№238817Добавлено: Пн 20 Апр 15, 13:15 (9 лет тому назад)
Восприимчивость ума не тождественна расширяющейся Вселенной, поэтому перечисление четырех мыслей не ведет к выяснению отсутствия ригидности на постсоветском пространстве имплементировавшем некоторые обстоятельства законадательств развитых обществ Древней Месопотамии. Поэтому тхеравада не может быть транспарирована в сутры остальных конфессиональных причуд несовершенного разума в игре мироздания.
Думаю, позднейшие учения называются позднейшими потому, что аккумулируют предшествовавшее.
Аккумулирование и классификации является частью традиции и методики подачи материала.
Она, традиция, может быть, к примеру, утеряна или отметена как "неправильная" или "неканоническая" в какой-то период. И в результате получается, что нет даже общепринятой рекомендованной последовательности чтения и изучения сутр. И советы в духе: "Читайте как хотите, в любой последовательности". _________________ I see you now!
Очень много тхеравадинских сайтов отсылают именно на советы с accesstoinsight.org.
То есть, общепринятого "краткого курса" или плана по изучению сутр для мирян, например, в тхераваде нет.
Для монахов, думаю, подобные планы есть, но, судя по всему, общепринятого плана тоже нет, для монахов главное — виная.
№238991Добавлено: Ср 22 Апр 15, 10:58 (9 лет тому назад)
aurum
Насколько мне известно, в тхеравадинских обителях имеются своего рода методички, в разных местах разные. Даже есть и для мирян, хотя там в основном о том, как правильно молиться.
Но тут следует не забывать, что по древнейшей традиции в обителях для изучения и провозглашения избирался не свод текстов, а какой-то один основной и дополнительные к нему. Никаких хрестоматий, как в наших университетах, не составлялось. Именно поэтому мы знаем рассказы о монахах, переходивших из одной обители в другую с целью объять более полно учение. Таким образом, единого образовательного стандарта в традиционном, негосударственном буддизме никогда не существовало. Именно это, кстати, дало почву для развития махаяны, когда в различных обителях стали появляться и проповедоваться "ранее неизвестные" или "недавно открытые" поучения и тексты. Вспомним, что самые ранние махаянские тексты назывались "вайпулья" - иногда это неверно переводят как "ересь", но правильное значение слова: добавление, расширение.
Конечно же, мы также знаем о постоянных попытках, ещё с Ашоки, всё же определиться со стандартом буддийского образования. Что ж, это вполне понятно - государственные задачи требуют соблюдения порядка. Когда религия становится инструментом госуправления, она превращается в идеологию, где неизбежно действует принцип деления и управления.
Rebirth as a human being is considered precious according to the Chiggala Sutta.
Я спросил про устойчивое (в махаяне) выражение "драгоценное человеческое рождение". В этой сутре его нет. Еще есть сутра, не помню названия, но там как Будда на примере земли из под ногтя объяснял редкость человеческого рождения. Но там, насколько я помню, тоже нет указанного выражения. _________________ I see you now!
aurum
Насколько мне известно, в тхеравадинских обителях имеются своего рода методички, в разных местах разные. Даже есть и для мирян, хотя там в основном о том, как правильно молиться.
Да, необходимость подобных методичек вряд ли кто-то будет оспаривать.
Но тут следует не забывать, что по древнейшей традиции в обителях для изучения и провозглашения избирался не свод текстов, а какой-то один основной и дополнительные к нему. Никаких хрестоматий, как в наших университетах, не составлялось. Именно поэтому мы знаем рассказы о монахах, переходивших из одной обители в другую с целью объять более полно учение.
Таким образом, единого образовательного стандарта в традиционном, негосударственном буддизме никогда не существовало. Именно это, кстати, дало почву для развития махаяны, когда в различных обителях стали появляться и проповедоваться "ранее неизвестные" или "недавно открытые" поучения и тексты. Вспомним, что самые ранние махаянские тексты назывались "вайпулья" - иногда это неверно переводят как "ересь", но правильное значение слова: добавление, расширение.
Конечно же, мы также знаем о постоянных попытках, ещё с Ашоки, всё же определиться со стандартом буддийского образования. Что ж, это вполне понятно - государственные задачи требуют соблюдения порядка. Когда религия становится инструментом госуправления, она превращается в идеологию, где неизбежно действует принцип деления и управления.
Государственный буддизм — дело другое.
Я про общепринятую последовательность изучения Учения вообще. Взять те же ламримы (поэтапные руководства по изучению) тибетских школ, являющиеся отчасти и хрестоматиями с цитатами и ссылками на сутры, рекомендованные к изучению. Они очень упрощают обучение и хорошо очерчивают традиции. Тот же самый объемный ламрим Цонкапы, раскрывая любую тему, постоянно подчеркивает превосходство монашеского пути перед путём мирянина. Напомню, что гелуг — наиболее ориентированная на монашество школа.
В тхераваде, по сути — ориентированной на монашество школе, нет подобных общепринятых хрестоматий-учебников для мирян, нет общепринятых и последовательных методичек по изучению сутр канона. _________________ I see you now!
№238996Добавлено: Ср 22 Апр 15, 13:12 (9 лет тому назад)
Тибетская система как раз представляет собой наиболее огосударствленный буддизм. Поэтому мы и видим там чёткие хрестоматии, а так же наиболее формализованную религию, где "нет спасения вне церкви". Отголосок изначальной свободы вероисповедания оставался лишь в почти равноправном функционировании разных буддистских церквей.
Впрочем, для тхеравады всегда было характерно, что освобождение для мирян вообще не рассматривалось как духовная цель. Миряне практикуют лишь во имя благого перерождения. Только в наше время в этом смысле появились уступки в пользу "мирского пути", вероятно, как следствте влияния демократии.
Да, в монастырях весь канон специально никогда не изучался и сейчас не изучается. Особенно это характерно, как я понимаю, для махаянских монастырей, например, в Китае и Японии, где в одной обители может почитаться вообще лишь одна сутра.
Тибетская система как раз представдяет собой наиболее огосударствленный буддизм. Поэтому мы и видим там чёткие хрестоматии, а так же наиболее формализованную религию, где "нет спасения вне церкви". Отголосок изначальной свободы вероисповедания оставался лишь в почти равноправном функционировании разных буддистских церквей.
Да, в монастырях весь канон никогда не изучался и сейчас не изучается. Особенно это характерно, как я понимаю, для махаянских монастырей, например, в Китае и Японии, где в одной обители может почитаться вообще лишь одна сутра.
Не только у стоявшей у руля в Тибете школы гелуг есть ламримы, они есть у каждой школы и подшколы тибетского буддизма. И текстов класса ламрим (этапы пути) может быть несколько в одной школе, даже в термах есть тексты вполне себе ламримы со ссылками и сжатым поэтапным ступеням обучения. И наличие подобных поэтапных хрестоматий-методичек, на мой взгляд, не является следствием "огосударственности", а следствием глубоко развитой традиции обучения не только монахов, но и мирян.
Огосударствление тайского буддизма в 19-м веке, например, как раз урезало традицию до "только ПК", удаляя из традиции признанные "неканонические" книги и методы.
По поводу изучения канонов, так как раз в тибетских монастырях изучение канона обязательно, тогда как в монастырях тхеравады монах учиться совершенно не обязан, его главная обазанность — изучить и соблюдать винаю. _________________ I see you now!
Последний раз редактировалось: aurum (Ср 22 Апр 15, 15:06), всего редактировалось 2 раз(а)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы