Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Атом, осязание у Асанги и материя в современной физике

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49211

445476СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 16:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)

Рука, на которую смотришь - это какая рупа?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

445480СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 16:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)

Рука, на которую смотришь - это какая рупа?

6/18 это одна классификация, по которой разбирается все существующее, а нама-рупа/пять кхандх - это другая классификация, по которой разбирается существо.


Ответы на этот пост: КИ, Fritz
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49211

445481СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 16:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Antaradhana пишет:
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)

Рука, на которую смотришь - это какая рупа?

6/18 это одна классификация, по которой разбирается все существующее, а нама-рупа/пять кхандх - это другая классификация, по которой разбирается существо.


По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)",  рука, на которую смотришь - это какая рупа?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Antaradhana, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

445483СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 16:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)",  рука, на которую смотришь - это какая рупа?

В суттах, все что относится к телу - внутренний материальный элемент, а все что за пределами тела - внешний:

"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.

Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.

Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.

Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.

И что такое элемент пространства? Элемент пространства может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент пространства? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием, то есть: ушные отверстия, ноздри, ротовая полость, и та [полость], куда проглатывается съеденное, выпитое, употреблённое, распробованное, и та [полость], где оно накапливается, и та [полость] снизу, откуда всё это выходит, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом пространства. И внутренний и внешний элементы пространства – это просто лишь элемент пространства. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу пространства и делает ум беспристрастным по отношению к элементу пространства".
МН 62


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

445508СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 19:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом землА

А что означает "принадлежащее себе" и, самое главное, "удерживаемое цеплянием"?

Цитата:
Важно лишь понимание, что любая рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая) - это четыре элемента, которые аничча, дуккха и анатта, жажду к которым нужно оставить.

Кстати, материя как раз по определению не аничча, не дуккха и не анатта, жажду к которым может быть и нужно оставить, но это бесполезно - она ведь, материя,  летает в пространстве и стукается об тебя сама, не важно есть ли у тебя жажда или нет.


Последний раз редактировалось: Fritz (Чт 11 Окт 18, 20:02), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49211

445511СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 19:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)",  рука, на которую смотришь - это какая рупа?

В суттах, все что относится к телу - внутренний материальный элемент, а все что за пределами тела - внешний:

Так какой ответ на вопрос?

Деление с "селезенками" есть в Абхидхамме. То есть, оно "абхидхаммическое".

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

445512СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 19:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В суттах есть разное употребление слов внутренняя/внешняя. В ряде сутт это так, как написал в этом сообщении Антарадхана. Там говорится про внутренние/внешние элементы.
А есть сутты, где говорится о шести сферах восприятия, там способность восприятия - внутренняя сфера, а воспринимаемое - внешняя сфера.
https://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm
Цитата:
– Сказано: "Следует познать шесть внутренних сфер". В отношении чего так сказано?
Сфера зрения,
сфера слуха,
сфера обоняния,
...
Cha ajjhattikāni āyatanāni veditabbānī'ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ. Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ?
cakkhāyatanaṃ,
sotāyatanaṃ,
ghānāyatanaṃ,
...

Цитата:
– Сказано: "Следует познать шесть внешних сфер". В отношении чего так сказано?
Сфера видимых форм,
сфера звуков,
сфера запахов,
...

'Cha bāhirāni āyatanāni veditabbānī'ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ?
Rūpāyatanaṃ,
saddāyatanaṃ,
gandhāyatanaṃ,
...
Так что если говорить о своей руке, то по первой классификации можно сказать, что элементы земли, воды, огня и ветра, составляющие руку - это внутренние элементы (относятся к внутренним элементам земли, воды, огня и ветра), т.к. своё тело, а по второй классификации - образ, внешний вид руки относится к внешней сфере, сфере видимого. Аналогично звуки от руки, её запах и т.д.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49211

445513СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 19:58 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.048.than.html



"Whatever form — past, future, or present; internal or external; blatant or subtle; common or sublime; far or near — is clingable, offers sustenance, and is accompanied with mental fermentation: That is called the form clinging-aggregate.

Близкое в рупа-скандхе - это нос, а далекое - ноги?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

445515СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 20:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.048.than.html



"Whatever form — past, future, or present; internal or external; blatant or subtle; common or sublime; far or near — is clingable, offers sustenance, and is accompanied with mental fermentation: That is called the form clinging-aggregate.

Близкое в рупа-скандхе - это нос, а далекое - ноги?
Это вопрос Антарадхане или мне? Или всем?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7246

445523СообщениеДобавлено: Чт 11 Окт 18, 21:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

  В "Самуччае специально подчеркивается, что "рупа", "шабда" и т.д. а классификации по 18 дхату есть видимая "форма",
но не  "материя", как в классификации по пяти скандхам

In the category rupa, sabda, etc, rupa means visible 'form' and not matter as in the category of the five aggregates

В аламбане объект всегда представляется так, будто он "внешний" по отношению к наблюдателю.

Поэтому и рука, которую мы видим, и ухо, которое мы не видим - как скандха рупа - англомераты атомов махабхут материи.

Пока мы не видим ухо и руку - они "числятся" относящимися к скандхе рупа, материи, состоящей из атомов четырех первоэлементов.

Когда мы рассматриваем собственную руку, умственному анализу подвергается "видимая форма", а объект такого анализа - всегда "внешний": объект анализа и сам анализ - различимы (отличны) всегда.
Субъект всегда рассматривает объект абстрагируясь от него, "присваивая" его или "отрекаясь".

"Моя рука" или "чужая рука" как объекты различений одинаково вне субъекта, иначе придется вообще отказываться от теории восприятия, оперирующей различениями "субъект" и "объект".

Когда анализ "схватит" другой объект (напр. кошелек - мой или не мой), субъект остается, объект (вовне) меняется.

))
если отрубить руку или ногу, субъект останется, объекты анализа с поля зрения могут вообще исчезнуть. Вместе с кошельком, который (был) ваш, или до сих пор ваш, но в чужих руках.

Завершение Кхаджания сутта: СН 22.79
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_79-khajjaniya-sutta-sv.htm

Он ни рассеивает, ни сгребает форму, являясь тем, кто рассеял её. Он ни рассеивает, ни сгребает чувство… восприятие… формации… сознание, являясь тем, кто рассеял его.

Ногу, руку, кошелек, ... голову
Искать (и сгребать) удобней в мирах сансары; за их же пределами, в нирване - не сыскать
Бесследно "расстворился" тот, кто (последний дурак ?) рассеял все это добро разгребенных куч

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

445555СообщениеДобавлено: Пт 12 Окт 18, 03:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/687/%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%AF#sel=24:67,24:66;22:1,22:1  Тут словарик подсказывает, что материя не обязательно реалистская. Вот например:
Философский энциклопедический словарь. 2010. пишет:
МАТЕРИЯ
(лат. materia)
вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки – в современном естествознании, В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).

Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





445648СообщениеДобавлено: Пт 12 Окт 18, 21:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Конечно ленинское определение материи круче и ближе к буддийскому. Ведь он начинает с того, что это КАТЕГОРИЯ. )
Наверх
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

445705СообщениеДобавлено: Сб 13 Окт 18, 01:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ленин В. И. пишет:
 «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
 (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131).

А что , неплохо. Всего одна мысль спорная: "существуя независимо от них".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

445711СообщениеДобавлено: Сб 13 Окт 18, 02:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рупа-скандха - ближе к тому, что в психологии называют "ощущение".
Самджня-скандха - ближе к тому, что в психологии называют "восприятие".

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности.
...
Ощущение относится к более сложноорганизованному психологическому процессу - восприятию. Восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Различают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестезические (двигательные) восприятия.
https://psyera.ru/oshchushchenie-i-vospriyatie-1735.htm

То есть зрительное ощущение - рупа-скандха, а зрительное восприятие - уже самджня-скандха.

"Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств."
https://www.e-reading.club/chapter.php/98064/12/Tarasova_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html
Таким образом, хотя "ощущение - это простейший психический познавательный процесс", это все-же психический познавательный процесс. То есть рассуждать о нем как о чисто материальном явлении (то, что изучает физика) - ошибочно.

Обычно поступающая информация замечается человеком только тогда, когда уже возник некий целостный "образ" воспринимаемого, то есть на уровне восприятия. Уровень элементарных ощущений, еще не сложившихся в целостную "картинку", сложнее осознать.
Поэтому "работу" самджни-скандхи легче осознать (даже может показаться, что с нее психический процесс только начинается, хотя он начался раньше), чем рупа-скандхи.
Одна из задач випассаны - распознавание дхарм на уровне ощущений, то есть до того, как они сложились в целостный образ (восприятие). И тогда, к примеру, можно увидеть линию изгиба стебля цветка просто как линию, а не как линию изгиба стебля цветка. А фотографию - просто как набор точек, линий и пятен на бумаге, а не как группу людей.
Потому что восприятие - это уже конструирование, куда вмешиваются омрачения. А ощущение, хоть оно и более примитивно и ограничено возможностями органов чувств, ближе к прямому, непосредственному видению.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

445712СообщениеДобавлено: Сб 13 Окт 18, 02:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати, особенности восприятия способствуют созданию иллюзии постоянства (нитья).
Это связано с одним из основных свойств восприятия - константностью.
"Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования."
http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/22.html

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Си-ва-кон, Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38  След.
Страница 28 из 38

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.044 (0.854) u0.019 s0.000, 18 0.026 [265/0]