|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Дмитрий С
Зарегистрирован: 28.03.2013 Суждений: 7051 Откуда: Харьков
|
№529073Добавлено: Сб 15 Фев 20, 15:38 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Коан демонстрирует жажду и ее прекращение
Интересно, это как? По-моему, это очередная фантазия.
Где здесь жажда? Понять, что ты не можешь решить задачку, потому, что она нерешаема? Такую жажду демонстрирует любая алогичная задача. Например, парадокс лжеца. Чем не коан? Ты не можешь ее решить - вот и прекращение жажды.
Здесь дело в другом. Коан просто вырубает логическое мышление. Вот и все. А обстановка и Мастер помогают этому.
И нет здесь ничего мистического. Это очень упрощённое понимание.
Следует помнить, что "рассмотрение дела" (коан) - это вполне целенаправленный метод, целенаправленно имеющий форму спонтанности - эта спонтанность может вызывать непонимание у того, кому не хватает спонтанности.
Возможно, это упрощенное понимание. Но другого понимания я нигде не видел. Спонтанность можно вызвать кучей разных методов. А также, с помощью алогичных утверждений (предложений) ввести человека в различные виды транса. Так делал Эриксон, используя алогичные связки, двойные связки, бессознательные двойные связки и т. д. Гештальт психология имеет в своем арсенале большое количество инструментов для вызова спонтанных состояний. Мне кажется, наука продвинулась куда дальше "хлопка одной ладони", используя диссоциацию и прочие вещи, которые объясняются научно, а не туманно и мистически.
Тем не менее Вы правы. Мастер - это авторитет. Вместе с ситуацией он помогает ученику раскрепостить свой ум, выбить его из привычного круга логического мышления (Судзуки, - известный японский ученый в области дзэн) |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№529079Добавлено: Сб 15 Фев 20, 18:12 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Дмитрий С
Вы имели возможность понять на своём опыте, как звучит хлопок одной ладонью? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Дмитрий С |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№529113Добавлено: Сб 15 Фев 20, 21:35 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Коан демонстрирует жажду и ее прекращение
Интересно, это как? По-моему, это очередная фантазия.
Где здесь жажда? Понять, что ты не можешь решить задачку, потому, что она нерешаема? Такую жажду демонстрирует любая алогичная задача. Например, парадокс лжеца. Чем не коан? Ты не можешь ее решить - вот и прекращение жажды.
Здесь дело в другом. Коан просто вырубает логическое мышление. Вот и все. А обстановка и Мастер помогают этому.
И нет здесь ничего мистического.
Выбери коан и посмотрим, где в нем жажда и прекращение жажды. "Отключение логики" - это уже фетиш (тоже жажда). Когда ты узнаешь вкус соли в супе, ты не пользуешься логикой. Как видишь, отключать логику не нужно. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Дмитрий С |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№529215Добавлено: Вс 16 Фев 20, 20:18 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Базисом традиции коанов является знаменитое определение дзен как "особая передача вне учения (основанного на изучении священных текстов)" The Special Transmission Outside the Teaching (texts)". Это определение - первый слоган в четверной связке слоганов, являющихся своего рода "великой печатью" дзен-буддизма:
- Это особенная передача Дхармы вне учения (изложенного в священных текстах).
- Не полагаясь (только лишь) на слова и буквы;
- Прямо указывая на ум человека;
- Узри свою истинную природу и стань Буддой.
Последний в этой связке слоган - по сути выражение смысла заглавного слогана. Впервые слоган "узри и стань" формулирует Дао-шен, ученик Кумарадживы, живший с 355 по 434 годы н.э. По-видимому, именно Кумараджива объяснял известную по каноническим текстам способность Будды "видеть умы людские" понятной для китайского восприятия формулой "видел истинную природу каждого человека". Сюда же относится другое популярное объяснение о "пробуждающем свойстве тестов праджняпарамиты" - оно заключается в том, что в них передано Слово Будды, обращённое к Истинной Природе в тех, кто слушает Будду; Слово Будды, обращённое к Уму Будды, скрытому в каждом существе, то есть к его Истинной Природе, самим этим обращением пробуждает этот Ум, помогает раскрыться его истинной природе.
Объясняя, что Истинная Природа каждого человека, не исключая даже иччхантиков - это Природа Будды, Дао-шен выдвигает этот слоган своего учения - "узри свою истинную природу". Добавление "и стань Буддой" появляется в китайских текстах несколько позже, но это просто окончательное раскрытие смысла учения - пути бодхисаттвы - и смысла и цели особенного способа передачи Дхармы: вне слов, от ума к уму. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Дмитрий С |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№529222Добавлено: Вс 16 Фев 20, 20:47 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Заглавный же слоган традиция возводит к Линь-цзи И-Сюаню (Риндзай). В сборнике его проповедей содержится такая фраза: "В давние дни я посвятил себя изучению винаи, а также изучал сутры и шастры. Позднее, когда я понял, что это - лишь медикаменты для спасения и изложение доктрины в письменном виде, я навсегда отбросил их и, чтобы постичь Дао, я стал медитировать". Сам же этот слоган "особая передача вне текстов учения" в его проповедях не обнаруживается, но она записана как на его могильном монументе, сделанная его учеником. Таким образом китайская традиция эпохи Сун прочно связала дзен и коаны с личностью этого патриарха. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
4eJIOBEK
Зарегистрирован: 15.01.2019 Суждений: 2820
|
№529256Добавлено: Пн 17 Фев 20, 10:30 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Дзен\Чань все таки очень разный.В некоторых школах не используют коаны совсем. _________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл. |
|
Наверх |
|
|
миг37
Зарегистрирован: 17.11.2018 Суждений: 1630
|
№529259Добавлено: Пн 17 Фев 20, 11:07 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Для работающего мирянина, особенно если его работы связаны с риском для жизни, практика коан будет не только неуместна, но и опасна. Совсем другое дело - индивидуально подобранная практика сатипаттханы, где внимание, бдительность, осознанность присутствуют в каждом моменте жизнедеятельности адепта. Коан можно прицепить к уму просто как напоминание в момент его отвлечения на сансарное мышление, особо на нём не зацикливаясь и не доводя себя до состояния сопровождающегося болезнью чань-бин. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№529267Добавлено: Пн 17 Фев 20, 14:57 (5 лет тому назад) |
|
|
|
миг37
Да, практика внимательности / осознанности - это более базовый метод, использующийся и в дзен-буддизме, и по этому поводу тоже есть известный анекдот из "историй прошлых времён" - про то, как молодой мастер пришёл повидать своего старого наставника. Он был так воодушевлён предстоящей встречей, что очень спешил, идя под проливным дождём. Стремительно войдя в домик наставника, он поклонился, опустив взгляд, и услышал голос наставника:
- А где твой зонтик?
В этот момент он понял, что понятия не имеет, где он оставил свой зонтик, под которым шёл... И в тот же момент обрёл великое прозрение. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: миг37 |
|
Наверх |
|
|
миг37
Зарегистрирован: 17.11.2018 Суждений: 1630
|
№529271Добавлено: Пн 17 Фев 20, 15:38 (5 лет тому назад) |
|
|
|
миг37
Да, практика внимательности / осознанности - это более базовый метод, использующийся и в дзен-буддизме, и по этому поводу тоже есть известный анекдот из "историй прошлых времён" - про то, как молодой мастер пришёл повидать своего старого наставника. Он был так воодушевлён предстоящей встречей, что очень спешил, идя под проливным дождём. Стремительно войдя в домик наставника, он поклонился, опустив взгляд, и услышал голос наставника:
- А где твой зонтик?
В этот момент он понял, что понятия не имеет, где он оставил свой зонтик, под которым шёл... И в тот же момент обрёл великое прозрение.
Да, я прекрасно понимаю, о чём Вы.
Когда мастер шёл под дождём, он ничего не видел, не слышал и не чувствовал. Его ум пребывал во встрече с наставником. Но то был мастер и, наверняка, монах, а не обычный мирянин, здесь есть отличие, согласитесь. Для мирянина ультралайтовый коан, работающий лишь для поворота ума на себя во время отвлечения на сансарное, будет самое то. А так и я, иногда что-либо делаю, где нужна высокая концентрация внимания, тоже ничего не вижу и не слышу, типа ум занят, двери-индрии закрыты. |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№529287Добавлено: Пн 17 Фев 20, 20:22 (5 лет тому назад) |
|
|
|
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.
Что конкретно обрел молодой мастер? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Svaha |
|
Наверх |
|
|
миг 37- Гость
Откуда: Barnaul
|
№529289Добавлено: Пн 17 Фев 20, 20:44 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: "обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.
Что конкретно обрел молодой мастер?
Полагаю, Горсть листьев этими словами хотел выразить то, что мастер в данной ситуации постиг Сатори.
Ответы на этот пост: Won Soeng |
|
Наверх |
|
|
Svaha
Зарегистрирован: 14.03.2015 Суждений: 1395
|
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№529296Добавлено: Пн 17 Фев 20, 21:53 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: "обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.
Что конкретно обрел молодой мастер?
Полагаю, Горсть листьев этими словами хотел выразить то, что мастер в данной ситуации постиг Сатори.
Вы просто замели одни непонятные Вам слова "обрел великое прозрение" другими непонятными словами "постиг Сатори".
Так все-таки, что же обрел молодой мастер? Как только Вы увидите, что именно он обрел или постиг, вся суть коана тут же откроется на 100% _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
|
Наверх |
|
|
Svaha
Зарегистрирован: 14.03.2015 Суждений: 1395
|
№529299Добавлено: Пн 17 Фев 20, 22:09 (5 лет тому назад) |
|
|
|
"обрел великое прозрение" - слова-ловушка. Пока Вы не знаете, что обретается, Вы ловитесь этими словами, как муха в паутину.
Что конкретно обрел молодой мастер?
Это как удар дзенской палкой. Молодой мастер обрёл знание непостоянства прежде незамеченной им жажды (танха).
Какой именно жажды? Что именно в этот момент обнаружил молодой мастер?
Коаны это не теоретические построения. Вот Вы берете в рот кусочек лимона и обретаете великое просветление. Что это?
Он обнаружил смену объекта влечения. И таким образом, он обнаружил, что в любой момент волен сменить объект внимания, установить основательное внимание на любом объекте. И так для него стал ясен предмет дальнейшего исследования - прекращение влечения, уволакивания внимания объектами. И увидел он, что может сделать это прекращение опорой исследования, глубокой праджняпарамиты. Ибо пусты любые объекты, что захватывают внимание, лишены какой-либо сущности. Пребывая в нерожденном, Авалокитешвара Бодхисаттва видит информационную природу всех и вся феномЕнов и так спасен от любых бед и несчастий. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 След.
|
Страница 4 из 48 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|