма)? Или обе эти рупа-дхармы (красное и круглое) воспринимаются одновременно?
Что идет первым - вопрос дискуссионный. Скорее всего это зависит от накоплений, от формы. Если форма похожа на зад, то скорее всего, первым будет про форму. Или она необычайно уродлива. При знании яблока проходит не один процесс-виттхи, а много. 1-я группа относится к тому, что видно, вторая - только в уме. Там названия и т.п. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
чайта и четасика - устойчивые синонимы. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы