Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№315670Добавлено: Вс 19 Фев 17, 23:32 (8 лет тому назад)Тройственный ум (Manas, vijnana и citta) и контакт
Тройственный ум (Manas, vijnana и citta) и контакт
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли будет объяснять тройственность ума следующим образом, по аналогии с «контактом»:
Контакт:
К1) объект восприятия
К2) орган восприятия
К3) соответствующая vijnana
Контакт и Тройственный ум:
К1) объект умственного восприятия
К2) ум1) manas
К3) ум2) vijnana (первичное, самое простое сознание, сознание самого факта явления чего-то перед "мысленным взором")
ум3) citta (вторичное, сложное сознание, осознание явившегося по существу)
При этом citta, уходя в прошлое, становится manas. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№315703Добавлено: Пн 20 Фев 17, 11:50 (8 лет тому назад)
С какой целью Вам понадобилась тройственность ума?
В Учении Будды все имеет практический смысл. Введение излишних сущностей не приветствуется. Большинство классификаций могут укрупняться или детализироваться в методических целях, но произвола нет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№315704Добавлено: Пн 20 Фев 17, 12:21 (8 лет тому назад)
Просто в книжках по буддизму ум означается как манас, виджняна и читта в зависимости от функции.
Вот я и захотел проверить, правильно ли я понял каждую функцию. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№315705Добавлено: Пн 20 Фев 17, 12:34 (8 лет тому назад)
Эти термины контекстно-зависимы. Иногда разное, иногда синонимы. Citta обычно самый широкий термин, остальные входят в него. Но по контексту может быть и так, что могут различать виджняну и читту, придавая одному термину значение с негативной окраской. Короче - обсуждать можно только в рамках конкретного текста. _________________ Буддизм чистой воды
№315710Добавлено: Пн 20 Фев 17, 14:24 (8 лет тому назад)
Кира
Citta - всегда манас, прошедший миг (те или иные четасики "по поводу was ist los")
виджняны - разновидности (по "каналам" - "невозможно слышать глазом, видеть ухом и т.п. - "в видимом только видимое")
Рассматривай 18 дхату - хоть у Асанги, хоть у Васубандху: у них там, точно так как и у Ки, всегда зависит от контекста _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Контакт:
К1) объект восприятия
К2) орган восприятия
К3) соответствующая vijnana
Интересное размышление! Именно, есть первичный контакт внешнего объекта с любым из 5-ти органов восприятия. Через глаз происходит контакт с любой видимой формой. В результате возникает примитивное первичное сознание - сознание видимого. Оно ничем не отличается от сознания собаки. Но вот дальше это сознание в свою очередь становится объектом для распознающей способности. И вот в этом месте собака отличается от человека. Человек распознает то, что он видит как человек, собака - как собака.
Таким образом, для возникновения сознания всегда нужна двойка, как говорят тексты. В общем - это 1. рецептор (любой орган восприятия) и 2. раздражитель (любой объект восприятия). И вот при наличии этих двух возникает соответствующее им сознание. На разных уровнях. _________________ живите больше
Сложно распознать отличия скажем виннана (виджняна) от читта.
Виннана состоит из двух слов: приставки "ви", которая указывает на отделение, на двойственность. И второе слово "джна" - то есть "знание". Вместе "со-знание" указывает на отделение от действительности некоего дубликата или копии, которую человек уже понимает. Как говорится, "мы не знаем что такое Солнце на самом деле, но знаем только представления о Солнце". Таково сознание. Имеет активную природу. Потому, создает карму.
Слово "читта" тоже указывает на активную природу ума. Связано со словом "четана" - "воля". _________________ живите больше
Эти термины контекстно-зависимы. Иногда разное, иногда синонимы. Citta обычно самый широкий термин, остальные входят в него. Но по контексту может быть и так, что могут различать виджняну и читту, придавая одному термину значение с негативной окраской. Короче - обсуждать можно только в рамках конкретного текста.
Конкретный текст - абхидхармакоша , I, карика 16.
Когда классифицируют дхармы по 12 аятанам, то там сознание какое - читта, манас или виджняна ?
При классификации по 18 дхату вроде так: орган умственного восприятия=манас, сознание умственного =виджняна.
А вот что (виджняна или читта) уходит в прошлое, чтобы стать манасом ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Сложно распознать отличия скажем виннана (виджняна) от читта.
Можно сказать: "думалка, ум, разум, сознание". Может (читта, виннана, манас) это не 3 разных феноменов, а практически синонимы ума в различных контекстах?
Когда классифицируют дхармы по 12 аятанам, то там сознание какое - читта, манас или виджняна ?
В 12 аятан: manāyatanaṃ и dhammāyatanaṃ.
В 18 дхату: манодхату, дхаммадхату и мановиннанадхату. (по памяти). _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
При классификации по 18 дхату вроде так: орган умственного восприятия=манас, сознание умственного =виджняна.
А вот что (виджняна или читта) уходит в прошлое, чтобы стать манасом ?
И виджняны и читта - это манас. "поодиночке" или с плюсованием - как будет угодно.
Взгляни на то же самое, но в других терминах
"манас разъединяется с индриями и непосредственно проникает"
Фраза неканоническая для будд но "йогическая", т.е. того что касается общих технических деталей (в смысле не их философской интерпретации)
Контакт индрии (глаз, ухо и тд) [с "объектом"] порождает его, прошедшего (случившегося в предшествующую кшану) контакта осознавание, интерпретацию в знаково-понятийных терминах - прошедшего мига, сопровождаемое оценкой веданы - сукха, дукха, zero
1. индрия - "объект" (датчик сработал, "есть контакт!", [возник] "сигнал с индрии"
2. в зависимости от канала передачи (видимое, слышимое ...тд) "предоставляется" одна из разновидностей виджнян, [уже] сопровождаемая оценкой (сукха, дукха, zero) веданы, которая собственно и "включает канал", делая один из них эксклюзивным
3. "Ум размышляет над этим, что и принимается за наслаждение" (Нагарджуна) - выстраиваются логические цепочки - пошла самджня ("установка" повторять сукха и не повторять духкха, "предвкушение наслаждения" - привязанность)
Манас - [те или иные] четасики это полностью 1-3 (с "контакта" виджнян с "сигналом индрий", сопровождаемого веданой - "катализатором") _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№315907Добавлено: Вт 21 Фев 17, 07:05 (8 лет тому назад)
Цитата:
« What is the definition of the aggregate of consciousness
(vijnanaskandhavyavasthana)?
« It is the mind (citta), the mental organ (manas) and also
consciousness (Vijnana).
Каково определение агрегатов сознания (vijnanaskandhavyavasthana)?
Это ум (читта), ментальный орган (манас) а также сознание (виджняна)
Цитата:
«And now, what is the mind (citta)? It is the storeconsciousness
of all the seeds (sarvabljakam alayavijnanam)
impregnated by the residues (vasanaparibhavita) of the aggregates
(skandha), elements (dhatu) and spheres (ayatana). The
result-consciousness (vipakavijnana) and the appropriatingconsciousness
(adanavijnana) are the same thing also, because
of the accumulation of those residues (tad vasanacitata).
А теперь, что такое ум (читта)? Это хранилище всех семян (sarvabljakam alayavijnanam), пропитанное остатками агрегатов (скандх), элементов (дхату) и сфер (аятана). Созревшее сознание (vipakavijnana) и аккумулирующее сознание (adanavijnana), это одно и то же, потому что аккумулирует эти остатки. (прим. переводчика: синоним - алаявиджняна)
Цитата:
«What is the mental organ (manas)? It is the object of
the store-consciousness (alayavijnanalambana) which always
participates in the nature of self-notion {manyanatmaka)
associated with the four defilements, viz. the view of "self'
(atmadrsti), love of "self" (atmasneba), pride of "I am"
{asmimana) and ignorance (avidya). And this is present
everywhere (sawatraga), in favorable (kusala), unfavorable
(akusala) and neutral {avyakrta) states, except in the case of
one facing the Path {margasammukblbhava), the attainment
of cessation (nirodhasamapatti), the stage of the learned
(asaiksabbumiV5 and also the consciousness that has just this
instant ceased among the six kinds of consciousness.
« What is consciousness (Vijnana)? It consists of six groups
of consciousness: visual, auditory, olfactory, gustatory, tactile
and mental consciousnesses.
Что такое ментальный (психический) орган (манас)? Это объект алаявиджняны (alayavijnanalambana) который всегда учавствует в природе самопонимания [самоощущения, самовосприятия] (manyanatmaka) и ассоциируется с четырьмя сквернами, а именно - видение "себя" (atmadrsti), любовь "себя" (atmasneba), гордость "Я" (asmimana) и невежество (авидья). И это присутствует везде (sawatraga), в благом (kusala), в неблагом (akusala) и нейтральном (avyakrta) состояниях, за исключением либо встречи с Путем (margasammukhibhava), либо достижения прекращения (nirodhasamapatti), либо стадии законченного обучения, (asaiksabhumi) а так же осознание того, что только это мгновенное прекратилось среди шести видов сознания.
Что такое сознание (Vijnana)? Оно состоит из шести групп сознаний: визуального, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного и ментального сознаний.
Источник: Abhidharmasamuccaya
Последний раз редактировалось: Samantabhadra (Вт 21 Фев 17, 10:51), всего редактировалось 3 раз(а)
Не архат (а обучающийся/saiksa) тот, кто не входил в ниродха-самапатти _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№316044Добавлено: Ср 22 Фев 17, 04:40 (8 лет тому назад)
Цитата:
« What is visual consciousness? It is an intimation (prativijnapti) 36
having the eye as its basis and [visible] form as its
object.
« What is auditory consciousness? It is a reaction having the
ear as its basis and sound as its object.
« What is olfactory consciousness? » It is a reaction having
the nose as its basis and odor as its object.
What is gustatory consciousness? It is a reaction having the
tongue as its basis and taste as its object.
What is tactile consciousness? It is a reaction having the
body as its basis and the tangible as its object.
What is mental consciousness? It is a reaction having the
mental organ (manas) as its basis and mental objects (dharma)
as its object.
36. Prativijnapti means "intimation or announcement of a thing.'' When
the eye comes into contact with a visible form, the consciousness arises that
there is something in front of the eye. This consciousness is only a kind of
reaction, response or awakening, and it does not perceive what the object is.
It is the samjnaskandha that perceives. For example, when the eye comes into
contact with a color, the visual consciousness (caksunijnatia) which arises is
only an awakening, response or reaction intimating the presence of some
color, but it does not perceive or recognize what that color is. It is perception
(samjna) that recognizes it as red, blue, etc.
Что такое визуальное сознание? Это нечто, проявляющееся (prativijnapti)36, имеющее глаз как свою основу и [видимую] форму как как его объект.
36. Prativijnapti означает намёк (предверие) появления вещи. Когда глаз входит в контакт с видимой формой, возникает сознание, что перед глазом что-то есть. Это сознание только вид реакции, только отклик или пробуждение, и оно не воспринимает что это за объект. Это воспринимает самджняскандха (samjnaskandha). К примеру, когда глаз входит в контакт с цветом, визуальное сознание (caksunijnatia), только пробуждается, проявляясь как ответ или реакцию на какой-то цвет, но оно не воспринимает и не распознает что это за цвет. Это восприятие (samjna) распознает цвет как красный, синий, и т.д.
Что такое слуховое сознание? Это реакция, имеющая ухо как основу и звук как его объект.
Что такое обонятельное сознание? Это реакция, имеющая нос как основу и запах как его объект.
Что такое вкусовое сознание? Это реакция, имеющая язык как основу и вкус как его объект.
Что такое тактильное сознание? Это реакция, имеющее тело как основу и осязаемое в качестве его объекта.
Что такое ментальное (психическое) сознание? Это реакция, имеющая ментальный (психический) орган (manas) как свою основу и ментальные (психические) объекты (dharma), как его объект.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы