Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Когда задают вопрос "что такое коан"?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 6285
Откуда: Харьков

529073СообщениеДобавлено: Сб 15 Фев 20, 15:38 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Дмитрий С пишет:
Won Soeng пишет:
Коан демонстрирует жажду и ее прекращение

Интересно, это как? По-моему, это очередная фантазия.

Где здесь жажда? Понять, что ты не можешь решить задачку, потому, что она нерешаема? Такую жажду демонстрирует любая алогичная задача. Например, парадокс лжеца. Чем не коан? Ты не можешь ее решить - вот и прекращение жажды.

Здесь дело в другом. Коан просто вырубает логическое мышление. Вот и все. А обстановка и Мастер помогают этому.

И нет здесь ничего мистического.
Это очень упрощённое понимание.
Следует помнить, что "рассмотрение дела" (коан) - это вполне целенаправленный метод, целенаправленно имеющий форму спонтанности - эта спонтанность может вызывать непонимание у того, кому не хватает спонтанности.

Возможно, это упрощенное понимание. Но другого понимания я нигде не видел. Спонтанность можно вызвать кучей разных методов. А также, с помощью алогичных утверждений (предложений) ввести человека в различные виды транса. Так делал Эриксон, используя алогичные связки, двойные связки, бессознательные двойные связки и т. д. Гештальт психология имеет в своем арсенале большое количество инструментов для вызова спонтанных состояний. Мне кажется, наука продвинулась куда дальше "хлопка одной ладони", используя диссоциацию и прочие вещи, которые объясняются научно, а не туманно и мистически.

Тем не менее Вы правы. Мастер - это авторитет. Вместе с ситуацией он помогает ученику раскрепостить свой ум, выбить его из привычного круга логического мышления (Судзуки, - известный японский ученый в области дзэн)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 23657

529079СообщениеДобавлено: Сб 15 Фев 20, 18:12 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С
Вы имели возможность понять на своём опыте, как звучит хлопок одной ладонью?

_________________
чтобы стоять, я должен держаться корней


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14069
Откуда: Королев

529113СообщениеДобавлено: Сб 15 Фев 20, 21:35 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:
Won Soeng пишет:
Коан демонстрирует жажду и ее прекращение

Интересно, это как? По-моему, это очередная фантазия.

Где здесь жажда? Понять, что ты не можешь решить задачку, потому, что она нерешаема? Такую жажду демонстрирует любая алогичная задача. Например, парадокс лжеца. Чем не коан? Ты не можешь ее решить - вот и прекращение жажды.

Здесь дело в другом. Коан просто вырубает логическое мышление. Вот и все. А обстановка и Мастер помогают этому.

И нет здесь ничего мистического.

Выбери коан и посмотрим, где в нем жажда и прекращение жажды. "Отключение логики" - это уже фетиш (тоже жажда). Когда ты узнаешь вкус соли в супе, ты не пользуешься логикой. Как видишь, отключать логику не нужно.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 23657

529215СообщениеДобавлено: Вс 16 Фев 20, 20:18 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Базисом традиции коанов является знаменитое определение дзен как "особая передача вне учения (основанного на изучении священных текстов)" The Special Transmission Outside the Teaching (texts)". Это определение - первый слоган в четверной связке слоганов, являющихся своего рода "великой печатью" дзен-буддизма:
- Это особенная передача Дхармы вне учения (изложенного в священных текстах).
- Не полагаясь (только лишь) на слова и буквы;
- Прямо указывая на ум человека;
- Узри свою истинную природу и стань Буддой.

Последний в этой связке слоган - по сути выражение смысла заглавного слогана. Впервые слоган "узри и стань" формулирует Дао-шен, ученик Кумарадживы, живший с 355 по 434 годы н.э. По-видимому, именно Кумараджива объяснял известную по каноническим текстам способность Будды "видеть умы людские" понятной для китайского восприятия формулой "видел истинную природу каждого человека". Сюда же относится другое популярное объяснение о "пробуждающем свойстве тестов праджняпарамиты" - оно заключается в том, что в них передано Слово Будды, обращённое к Истинной Природе в тех, кто слушает Будду; Слово Будды, обращённое к Уму Будды, скрытому в каждом существе, то есть к его Истинной Природе, самим этим обращением пробуждает этот Ум, помогает раскрыться его истинной природе.
Объясняя, что Истинная Природа каждого человека, не исключая даже иччхантиков - это Природа Будды, Дао-шен выдвигает этот слоган своего учения - "узри свою истинную природу". Добавление "и стань Буддой" появляется в китайских текстах несколько позже, но это просто окончательное раскрытие смысла учения - пути бодхисаттвы - и смысла и цели особенного способа передачи Дхармы: вне слов, от ума к уму.

_________________
чтобы стоять, я должен держаться корней


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 23657

529222СообщениеДобавлено: Вс 16 Фев 20, 20:47 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Заглавный же слоган традиция возводит к Линь-цзи И-Сюаню (Риндзай). В сборнике его проповедей содержится такая фраза: "В давние дни я посвятил себя изучению винаи, а также изучал сутры и шастры. Позднее, когда я понял, что это - лишь медикаменты для спасения и изложение доктрины в письменном виде, я навсегда отбросил их и, чтобы постичь Дао, я стал медитировать". Сам же этот слоган "особая передача вне текстов учения" в его проповедях не обнаруживается, но она записана как на его могильном монументе, сделанная его учеником. Таким образом китайская традиция эпохи Сун прочно связала дзен и коаны с личностью этого патриарха.
_________________
чтобы стоять, я должен держаться корней
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 1413

529256СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 10:30 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Дзен\Чань все таки очень разный.В некоторых школах не используют коаны совсем.
_________________
Азъ Есмь/Это не я.(Но это не точно)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1186

529259СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 11:07 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Для работающего мирянина, особенно если его работы связаны с риском для жизни, практика коан будет не только неуместна, но и опасна. Совсем другое дело - индивидуально подобранная практика сатипаттханы, где внимание, бдительность, осознанность присутствуют в каждом моменте жизнедеятельности адепта. Коан можно прицепить к уму просто как напоминание в момент его отвлечения на сансарное мышление, особо на нём не зацикливаясь и не доводя себя до состояния сопровождающегося болезнью чань-бин.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 23657

529267СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 14:57 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

миг37
Да, практика внимательности / осознанности - это более базовый метод, использующийся и в дзен-буддизме, и по этому поводу тоже есть известный анекдот из "историй прошлых времён" - про то, как молодой мастер пришёл повидать своего старого наставника. Он был так воодушевлён предстоящей встречей, что очень спешил, идя под проливным дождём. Стремительно войдя в домик наставника, он поклонился, опустив взгляд, и услышал голос наставника:
- А где твой зонтик?
В этот момент он понял, что понятия не имеет, где он оставил свой зонтик, под которым шёл... И в тот же момент обрёл великое прозрение. Wink

_________________
чтобы стоять, я должен держаться корней


Ответы на этот пост: миг37
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1186

529271СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 15:38 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
миг37
Да, практика внимательности / осознанности - это более базовый метод, использующийся и в дзен-буддизме, и по этому поводу тоже есть известный анекдот из "историй прошлых времён" - про то, как молодой мастер пришёл повидать своего старого наставника. Он был так воодушевлён предстоящей встречей, что очень спешил, идя под проливным дождём. Стремительно войдя в домик наставника, он поклонился, опустив взгляд, и услышал голос наставника:
- А где твой зонтик?
В этот момент он понял, что понятия не имеет, где он оставил свой зонтик, под которым шёл... И в тот же момент обрёл великое прозрение. Wink

Да, я прекрасно понимаю, о чём Вы.
Когда мастер шёл под дождём, он ничего не видел, не слышал и не чувствовал. Его ум пребывал во встрече с наставником. Но то был мастер и, наверняка, монах, а не обычный мирянин, здесь есть отличие, согласитесь. Для мирянина ультралайтовый коан, работающий лишь для поворота ума на себя во время отвлечения на сансарное, будет самое то. А так и я, иногда что-либо делаю, где нужна высокая концентрация внимания, тоже ничего не вижу и не слышу, типа ум занят, двери-индрии закрыты. Wink
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14069
Откуда: Королев

529287СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 20:22 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
миг 37-
Гость


Откуда: Barnaul


529289СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 20:44 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

Полагаю, Горсть листьев этими словами хотел выразить то, что мастер в данной ситуации постиг Сатори.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1368
Откуда: Россия

529295СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 21:14 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

Это как удар дзенской палкой. Молодой мастер обрёл знание непостоянства прежде незамеченной им жажды (танха).  Twisted Evil


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14069
Откуда: Королев

529296СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 21:53 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

миг 37- пишет:
Цитата:
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

Полагаю, Горсть листьев этими словами хотел выразить то, что мастер в данной ситуации постиг Сатори.

Вы просто замели одни непонятные Вам слова "обрел великое прозрение" другими непонятными словами "постиг Сатори".

Так все-таки, что же обрел молодой мастер? Как только Вы увидите, что именно он обрел или постиг, вся суть коана тут же откроется на 100%

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14069
Откуда: Королев

529297СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 21:54 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Won Soeng пишет:
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

Это как удар дзенской палкой. Молодой мастер обрёл знание непостоянства прежде незамеченной им жажды (танха).  Twisted Evil

Какой именно жажды? Что именно в этот момент обнаружил молодой мастер?

Коаны это не теоретические построения. Вот Вы берете в рот кусочек лимона и обретаете великое просветление. Что это?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1368
Откуда: Россия

529299СообщениеДобавлено: Пн 17 Фев 20, 22:09 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Svaha пишет:
Won Soeng пишет:
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.

Что конкретно обрел молодой мастер?

Это как удар дзенской палкой. Молодой мастер обрёл знание непостоянства прежде незамеченной им жажды (танха).  Twisted Evil

Какой именно жажды? Что именно в этот момент обнаружил молодой мастер?

Коаны это не теоретические построения. Вот Вы берете в рот кусочек лимона и обретаете великое просветление. Что это?

Он обнаружил смену объекта влечения. И таким образом, он обнаружил, что в любой момент волен сменить объект внимания, установить основательное внимание на любом объекте. И так для него стал ясен предмет дальнейшего исследования - прекращение влечения, уволакивания внимания объектами. И увидел он, что может сделать это прекращение опорой исследования, глубокой праджняпарамиты. Ибо пусты любые объекты, что захватывают внимание, лишены какой-либо сущности. Пребывая в нерожденном, Авалокитешвара Бодхисаттва видит информационную природу всех и вся феномЕнов и так спасен от любых бед и несчастий.  Twisted Evil
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48  След.
Страница 4 из 48
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.084 (0.305) u0.039 s0.001, 18 0.044 [258/0]