Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

вопрос о свободе воли слабоумного живого существа

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644686СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 12:40 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кстати, вот старая тема https://dharma.org.ru/board/topic143.html
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644688СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:03 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Есть два спорных случая.

1) человек говорит, что оно ни на что не направлено. Но он имеет ввиду какие-то контекстные объекты, которых нет.

2) Во время отруба (сон, анестезия , отравление). Это восстанавливается логическими рассуждениями.

самый простой случай событий в опыте без интенции - "я чувствую боль".
"я чувствую" = апперцепция = виджняна
"боль" = ведана без всякой интенции

И не хочет прекратить или продолжить? Не бывает же такого. «Сознание» без четасик, как в АКБ, - это аналитическое деление. Аналитически можно отделить цвет от линий, но таких объектов по отдельности нет, они всегда ассоциированы.

ЗЫ боль это махабхуты же, не ведана

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644689СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:06 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
направленность на объект, наличие объекта. Точно так, как у виджняны

"направленность на объект" и "наличие объекта" - это две разные картины опыта получаются.


"наличие объекта"
Так как с явлений в опыте всё начинается (мы же не рассуждаем на темы "ПОЧЕМУ произошло явление", "ЧТО явилось в явлении"), то мы просто констатируем картину "вот произошло явление".
И далее можем заметить: являющееся в опыте складывается в картину. Складывается само, никто его специально не складывает.
Феномен этого складывания в картину - это и есть "виджняна" = "апперцепция"(по Канту, насколько я понял).


"направленность на объект"
Это как-будто где-то в вакууме летают прото-явления, а сознание, как пылесос, их притягивает. Те прото-явления, которые сознание притянуло, становятся настоящими явлениями.

Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено. Это уже метафизика.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644690СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:07 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

"Скандхи" вообще надо читать как "в разрезе" - анализ в разрезе материи, анализ в разрезе приятного\неприятного, и т.д. "Группа" - это общее, общий признак по которому проводится анализ, общее делится на виды.
_________________
Буддизм чистой воды


Последний раз редактировалось: КИ (Чт 22 Авг 24, 13:10), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644691СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:09 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено.

Глупости. Сознание и в обычных смыслах направлено часто на несуществующее.

_________________
Буддизм чистой воды


Последний раз редактировалось: КИ (Чт 22 Авг 24, 13:11), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644692СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:10 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Цитата:
Интенциона́льность (от лат. intentio «намерение») — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

в этом определении, как мне кажется, "сознание" упомянуто в широком смысле.
А я имел ввиду сознание=виджняна.

Если широкое сознание разложить на виджняну и кое-что еще, то виджняна не будет иметь интенции (намерения, четаны).
Виджняна - это не четана.

Виджняна и четана - это как верх и низ, например. Низ  - это не верх. Но не бывает одного без другого.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644693СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 13:11 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
И не хочет прекратить или продолжить?

"боль" и "желание прекратить боль" - это два разных события. Первое - без интенции. Второе - с интенцией.
И даже в 12ПС для них отвели соседние звенья (ведана и тришна).
И буддизм учит (насколько я понял), что именно в этом месте и нужно разрывать "кольцо существования".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644694СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 15:02 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
И не хочет прекратить или продолжить?

"боль" и "желание прекратить боль" - это два разных события. Первое - без интенции. Второе - с интенцией.
И даже в 12ПС для них отвели соседние звенья (ведана и тришна).
И буддизм учит (насколько я понял), что именно в этом месте и нужно разрывать "кольцо существования".

1. Первое звено «авидья»=упадана рупа, упадана ведана, упадана самджня, упадана самскара, упадана виджняна
2. Второе звено «самскара»= упадана рупа, упадана ведана, упадана самджня, упадана самскара, упадана виджняна
3. Третье звено «виджняна»=упадана рупа, упадана ведана, упадана самджня, упадана самскара, упадана виджняна
4. …

Названия звеньев - это собирательные названия для упадана скандх/аятан/дхату. В звене «авидья» не только «четасика авидья» из которой потом каким то невероятным образом появляются самскары, а из тех - виджняна.

Не «разорвать» звенья «ведана» и «тришна». Это как воздерживаться от побуждений пить водку, но считать это исключительно приятным и достойным занятием. Анушайя алкоголизма то никуда не делась. Нужно весь комплекс упадана скандх переформатировать, начиная с четасики незнания. Не важно, в каком конкретном звене. Оно больше зависит от того, как как трактуют 12ПС. На 3 жизни, на одну или как кшаника-мгновенную. Дж. Конгтрул писал, что в мирах выше другая ПС, но сведений о ней не сохранилось. У брахм, например, нет старости и смерти тела. А в дзогчен считают, что 12ПС крутится только в камалоке. В мирской нирване после свертывания вселенных она не работает. Там только авидья всплывает в каком то модусе, если есть к ней предрасположенность.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2396
Откуда: Пантикапей

644695СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 15:10 (30 дней назад)     Ответ с цитатой



Она «есть» в адептах как противоречивое представление. Например,  как представление о Творце есть у некоторых людей в уме.

Так точно.

Имхо, это больше литературное творчество, которое, тем не менее, может быть полезно. Как религия индуизма, например. Они ведь и не скрывают, что «Рамаяну», допустим, написал поэт, а имена богов - это просто собирательные имена, а не имена собственные. Но тут грань между религией, литературой и философией трудно определима и никем не описана.


Имхо конечно. Если буддизму можно приписать философию, то это вряд ли - матрики, абхидхармы, техническая инвентаризация, описание восприятия в продольно-поперечных и прочих разрезах. Философия - это не игра в правила и правила игры, а изобретение новых игр и правил.  

Цитата:
западная традиция мысли подошла к логическому завершению (по количеству разыгранных опций

Так буддизм пришел к этому еще раньше и в полном смысле слова. Там лингвистический+феноменологический повороты в одном флаконе относительно неформализованного индивидуального восприятия. Нет ведь такого пункта, что после «логической завершенности» неминуемо следует конец или отсутствие интереса. Традиции, авторитетность, развитость никуда же не делись.

Какой-то конец всяко следует. Дхамманиссита видит продолжение западной философии - в импорте, только не ясно даже не "откуда", а "чего", что может предложить Незапад Западу в плане идей сегодня, если он (незапад) с их производством покончил гораздо раньше. Ведь выходит так, что буддизм получил вторую жизнь через ре-экспорт.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644696СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 16:27 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Философия - это не игра в правила и правила игры, а изобретение новых игр и правил.

*в рамках возможного. А рамки возможного устанавливаются более фундаментальной философией. Постмодернизм, например, спасает от войн, потому что благотворен для сотрудничества, торговли, науки и скатывает скрепы до уровня парижской богемы без роду и племени. Как бы его не ругали с точки зрения более строгих учений, но на таком масштабе альтернативы то и нет. Да, - зомби смотрят на фейерверки. Но это лучше чем если бы они друг друга резали.

Экалавья пишет:
Дхамманиссита видит продолжение западной философии - в импорте, только не ясно даже не "откуда", а "чего", что может предложить Незапад Западу в плане идей сегодня, если он (незапад) с их производством покончил гораздо раньше. Ведь выходит так, что буддизм получил вторую жизнь через ре-экспорт.

У не-запада предложить нечего. Вы на содержание хрестоматии взгляните Laughing от того, что Нидерланды, скажем, достигли пика в резьбе по кости, после которого не совсем ясно, в каком направлении двигаться, не значит, что их может заинтересовать Африка, у которой нет ни мастерских, ни наработок, ни кадров, чтобы что то значимое сделать или рассказать. Или - Япония, которая предлагает двигаться «в себя» для «познания дзена резьбы по кости».

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644697СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 16:51 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
буддизм получил вторую жизнь через ре-экспорт

Были же только схожие элементы в философии Европы конца XIX начала ХХ вв. Не было прямо вот аналога философского учения буддизма. К тому же у буддизма два крыла: философское и религиозное.  ВрЕменную популярность получило религиозное. У первого с самого начала перспективы были туманны. А второе тащили одиозные фигуры типа ННР или ОН. А надо чтобы оно само ехало, если говорить про именно встраивание в жизнь социума.

ДО, например, развалилось. Его уже на западных форумах закопали. Поэтому фиг знает, может быть это «буддизм получил вторую короткую жизнь». Пока что он на убыль идет после взлета Laughing КОРРЕКЦИЯ это или банкротство - непонятно  Laughing

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644698СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 17:54 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено.

Глупости. Сознание и в обычных смыслах направлено часто на несуществующее.


наверно Вы хотели сказать, что сознание часто направлено на ПОНЯТИЕ чего-то несуществующего ("рогатый заяц", "всеобщая справедливость и демократия",...)

а я имел ввиду "прото-явления". То, что не прошло через апперцепцию, не явилось в сознании, того просто нет.

В конечном счёте тут, наверно, спор о том, активно или пассивно сознание.
Если оно активно, то оно может быть куда-то направлено. И тогда метафизика где-то рядом.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644699СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 17:56 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Не «разорвать» звенья «ведана» и «тришна». Это как воздерживаться от побуждений пить водку

мы же про теорию беседуем. Аналитически ведь можно отделить "водку" от "пить водку".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644700СообщениеДобавлено: Чт 22 Авг 24, 19:27 (30 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Кира пишет:
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено.

Глупости. Сознание и в обычных смыслах направлено часто на несуществующее.


наверно Вы хотели сказать, что сознание часто направлено на ПОНЯТИЕ чего-то несуществующего ("рогатый заяц", "всеобщая справедливость и демократия",...)

Не хотел такого сказать и не сказал.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кузьмич



Зарегистрирован: 01.09.2008
Суждений: 179
Откуда: Сосновый Бор

644722СообщениеДобавлено: Сб 24 Авг 24, 01:00 (28 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Поскольку воля сама по себе свободна от внешнего по отношению к ней, внешнего к сознанию.
Она несколько зависит от своего кармического контекста - внутреннего,

А вот наркоман - он «хочет» свободно ?
При 100% вероятности предсказаний его действий можно ли говорить, что у него свободная воля ?

У Вас ошибка. Наркоман не хочет. Наркоману - надо. Как жрать и срать.


Ответы на этот пост: Krie
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 7 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.871) u0.016 s0.002, 18 0.014 [261/0]