№55890Добавлено: Чт 24 Июл 08, 19:03 (16 лет тому назад)
В ранних школах это мгновения имеют размер, который даже высчитывали - от 75 герц и намного короче. У Дигнаги\Дхармакирти рассуждений на эту тему не встречал, но скорее речь идет именно об элиминации длительности, а не конкретном временном отрезке. Мгновение - минимальный квант осознаваемости, когда нечто одно можно отличить от другого.
P.S. Нервная система "опрашивает датчики" как раз с частотой около 75 герц. _________________ Буддизм чистой воды
№55892Добавлено: Чт 24 Июл 08, 19:23 (16 лет тому назад)
Цитата:
Не в ранних, а в некоторых ранних.
В сарвастиваде и тхераваде есть, как минимум.
Цитата:
Звучит как полная чушь.
Кто-то приводил такие сведения, кажется Макс. А он этой темой занимался. Для примера вспомни, с какой частоты развертки ЭЛТ-монитор перестает мерцать. Есть, конечно, и другие цифры - для разных рецепторов разные. _________________ Буддизм чистой воды
№55894Добавлено: Чт 24 Июл 08, 19:52 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Цитата:
Не в ранних, а в некоторых ранних.
В сарвастиваде и тхераваде есть, как минимум.
Разве в тхераваде тоже измеряли длину кшаны?
(Попадалась отсылка к сутре где кто-то из архатов сравнивал как много кшан(?) он может раззличить с Буддой, были разные на порядки числа, что-то вроде тысячи и миллионы, но вот не помню где...)
КИ пишет:
Цитата:
Звучит как полная чушь.
Кто-то приводил такие сведения, кажется Макс. А он этой темой занимался.
Он всего лишь фантазёр не заслуживающий внимания.
Цитата:
Для примера вспомни, с какой частоты развертки ЭЛТ-монитор перестает мерцать. Есть, конечно, и другие цифры - для разных рецепторов разные.
В том и дело. К тому-же скорость реакции не подразумевает опроса с опр. частотой.
Последний раз редактировалось: test (Чт 24 Июл 08, 19:58), всего редактировалось 1 раз
№55898Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:13 (16 лет тому назад)
test пишет:
(Попадалась отсылка к сутре где кто-то из архатов сравнивал как много кшан(?) он может раззличить с Буддой, были разные на порядки числа, что-то вроде тысячи и миллионы, но вот не помню где...)
ps. Кшана, насколько я понимаю, по сути синоним "не имеет длительности" (asthitika). (По идее, это согласуется с ЛС - "not remaining still even for a moment—this I call momentariness".)
В МППС есть такая фраза:
Цитата:
[The Sautrāntikan.] – Past dharmas, already destroyed, no longer exist; future dharmas, not yet come, are not formed; the present which lasts but an instant (ekakṣaṇika) has no period of duration (sthitikāla). Then how can the Buddha know the three times with an unhindered penetration?
№55899Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:25 (16 лет тому назад)
Был где-то тред про кшаны, кажется у Пламена - не могу найти. Там шла речь про разные расчеты мгновений. У тхеравадинов, как мне помнится, много тысяч вместо 60-75.
На тему:
Предельная единица деления времени – момент (кшана). Это время, необходимое для актуализации одной дхармы при наличии совокупности условий ее возникновения в индивидуальном потоке психосоматических состояний. Иными словами, кшана – это временной носитель кванта психики.
Васубандху дает и другое определение момента: это единица времени, в течение которой пребывающая в движении дхарма переходит от одного атома к другому. Это определение было выдвинуто саутрантиками. Вайбхашики же подчеркивали в дефиниции кшаны аспект реализации кармического следствия: момент – это временной признак реализации следствия.
Как представить себе длительность момента? Васубандху указывает, что время, потребное сильному мужчине для щелчка пальцами, равно шестидесяти пяти кшанам. >>
№55901Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:35 (16 лет тому назад)
Не вижу логики в том, чтоб считать, что момент не имеющий продолжительности (и след. не относящийся ко времени, к длительности) таки длился 1/65-ю щелчка пальцами.
В АС, кстати, путь видения (даршанамарга), длится шестнадцать моментов (читтакшана), тут кшана синоним стадии.
Цитата:
What is a stream-enterer (srotaāpanna)? It is a person who is in the sixteenth moment of mind (cittakṣaṇa) belonging to the Path of seeing (darśanamārga).
Цитата:
These sixteen mind moments (cittakṣaṇa) are called the Path of seeing (darśanamārga). The arising and accomplishment of the knowledge with regard to knowables (jñeya) is called a single mind moment (ekacittalakṣaṇa).
Последний раз редактировалось: test (Чт 24 Июл 08, 20:48), всего редактировалось 2 раз(а)
№55903Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:43 (16 лет тому назад)
Цитата:
Не вижу логики в том, чтоб считать, что момент не имеющий продолжительности (и след. не относящийся ко времени, к длительности) таки длился 1/65-ю щелчка пальцами.
Момент не имеет длительности, но имеет временное бытие. Буддизму совйственно квантование реальности - "длится" означает, что длится больше одного кванта. А квант - когда человек может отличить один момент от другого. (уже повторяться приходится) _________________ Буддизм чистой воды
№55904Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:47 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Цитата:
Не вижу логики в том, чтоб считать, что момент не имеющий продолжительности (и след. не относящийся ко времени, к длительности) таки длился 1/65-ю щелчка пальцами.
Момент не имеет длительности, но имеет временное бытие. Буддизму совйственно квантование реальности - "длится" означает, что длится больше одного кванта. А квант - когда человек может отличить один момент от другого. (уже повторяться приходится)
№55905Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:49 (16 лет тому назад)
Эта "чушь" есть воззрение буддийских школ. По крайней мере, в традиционном его понимании (ссылку на Рудого можно посмотреть для примера). _________________ Буддизм чистой воды
№55907Добавлено: Чт 24 Июл 08, 20:52 (16 лет тому назад)
А что с моими словами не так? То, что они мои?
Цитата:
Например к этим - "Момент не имеет длительности, но имеет временное бытие." Какая школа такое утверждает?
Все придерживающиеся кшаникавады. За тем замечанием, что надо понимать бытие не только как стхити, но включать в него и джара и джати. Если друг не включать (и спорить не по сути), то не все, а только некоторые.
Еще раз - буддийской философии свойственно КВАНТОВАНИЕ реальности. Мироустройство не гладкое и бесконечно делимое, а делимое до некоторого предела, и состоящее из мельчайших кусочков. Как во времени, так и в пространстве. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Чт 24 Июл 08, 20:58), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы