Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

вопрос о свободе воли слабоумного живого существа

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644648СообщениеДобавлено: Сб 17 Авг 24, 21:18 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Цитата:
Предопределённость ... предполагает, что будущее уже предопределено и неизбежно, в отличие от случайности или свободы выбора.

тут, в рамках нашего обсуждения,  смешение установок.

Если мы разложили опыт на дхармы, то "свобода воли" должна разложиться на неизбежность или случайность или их комбинацию.

Да, если вы понимаете дхармы неверно - как элементы метафизической системы.

Дхармы - не то, что составляет или создаёт целое, а то, на что оно анализируется. Это не одно и то же.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644649СообщениеДобавлено: Сб 17 Авг 24, 22:46 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Дхармы - не то, что составляет или создаёт целое, а то, на что оно анализируется. Это не одно и то же.

а как же тогда
1) поток дхарм
2) споры о том, как сосуществуют прошлые/настоящие/будущие дхармы
3) рассуждения о причинной обусловленности дхарм


Все эти рассуждения не очень согласуются с "на что анализируется" без биения целого (опыта) на части.

Ваше рассуждение было бы совершенно правильно для неодушевлённого предмета - для яблока, например. Дхармы "круглое", "сладкое", "красное", "по 5 руб за кг" конечно было бы безумием представлять как метафизические частицы.

А вот для одушевлённых существ "дхармо-частицы"  как раз очень подходят.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644650СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 24, 09:23 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Не для всех одушевленных это подходит, а только для слабоумных.

А если даже метафизика, то это именно такая метафизика, где яблоко сделано из круглости, красности и т.п. - понимаете?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644651СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 24, 13:38 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Дхармы - не то, что составляет или создаёт целое, а то, на что оно анализируется. Это не одно и то же.

а как же тогда
1) поток дхарм
2) споры о том, как сосуществуют прошлые/настоящие/будущие дхармы
3) рассуждения о причинной обусловленности дхарм


Все эти рассуждения не очень согласуются с "на что анализируется" без биения целого (опыта) на части.

Ваше рассуждение было бы совершенно правильно для неодушевлённого предмета - для яблока, например. Дхармы "круглое", "сладкое", "красное", "по 5 руб за кг" конечно было бы безумием представлять как метафизические частицы.

А вот для одушевлённых существ "дхармо-частицы"  как раз очень подходят.

У сарвастивадинов «существует» в трех временах исключительно свабхава-природа, а не ваш или чей-то ИРЛ.

А природа - это смысл. Он вневременный и вообще не ясны отличия его от сознания.

Имхо, все «буддизмы» могут быть классифицированы по пунктам дискуссии о том, почему верны логические (и научные) законы:

1) все дедукции на самом деле есть индукции, ничего, вероятно, невозможно с полной уверенностью доказать и что будет в следующий момент неизвестно (прасангика, современные интерпретации тхеравады, современный дзен/чань)

2) они [законы] верны потому что такова человеческая природа (сюда попадают все мистики-йогины-эзотерики, поскольку эта «природа» не выяснена, а является просто сноской на непонятное нечто-причину)

Пункты 1,2 вполне могут объединяться. Вот те же тантристы, например: философия фейлит, а практика цветет буйным цветом и т.д.

3) неоплатоники считают, что логические законы объективны и необходимы, потому что есть мир идеального, «Третье царство» за пределами пространства и времени (до вайбхашики тут один шаг с их категориями-свабхавами)

4) законы верны, потому что являются мега-гипер-обобщениями через абстрагирование от нелогичного (это переходный взгляд к п.5)

5) в лингвистическом повороте показали, что законы верны, потому что они есть тавтологии (…только познание… - йогачара)

Вот с п.3 начинаются трактовки, с которыми сложно спорить.

Цитата:
Все эти рассуждения не очень согласуются с "на что анализируется" без биения целого (опыта) на части.

Так на ассоциированные и взаимозависимые элементы опыта, а не «подводные камни, складывающиеся в иллюзорный остров». Типа там дхармо-частица видимое с дхармо-частицей глаза столкнулись и прореагировали в сознание, а оно свое иллюзорное содержание считает действительностью, хотя ВСЕ НЕ ТАК КАК ЕМУ КАЖЕТСЯ.  

Все «ТАК» же, если вы правильно познаете. У Васубандху вон рупа-видимое была парамартхой ИРЛ. В «иллюзию» все скатили в части «сказанная другим Дхарма» с непонятными мотивами.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644652СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 24, 21:24 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

А что такое ИРЛ ?
_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: LS_rus78, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2334
Откуда: Мартышкино

644653СообщениеДобавлено: Пн 19 Авг 24, 00:02 (1 мес. назад)    IndyCar, Ответ с цитатой

Кира пишет:
А что такое ИРЛ ?

Серия американского чемпионата по автогонкам IndyCar - Indy Racing League

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/IndyCar_Series
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644654СообщениеДобавлено: Пн 19 Авг 24, 01:13 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
А что такое ИРЛ ?

In Real Life

То есть не в теории, а прямо вот в «прямом опыте», «в жизни», «реальность» (в смысле народного употребления термина как бытовое эмпирическое восприятие).

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2396
Откуда: Пантикапей

644655СообщениеДобавлено: Пн 19 Авг 24, 16:21 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой


5) в лингвистическом повороте показали, что законы верны, потому что они есть тавтологии (…только познание… - йогачара)

В этом смысле, имеем нечто нечленораздельное, нельзя установить где каков мотив, тавтология развёртывается филией, средства одни и те же, как в соблазне, так и в сопротивлении, притом одно перетекает в другое, или уже работает как тождество.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30568

644661СообщениеДобавлено: Вт 20 Авг 24, 12:35 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

А как в фен.установке отвечают  на вопрос «можно ли точно предсказать возникновение моего желания» ?
На это, наверно, лучше ответят бихевиористы: повторение привычной ситуации позволяет предположить повторение и возникающего в связи с ситуацией желания.
- Вновь захотелось в Париж...
- Вы там уже бывали?
- Нет. Но уже хотелось...

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644662СообщениеДобавлено: Вт 20 Авг 24, 12:48 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
 это, наверно, лучше ответят бихевиористы

Они про фен.установку точно отвечать не будут. Для них нематериального «внутреннего мира» просто нет.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30568

644666СообщениеДобавлено: Ср 21 Авг 24, 12:02 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
 это, наверно, лучше ответят бихевиористы

Они про фен.установку точно отвечать не будут. Для них нематериального «внутреннего мира» просто нет.
Отчего же? Вполне себе есть и основатель бихевиоризма William James уделял ему большое внимание.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10516
Откуда: Москва

644667СообщениеДобавлено: Ср 21 Авг 24, 17:58 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:
Цитата:
 это, наверно, лучше ответят бихевиористы

Они про фен.установку точно отвечать не будут. Для них нематериального «внутреннего мира» просто нет.
Отчего же? Вполне себе есть и основатель бихевиоризма William James уделял ему большое внимание.

вроде же начинается бихевиоризм с другого человека:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бихевиоризм
Цитата:
В течение первой половины двадцатого века Джон Б. Уотсон разрабатывал методологический бихевиоризм, который отвергал методы интроспекции и старался понять поведение, измеряя только наблюдаемое поведение и события.

Цитата:
Методологический бихевиоризм: бихевиоризм Уотсона утверждает, что только публичные события (поведение индивида) можно объективно наблюдать, и, следовательно, личные события (мысли и чувства) следует игнорировать.[1][24] Это направление стало основой для раннего подхода модификации поведения[англ.] в конце 1970-х и начале 1980-х годов.

и основная там идея, что весь этот "внутренний мир" - это что-то зыбкое, интроспекция часто ошибается.
Поэтому надо изучать именно что реакции организма.
Состояние внутреннего мира "я хочу яблоко" перетолковывается в наблюдаемом ключе: "если перед испытуемым положить яблоко, то он к нему потянет руку" - так вот наша бихевиоритсическая наука переопределяет это смутное внутренне состояние "желание"

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13119

644668СообщениеДобавлено: Ср 21 Авг 24, 18:39 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:

5) в лингвистическом повороте показали, что законы верны, потому что они есть тавтологии (…только познание… - йогачара)

В этом смысле, имеем нечто нечленораздельное, нельзя установить где каков мотив, тавтология развёртывается филией, средства одни и те же, как в соблазне, так и в сопротивлении, притом одно перетекает в другое, или уже работает как тождество.

Тут такой предмет, что доказать чем либо иным кроме логики ничего нельзя. Вы посмотрите, с 3-го пункта все идет про мышление. Отвечают на вопрос «Как наиболее корректно понимать?», не на какой-то другой.

И это еще не мотив, а то, что ему предшествует. Желают ведь что-то после того как узнали что-то, пусть и на самую малость. Нельзя пожелать совершенно неизвестного. А знание «выворачивает» мотивы. То, что из одной точки зрения видится страстью, с другой может ею и не быть.

ЗЫ я ЛФТ не читал, но там, имхо, логика вывернута в строго научную сферу, «наружу». У йогачары все же лингво-логико-феномено-психолого-гносеология, наверное. Она не совпадает прямо вот 1в1 с лингвистическим или интенциональным поворотами.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2334
Откуда: Мартышкино

644669СообщениеДобавлено: Ср 21 Авг 24, 20:31 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Цитата:
Тут такой предмет, что доказать чем либо иным кроме логики ничего нельзя.

Но логика ведь интенциональна?

Цитата:
каждое нормативное положение предполагает определенный вид ценностной установки
Гуссерль, ЛИ

Ответы на этот пост: КИ, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49087

644670СообщениеДобавлено: Ср 21 Авг 24, 20:38 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Но логика ведь интенциональна?

Как колесо машины заправляется бензином - угу.

Интенционален логический акт в мышлении, а не логика.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 5 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.590) u0.016 s0.001, 18 0.013 [267/0]