№230500Добавлено: Вт 20 Янв 15, 17:12 (10 лет тому назад)
Не вижу существенной разницы и в английском тексте.
Но это не важно, мы же все равно остались при своих. Я вижу смысл в словах позволять мыслям приходить и уходить, Вы - не видите. Разве в этом есть какая-нибудь проблема, чтобы мы пытались ее дальше обсуждать? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В современном дзэн (как и в средние века) не все благополучно с "избавлением от привязанностей".
Интересный вывод, какие к нему основания?
Так я ж перечислил "основнания" (несколько часто встречаемых видов привязанности). Почитай высказывания современных и средневековых учителей, участников форумов, которые практикуют довольно долго в конкретных традициях. Там те тенденции, которые я упомянул, прослеживаются довольно ясно.
Да и никогда в дзэн не было единодушного "одобрямс". Например, Догэн или Банкэй весьма критически относились ко многим дзэнским учителям своего времени и прошлого. Дзэн - это ж не священная корова, как и тхеравада или гималайский буддизм.
Разница примерно такая, как копать водоотвод и просто копать.
Разница несущественная. Практически в нашем случае, это как "не цепляться вообще" и "не цепляться за это и за то". _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№230543Добавлено: Ср 21 Янв 15, 03:02 (10 лет тому назад)
Дим, не понятно "не совсем благополучность". Это как бы что - цель "полное благополучие с избавлением от привязанностей"?
Я как раз против излишнего романтизма. Люди чаще всего не очень понимают, что такое привязанности и поэтому имеют разные романтические представления о полной святости избавления от привязанностей. А на практике это все как раз излишне.
Несомненно, те мастера, которые были непримиримы учениками, они имеют ореол этой непримиримости во всех историях о них. Но нужно же понимать, что это лишь истории и не придавать им огульного значения.
Кроме того, нелестные отзывы о других мастерах - это обычный дзенский троллинг, и троллинг - только учеников (мастерам этот троллинг - как бальзам встречи с близким другом после разлуки).
Ученики нередко пробуждались от такого троллинга (потому что боль, как физическая, так и моральная, взрывает привязанности, вытаскивает их в актуальное здесь и сейчас ученика).
Нельзя же всерьез путать метод и обстоятельства или взгляды. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Разница примерно такая, как копать водоотвод и просто копать.
Разница несущественная. Практически в нашем случае, это как "не цепляться вообще" и "не цепляться за это и за то".
Если пораскинуть мозгами, то один осуществляет целесообразную деятельность, а второй - дурак. Но вы это почему-то не видите.
Термин "цепляние" - не определен. Зная "способности" некоторых, тут сидящих, я могу предположить, что если это "цепляние" криво дефинировать, то в итоге буддизм не получится. Уточните, что вы под этим словом понимаете.
Леша, ты прав во многом. Вообще, в этой дискуссии я вовсе не собирался критиковать дзэн. Как ты видел, напротив, я приводил аргументы в защиту непротиворечивости многих дзэнских "парадоксальных" высказываний и Палийского Канона.
Дзэн (и современный, и средневековый), конечно, есть за что критиковать. Я всегда с интересом читаю критические статьи серьезных исследователей на эту тему. Но это - отдельная тема. Как говорится, есть Дзэн, и есть дзэн...
Этот термин трудно определить потому что он в 12 ПС предшествует существованию. По-простецки, по-житейски, я бы сказал, что цепляние - это когда есть трудности с переводом фокуса сознания (с одного объекта на другой или просто переключение сознания). Так сказать, залипание ума на чем-то внешнем или внутреннем. Когда нравится девушка, машина или бутылка (или даже концепция "истинного, самого крутого" буддизма), трудно думать о чем-то другом (непредвзято рассматривать что-то другое), даже если есть намерение переключить внимание. Конечно, если намерение правильное (лишенное неведения), то вся цепочка, в том числе фрагмент "жажда-цепляние-существование", подрезается под корень, и вещи видятся такими, какими они есть (в том числе и концепции буддизма).
Когда есть цепляние, вещи начинают существовать не так, как они есть на самом деле, а так, как "кажется" в искривленном жаждой сознании (в том числе возникает иллюзия понимания "истинного буддизма", которое "самое верное").
Главная штуковина, которая начинает существовать неправильно, это - Я. Чувства, восприятие и т. д., связанные с этим Я (Я - то-то, я - это, я содержусь в том или этом и т. д.) и приводят к рождению, страданию и смерти.
И дзэн, и ПК не расходятся в этом вопросе.
Почему цепляние важно? Потому что это - индикатор жажды. Пока человек не попробует перевести фокус сознания с объекта цепляния, он не поймет свою жажду как следует. Можно даже и вовсе не осознавать жажду (которая может принимать очень тонкие формы), пока не попробуешь изменить мышление, не зацикливаться ни на чем (даже самом возвышенном).
№236983Добавлено: Сб 28 Мар 15, 08:39 (10 лет тому назад)
Термин цепляние не определен? Да ну!
Он прекрасно определен и очень ясно указывает на совершенно конкретный предмет в организации ума.
Можно не понимать разных описаний и определений, но уж упускать собственные привычки, привязанности и склонности можно только в очень омраченных фазах сознания.
Что действительно непросто рассматривать - это возникновение и прекращение цепляния. Потому что рассматривать это нужно не логически и даже не ретроспективно, а прямо от момента к моменту. Чтобы освободить внимание от объектов цепляния и увидеть непосредственно, как при условии жажды возникает цепляние и как с прекращением жажды цепляние прекращается.
И что бы там ни было по этому поводу в мыслях, привычных идеях и одобряемых концепциях, возникновение и прекращение цепляния вполне доступно для непосредственного исследования и детального анализа обнаруживаемых элементов (качеств) ума = дхарм. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№237066Добавлено: Сб 28 Мар 15, 21:12 (10 лет тому назад)
Вот несколько цитат из высказываний 3-го Патриарха дзэн Сосана, так или иначе связанных с темой обсуждения:
Цитата:
Великий путь прост для тех, кто не делает предпочтений.
Цитата:
Борьба между тем, что любят и тем, чего не любят - это болезнь ума.
Цитата:
Мудрый человек не стремится достигнуть никаких целей, а глупый человек сковывает себя. Существует только одна Дхарма, Истина, Закон; различения возникают лишь у невежд из-за их привязанностей. Искать мудрость рассудком - величайшая из всех ошибок.
Цитата:
Спокойствие и беспокойство проистекают из иллюзии, в просветлении нет пристрастия и неприязни.
Цитата:
Приобретения и потери, правильное и ложное - ум должен уничтожить все это.
Цитата:
то, что перестало возмущать, уже иначе существует в мире.
Цитата:
Просто дайте вещам существовать их собственным способом, и тогда не будет ни прихода, ни ухода.
Цитата:
Осознавать это - значит жить, не беспокоясь о несовершенстве.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы