№349882Добавлено: Вс 15 Окт 17, 22:14 (7 лет тому назад)Нирвана. Страдание и Отречение.
Не знаю куда постить тему, поэтому буду рад, если модератор найдет ей правильное место.
Здравствуйте уважаемые форумчане.
Задался я вопросом нирваны и отречения. И если с отречением мне более менее понятно, (и то не до конца, как это осуществить на практике, отречение от желаний, я это так понимаю), то с нирваной не понятно. И еще страданием.
Все есть страдание - прочитал я, и задумался.
Пример, который приводят очень часто с тортом.
Вот ты ешь торт, или мечтаешь о торте - съедаешь и ты счастлив. Потом торт заканчивается, ты перестаешь его есть - и ты несчастен - грубо говоря.
Но, многим такой пример (как и мне), непонятен. Я вообще к еде отношусь как к тому, что закладываешь в организм что бы не умереть. Я не очень к ней привязан, мне все равно, есть ли гречку или фуагра. . Для меня это совершенно одинакового. (Опять же спросите человека который голодал, и он ответит совершенно по другому).
Мне понравилось, что сказал один человек идею, что дело даже не в торте, или деньгах - а в желаниях, которых у нас все больше и больше. Мы постоянно желаем чего-то, и это желание крутит колесо страданий - потому что нельзя иметь все.
Мне в этом плане вспоминается, притча индейцев, которая говорит, о том, что у человека бездонная дыра в желудке, и человек не может себя насытить. И никогда не сможет. Суть у него такая )
Но, получается, что желание стать просветленным, тоже не очень и хорошо ? Сильное цепляние имею ввиду за это желание.
Никто не знает, что такое нирвана. Она не постижима для ума, и вне любых представлений, но в нашем уме, она представляется, чем то статичным. Но в мире нет ничего, полностью никогда, не меняющееся.
Тогда я не понимаю, как может нирвана быть вечной, если в мире нет ничего вечного ? (Неизменного)
По поводу страдания.
Для кого-то не есть торт - это страдание.
Кто-то говорит, что я ем торт или не ем его, все равно. Я не чувствую ни радости, ни страдания - просто иду дальше и все.
Но, это все равно с точки зрения буддизма страдание. Не могу понять, где ? И как?
Есть мнение, на счет того, что мы по сути себя дурачим, испытывая "счастье, и удовлетворенность", потому что на самом деле этого нет, а есть одно страдание. Получается, нирвана, это единственный выход из этого круга страдания, и оно вечное счастье... и я опять прихожу к вопросу, как это может быть, если нет ничего неизменного ?
И если принять во внимание, что все счастье и прочее - иллюзия, то и жить то собственно, не особо хочется.
Что можно почитать, где, и просто ваши мнения на этот счет, возможно не хватает информации для анализа. Буду благодарен, ибо мне интересна эта тема чрезвычайно! Спасибо!
Тогда я не понимаю, как может нирвана быть вечной, если в мире нет ничего вечного ? (Неизменного)
Ниббана - вне мира. Это единственное явление, которое не является изменчивым и страдательным. Страдания прекращаются - и это навсегда, совокупности угасают - и это навсегда, не будет более никакой формы существования.
P.S. Пример тортом вы как-то усложнили. Вы едите что-то вкусное и оно заканчивается, был приятный вкус и больше нет, вот вы победитель и в орденах, а завтра власть поменялась, и вы оккупант и злодей, сегодня человек, а в следующей жизни можете родиться тараканом или в аду и т.п., смысл в том, что любое мирское счастье преходяще, и это само по себе страдание, страдание перемен. А привязанность к приятных ощущениям, вызвана жаждой, которая и есть корень самсары.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Вс 15 Окт 17, 22:37), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: USB
№349893Добавлено: Вс 15 Окт 17, 22:31 (7 лет тому назад)
Sin nombre
Прежде всего, "всё есть страдание" - это неточная формулировка, из которой легко сделать уже не просто неточные, а радикально неверные выводы.
Вот что говорил Будда (цитирую по сутте "Запуск колеса Учения", SN56.11): «Вот, монахи, благородная истина о страдании: рождение – это страдание, старение – это страдание, болезнь – это страдание, смерть – это страдание. Соединение с тем, что неприятно – это страдание, и потеря того, что доставляет удовольствие – это страдание. Не получать того, что желаешь – это страдание. Говоря короче, все пять совокупностей, являющихся предметами цепляния – это страдание».
Формулировка "всё есть страдание", которую Вы приводите - это урезанный вариант заключительной фразы "все пять совокупностей, являющихся предметами цепляния - это страдание". Что такое "предметы цепляния" (или, в менее общепринятом, но более буквальном переводе - "топливо")? Это те явления, за которые пытается цепляться жажда.
Жажда - это стремление, которое возникает, когда переживается что-то приятное, радостное, удовлетворительное. Естественная реакция на эти переживания - желание продлить их, если они ещё длятся, или возобновить, если они уже прервались. Это желание - и есть жажда. Стремясь к удовлетворению, жажда ищет предметы (чувственно воспринимаемые или только ментальные0, которые смогут снова и снова служить источниками удовлетворения (то есть, как бы "топливом" для жажды). Пытается поставить эти предметы под свой контроль, обеспечить постоянный к ним доступ. Но жажда обречена на постоянные, всё новые и новые поражения, потому что никакие явления нельзя поставить под полный контроль - каждое из них обусловлено множеством явлений, и хотим мы этого или нет, существует только там, где есть эти условия. Кроме того, каждое явление непостоянно, а значит - не может служить постоянным источником радости и удовлетворения.
Поэтому жажда ведет к новым и новым разочарованиям в том, что избирает было своим топливом. Поэтому жажда неизбежно ведет к страданиям. Но Будда учит, что от жажды можно освободиться, что возможно «… полное успокоение и прекращение той самой жажды, отказ от неё, отречение от неё, освобождение от неё, её отсутствие» (см. там же). Все буддийские практики, в последнем счёте, только на достижение этой цели и ориентированы. А Нирвана/Ниббана - это и есть свобода от жажды. _________________ Границы мира - это границы языка
№349912Добавлено: Вс 15 Окт 17, 23:16 (7 лет тому назад)
Antaradhana
Пример с тортом мне приводили в таком описании. (Возможно, из за эмоциональности сбивчиво получилось), я просто пересказал )
Спасибо за описание. Да, в такой формулировке логично. Но все равно как может быть вне мира - не понимаю Но это наверное как раз "нормально".
empiriocritic_1900
Большое спасибо! Теперь тех кусочков, что нехватало для понимания, на разумном восприятии хватает.
Получается ли то, что мое понимание, "Отречения", как четкой позиции и стремления во всем, убирать (или хотя бы уменьшать) жажду - верно ? Причем, ко всему, что нас окружает.
Извините, уж за столько дилетантские вопросы. но про буддизм, у меня поговорить не с кем.
Большое спасибо! Теперь тех кусочков, что нехватало для понимания, на разумном восприятии хватает.
Получается ли то, что мое понимание, "Отречения", как четкой позиции и стремления во всем, убирать (или хотя бы уменьшать) жажду - верно ? Причем, ко всему, что нас окружает.
В целом так. Только, конечно, одного "стремления убирать жажду" при прочих равных условиях мало. Требуются методы, которых в буддизме целый арсенал. _________________ Границы мира - это границы языка
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10349 Откуда: Москва
№349938Добавлено: Пн 16 Окт 17, 01:15 (7 лет тому назад)
А может быть есть такое место, где есть опыт, делимый на части, но страданий там нет.
За одним тортом следует более вкусный торт, и так до бесконечности. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№349953Добавлено: Пн 16 Окт 17, 08:24 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Ну не такая уж неточная эта формулировка (про все страдание). Саббе санкхара дуккха - все сконструированные вещи есть тягота, и это слова Будды. А 5 совокупностей без цепляния есть только в араханта, у всех остальных они именно дуккха.
empiriocritic_1900
Ну не такая уж неточная эта формулировка (про все страдание). Саббе санкхара дуккха - все сконструированные вещи есть тягота, и это слова Будды. А 5 совокупностей без цепляния есть только в араханта, у всех остальных они именно дуккха.
Разумеется, все сконструированные/обусловленные вещи - это дуккха. И, разумеется, у всех, кроме арахантов, пять совокупностей - это топливо для жажды, а значит, дуккха. Но чтобы понимать эти формулировки, нужно понимать, что такое санкхара, что такое упадана, что такое танха. Если это понимать, то в каком-то контексте можно эти понятия и опустить для краткости, сказать просто, что всё есть страдание.
Но если человек, который не знает, что такое санкхара, что такое упадана, что такое танха, слышит что "всё есть страдание" - то он, как правило, начинает сам выдумывать значение этих слов. И во многих случаях выдумывает что-то не то. _________________ Границы мира - это границы языка
Тогда я не понимаю, как может нирвана быть вечной, если в мире нет ничего вечного ? (Неизменного)
Учитесь жертвенно. И поймете. "Жертвенно", значит принесение своего времени и жизненных сил в жертву тому чтобы понять что-то.
В общем, это когда есть выбор - пойти на концерт или поучиться, выбирается второе. Иногда. Не всегда, конечно, если вы не монах. ... это совет, или скорее собственное наблюдение.
По поводу вашего вопроса: как есть два взгляда на мир - с поверхности Земли и из космоса (они как бы наблюдают одно и то же) - вот точно так же есть два взгляда на нирвану. Из нашего нынешнего состояния на то, что происходит в нирване. И само это состояние, где все объективное не существует. Оно там забыто
на самом деле этого нет, а есть одно страдание. Получается, нирвана, это единственный выход из этого круга страдания, и оно вечное счастье...
Для того, кто познал все виды земного страдания - для него нирвана единственное счастье. Как избавление от осознавания всего объективного, которое приносит уже только страдание. На самом деле, любое страдание - это только противоположность адекватного по силе и качеству удовольствия. Без удовольствия страдание не существует. Но познанное страдание, как противоположность удовольствия уже никогда не допустит таких удовольствий. Зная как за это надо платить. Пример спасшегося наркомана - самый яркий. Он испытывает влечение и желание, но никогда в здравом уме не захочет более таких удовлетворений этого желания ... _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы