1) человек говорит, что оно ни на что не направлено. Но он имеет ввиду какие-то контекстные объекты, которых нет.
2) Во время отруба (сон, анестезия , отравление). Это восстанавливается логическими рассуждениями.
самый простой случай событий в опыте без интенции - "я чувствую боль".
"я чувствую" = апперцепция = виджняна
"боль" = ведана без всякой интенции
И не хочет прекратить или продолжить? Не бывает же такого. «Сознание» без четасик, как в АКБ, - это аналитическое деление. Аналитически можно отделить цвет от линий, но таких объектов по отдельности нет, они всегда ассоциированы.
ЗЫ боль это махабхуты же, не ведана _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
направленность на объект, наличие объекта. Точно так, как у виджняны
"направленность на объект" и "наличие объекта" - это две разные картины опыта получаются.
"наличие объекта"
Так как с явлений в опыте всё начинается (мы же не рассуждаем на темы "ПОЧЕМУ произошло явление", "ЧТО явилось в явлении"), то мы просто констатируем картину "вот произошло явление".
И далее можем заметить: являющееся в опыте складывается в картину. Складывается само, никто его специально не складывает.
Феномен этого складывания в картину - это и есть "виджняна" = "апперцепция"(по Канту, насколько я понял).
"направленность на объект"
Это как-будто где-то в вакууме летают прото-явления, а сознание, как пылесос, их притягивает. Те прото-явления, которые сознание притянуло, становятся настоящими явлениями.
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено. Это уже метафизика. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
"Скандхи" вообще надо читать как "в разрезе" - анализ в разрезе материи, анализ в разрезе приятного\неприятного, и т.д. "Группа" - это общее, общий признак по которому проводится анализ, общее делится на виды. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Чт 22 Авг 24, 13:10), всего редактировалось 1 раз
Цитата:
Интенциона́льность (от лат. intentio «намерение») — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
в этом определении, как мне кажется, "сознание" упомянуто в широком смысле.
А я имел ввиду сознание=виджняна.
Если широкое сознание разложить на виджняну и кое-что еще, то виджняна не будет иметь интенции (намерения, четаны).
Виджняна - это не четана.
Виджняна и четана - это как верх и низ, например. Низ - это не верх. Но не бывает одного без другого. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
"боль" и "желание прекратить боль" - это два разных события. Первое - без интенции. Второе - с интенцией.
И даже в 12ПС для них отвели соседние звенья (ведана и тришна).
И буддизм учит (насколько я понял), что именно в этом месте и нужно разрывать "кольцо существования". _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
"боль" и "желание прекратить боль" - это два разных события. Первое - без интенции. Второе - с интенцией.
И даже в 12ПС для них отвели соседние звенья (ведана и тришна).
И буддизм учит (насколько я понял), что именно в этом месте и нужно разрывать "кольцо существования".
Названия звеньев - это собирательные названия для упадана скандх/аятан/дхату. В звене «авидья» не только «четасика авидья» из которой потом каким то невероятным образом появляются самскары, а из тех - виджняна.
Не «разорвать» звенья «ведана» и «тришна». Это как воздерживаться от побуждений пить водку, но считать это исключительно приятным и достойным занятием. Анушайя алкоголизма то никуда не делась. Нужно весь комплекс упадана скандх переформатировать, начиная с четасики незнания. Не важно, в каком конкретном звене. Оно больше зависит от того, как как трактуют 12ПС. На 3 жизни, на одну или как кшаника-мгновенную. Дж. Конгтрул писал, что в мирах выше другая ПС, но сведений о ней не сохранилось. У брахм, например, нет старости и смерти тела. А в дзогчен считают, что 12ПС крутится только в камалоке. В мирской нирване после свертывания вселенных она не работает. Там только авидья всплывает в каком то модусе, если есть к ней предрасположенность. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Имхо, это больше литературное творчество, которое, тем не менее, может быть полезно. Как религия индуизма, например. Они ведь и не скрывают, что «Рамаяну», допустим, написал поэт, а имена богов - это просто собирательные имена, а не имена собственные. Но тут грань между религией, литературой и философией трудно определима и никем не описана.
Имхо конечно. Если буддизму можно приписать философию, то это вряд ли - матрики, абхидхармы, техническая инвентаризация, описание восприятия в продольно-поперечных и прочих разрезах. Философия - это не игра в правила и правила игры, а изобретение новых игр и правил.
западная традиция мысли подошла к логическому завершению (по количеству разыгранных опций
Так буддизм пришел к этому еще раньше и в полном смысле слова. Там лингвистический+феноменологический повороты в одном флаконе относительно неформализованного индивидуального восприятия. Нет ведь такого пункта, что после «логической завершенности» неминуемо следует конец или отсутствие интереса. Традиции, авторитетность, развитость никуда же не делись.
Какой-то конец всяко следует. Дхамманиссита видит продолжение западной философии - в импорте, только не ясно даже не "откуда", а "чего", что может предложить Незапад Западу в плане идей сегодня, если он (незапад) с их производством покончил гораздо раньше. Ведь выходит так, что буддизм получил вторую жизнь через ре-экспорт.
Философия - это не игра в правила и правила игры, а изобретение новых игр и правил.
*в рамках возможного. А рамки возможного устанавливаются более фундаментальной философией. Постмодернизм, например, спасает от войн, потому что благотворен для сотрудничества, торговли, науки и скатывает скрепы до уровня парижской богемы без роду и племени. Как бы его не ругали с точки зрения более строгих учений, но на таком масштабе альтернативы то и нет. Да, - зомби смотрят на фейерверки. Но это лучше чем если бы они друг друга резали.
Экалавья пишет:
Дхамманиссита видит продолжение западной философии - в импорте, только не ясно даже не "откуда", а "чего", что может предложить Незапад Западу в плане идей сегодня, если он (незапад) с их производством покончил гораздо раньше. Ведь выходит так, что буддизм получил вторую жизнь через ре-экспорт.
У не-запада предложить нечего. Вы на содержание хрестоматии взгляните от того, что Нидерланды, скажем, достигли пика в резьбе по кости, после которого не совсем ясно, в каком направлении двигаться, не значит, что их может заинтересовать Африка, у которой нет ни мастерских, ни наработок, ни кадров, чтобы что то значимое сделать или рассказать. Или - Япония, которая предлагает двигаться «в себя» для «познания дзена резьбы по кости». _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Были же только схожие элементы в философии Европы конца XIX начала ХХ вв. Не было прямо вот аналога философского учения буддизма. К тому же у буддизма два крыла: философское и религиозное. ВрЕменную популярность получило религиозное. У первого с самого начала перспективы были туманны. А второе тащили одиозные фигуры типа ННР или ОН. А надо чтобы оно само ехало, если говорить про именно встраивание в жизнь социума.
ДО, например, развалилось. Его уже на западных форумах закопали. Поэтому фиг знает, может быть это «буддизм получил вторую короткую жизнь». Пока что он на убыль идет после взлета КОРРЕКЦИЯ это или банкротство - непонятно _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено.
Глупости. Сознание и в обычных смыслах направлено часто на несуществующее.
наверно Вы хотели сказать, что сознание часто направлено на ПОНЯТИЕ чего-то несуществующего ("рогатый заяц", "всеобщая справедливость и демократия",...)
а я имел ввиду "прото-явления". То, что не прошло через апперцепцию, не явилось в сознании, того просто нет.
В конечном счёте тут, наверно, спор о том, активно или пассивно сознание.
Если оно активно, то оно может быть куда-то направлено. И тогда метафизика где-то рядом. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Не «разорвать» звенья «ведана» и «тришна». Это как воздерживаться от побуждений пить водку
мы же про теорию беседуем. Аналитически ведь можно отделить "водку" от "пить водку". _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Если признавать направленность сознания (на объект), то надо признавать и существование объектов, на которые сознание не направлено.
Глупости. Сознание и в обычных смыслах направлено часто на несуществующее.
наверно Вы хотели сказать, что сознание часто направлено на ПОНЯТИЕ чего-то несуществующего ("рогатый заяц", "всеобщая справедливость и демократия",...)
Не хотел такого сказать и не сказал. _________________ Буддизм чистой воды
Поскольку воля сама по себе свободна от внешнего по отношению к ней, внешнего к сознанию.
Она несколько зависит от своего кармического контекста - внутреннего,
А вот наркоман - он «хочет» свободно ?
При 100% вероятности предсказаний его действий можно ли говорить, что у него свободная воля ?
У Вас ошибка. Наркоман не хочет. Наркоману - надо. Как жрать и срать.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы