Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152291Добавлено: Пт 07 Июн 13, 18:44 (11 лет тому назад)вопрос про арупа-локу
вот в энциклопедии буддизма написано:
Цитата:
Мир не-форм (арупа-лока) разделен на сферы в соответствии с четырьмя уровнями безобъектной медитации (самапатти):
бесконечности пространства,
бесконечности мысли,
бесконечности небытия
и бесконечности сознания и несознания.
Обитатели этих сфер не имеют ни физического, ни ментального тела, представляя собой чистые сознания.
аналогичное написано и в Абхидхармакоше.
Подскажите пожалуйста, какой смысл заложен в названии дхъяны "бесконечность пространства"?
Какое пространство и пространство ли имеется ввиду, если мы находимся в мире не-форм, и никакого пространства (как необходимого "основания" для форм) там нет и быть не может. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№152292Добавлено: Пт 07 Июн 13, 19:13 (11 лет тому назад)
В Абхидхарме разных школ есть разные описания этих вещей. Но здравый смысл говорит о том, что обычное "математическое" пространство не обязательно предполагает наличие форм. Вот, скажем, евклидово трехмерное пространство, пока в нем не задано какое-то "уравнение" объекта, вполне без этого объекта обходится.
Другое дело, в свете общей теории относительности, пространство искривляется вблизи объектов, имеющих массу (планет, звезд и т. д.), поэтому трудно себе представить "чистое пространство". В этом смысле физики пытаются изучать Абхидхарму, а буддисты - физику, чтобы сопоставить древний подход, основанный на "самоисследовании" с "объективным" научным подходом. Очень толковые ребята из Тхеравады когда-то давали мне ссылки на источники, пытающиеся анализировать связь Абхидхармы с современной физикой. Но я их где-то потерял .
Из того, что я слышал пока что, вопросы "пространства дхармического" и "пространства физического" (то бишь как оно трактуется в современной физике) не вполне согласованы, что открывает интересные перспективы для дальнейшего исследования.
№152300Добавлено: Пт 07 Июн 13, 20:19 (11 лет тому назад)
Трудно точно сказать, "где что находится", ибо локализация в пространстве и времени, согласно современной физике, относительна... Скажем, где находится электрон?
Так как фиксированного "я", которое "где-то находится", мы не можем указать, то гипотетически можно допустить "условную локализацию" этого самого "я" в какой-то точке времени и пространства. Но все это стоит на песке. Где находится Татхагата? Откуда он приходит, куда он уходит?
Кто знает, что именно понимали древние под "сферой бесконечного пространства"... Ведь то был непосредственный опыт, а не интеллектуальные размышления.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152306Добавлено: Пт 07 Июн 13, 21:48 (11 лет тому назад)
Дмитрий С
Цитата:
Но здравый смысл говорит о том, что обычное "математическое" пространство не обязательно предполагает наличие форм. Вот, скажем, евклидово трехмерное пространство, пока в нем не задано какое-то "уравнение" объекта, вполне без этого объекта обходится.
я вот тоже так думал. Тогда получается следующая картина:
дхъяна "бесконечн.пространства" - это наша мысль как бы направлена на обычное пространство, но оно пустое. Т.е. мы ничего и не видим, но возможно, в фантазии представляем себе что-то трёх-мерное. У нас есть потенция к видениею и трёх-мерных предметов в этом пространстве, которая актуализируется дхъяной ниже.
дхъяна "бесконечн.сознания" - здесь наша мысль как раз отказывается от представления о пространстве как о чём-то трёх-мерном. Мы перестаём конструировать умом трёхмерное пространство. Теперь перед нашим умственным взором пространство умственное (лишённое понятия "расстояние").
про последние 2 дхъяны таким способом рассуждения понять уже ничего не получается. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152307Добавлено: Пт 07 Июн 13, 21:49 (11 лет тому назад)
Полосатик
Цитата:
Много акаши, акаша без границ
вот не думаю, что это акаша, которая всё-же больше пространство псих.опыта, а не какое-то трёхмерное. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№152308Добавлено: Пт 07 Июн 13, 21:51 (11 лет тому назад)
Это мирские состояния - экстатические трипы, не ведущие к освобождению. К буддийскому пути относятся только первые 4-е дхьяны. _________________ Буддизм чистой воды
Мне, после прочтения вышеуказанного постинга БТР кажется, что миры арупа-локи можно сопоставить ходам (мирового) разума при его саморазворачивании.
Т.е. последовательность
- небытие
- бытие
- становление
- ставшее бытие
вполне может соответствовать 8,7,6,5 дхъянам.
Таким образом получается, что арупа-лока принципиально отлична от рупа-локи (где, конечно, не ходы разума, а просто небесные миры) _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152311Добавлено: Пт 07 Июн 13, 22:01 (11 лет тому назад)
КИ
Цитата:
Это мирские состояния - экстатические трипы, не ведущие к освобождению.
ну наверно Вы слово "экстаз" употребляете ведь не всмысле какой-то экзальтации, граничащей с употреблением веществ.
Вообще странно, что вроде бы более "крутые" дхъяны (8,7,6,5) не ведут так хорошо к освобождению, как дхъяна №4.
Какой смысл тогда буддистам придавать этим дхъянам такое почётное место ? (и по продолжительности жизни, и по избавлению от всяких ненужных дхарм) ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152313Добавлено: Пт 07 Июн 13, 22:08 (11 лет тому назад)
Полосатик
Цитата:
...Йог не чувствует, на чём он сидит и т.п.
если "Йог не чувствует, на чём он сидит" - это дхъяна №5
то тогда, следуя предложенному методу, если "йог не чувствует, чем он думает" - то это дхъяна №8, так ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Но здравый смысл говорит о том, что обычное "математическое" пространство не обязательно предполагает наличие форм. Вот, скажем, евклидово трехмерное пространство, пока в нем не задано какое-то "уравнение" объекта, вполне без этого объекта обходится.
я вот тоже так думал. Тогда получается следующая картина:
дхъяна "бесконечн.пространства" - это наша мысль как бы направлена на обычное пространство, но оно пустое. Т.е. мы ничего и не видим, но возможно, в фантазии представляем себе что-то трёх-мерное. У нас есть потенция к видениею и трёх-мерных предметов в этом пространстве, которая актуализируется дхъяной ниже.
дхъяна "бесконечн.сознания" - здесь наша мысль как раз отказывается от представления о пространстве как о чём-то трёх-мерном. Мы перестаём конструировать умом трёхмерное пространство. Теперь перед нашим умственным взором пространство умственное (лишённое понятия "расстояние").
про последние 2 дхъяны таким способом рассуждения понять уже ничего не получается.
Кира, я сейчас Вам могу нафантазировать с три короба про эти сферы (последние 4), но это не будет иметь большой ценности. Насколько я понимаю, это - вообще не буддийские заморочки. Это все было задолго до будды. И все эти сферы демонстрировали способы управления вниманием. Я даже рискну высказать такую крамольную мысль, что, возможно, Будда и вовсе не занимался никакими специальными градациями джхан. И в Каноны, возможно, это все попало уже после его смерти. Но это - гипотеза (которую, впрочем, разделяют весьма солидные люди). Думаю, наши эрудиты могут раскопать скептические теории на эту тему. Мне лично это просто не интересно.
В смысле тренировки ума, все эти джханы (и последние 4), несомненно, представляют интерес. Это ведь как в физике. Люди проводили эксперименты и сверяли результаты.
Теперь по поводу пространства. Наше сознание работает таким образом, что, какую бы пространственную бесконечность мы ни обнаружили, сознание сталкивается с определенными границами. Если говорить с позиций современной науки, то "пространственная" субмодальность "зрительной" модальности ощущается всегда с некими ограничениями (мол, хорошо, а что дальше этой точки?). Даже обычный человек, пытаясь "выйти" за пределы пространственных ограничений ума, вполне может попасть в ту область, где нет ограничений. Трехмерность вроде как исчезает. Но это все - фокусы, а не избавление от страдания...
которая всё-же больше пространство псих.опыта, а не какое-то трёхмерное.
Перечитайте тему про акашу.
Цитата:
если "Йог не чувствует, на чём он сидит" - это дхъяна №5
то тогда, следуя предложенному методу, если "йог не чувствует, чем он думает" - то это дхъяна №8, так ?
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№152319Добавлено: Пт 07 Июн 13, 23:15 (11 лет тому назад)
КИ Полосатик
Цитата:
Вы чувствуете то, чем думаете?
во время головоной боли - вроде бы да. Даже перестаю думать, так как это причиняет дискомфорт. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы