|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49211
|
№445476Добавлено: Чт 11 Окт 18, 16:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)
Рука, на которую смотришь - это какая рупа? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Antaradhana |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№445480Добавлено: Чт 11 Окт 18, 16:19 (6 лет тому назад) |
|
|
|
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)
Рука, на которую смотришь - это какая рупа?
6/18 это одна классификация, по которой разбирается все существующее, а нама-рупа/пять кхандх - это другая классификация, по которой разбирается существо.
Ответы на этот пост: КИ, Fritz |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49211
|
№445481Добавлено: Чт 11 Окт 18, 16:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)
Рука, на которую смотришь - это какая рупа?
6/18 это одна классификация, по которой разбирается все существующее, а нама-рупа/пять кхандх - это другая классификация, по которой разбирается существо.
По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)", рука, на которую смотришь - это какая рупа? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Antaradhana, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№445483Добавлено: Чт 11 Окт 18, 16:36 (6 лет тому назад) |
|
|
|
По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)", рука, на которую смотришь - это какая рупа?
В суттах, все что относится к телу - внутренний материальный элемент, а все что за пределами тела - внешний:
"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.
Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.
Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.
Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.
И что такое элемент пространства? Элемент пространства может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент пространства? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием, то есть: ушные отверстия, ноздри, ротовая полость, и та [полость], куда проглатывается съеденное, выпитое, употреблённое, распробованное, и та [полость], где оно накапливается, и та [полость] снизу, откуда всё это выходит, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом пространства. И внутренний и внешний элементы пространства – это просто лишь элемент пространства. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу пространства и делает ум беспристрастным по отношению к элементу пространства". МН 62
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№445508Добавлено: Чт 11 Окт 18, 19:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом землА
А что означает "принадлежащее себе" и, самое главное, "удерживаемое цеплянием"?
Цитата: Важно лишь понимание, что любая рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая) - это четыре элемента, которые аничча, дуккха и анатта, жажду к которым нужно оставить.
Кстати, материя как раз по определению не аничча, не дуккха и не анатта, жажду к которым может быть и нужно оставить, но это бесполезно - она ведь, материя, летает в пространстве и стукается об тебя сама, не важно есть ли у тебя жажда или нет.
Последний раз редактировалось: Fritz (Чт 11 Окт 18, 20:02), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49211
|
№445511Добавлено: Чт 11 Окт 18, 19:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
По классификации "рупа, внутренняя (тело) и внешняя (воспринимаемая)", рука, на которую смотришь - это какая рупа?
В суттах, все что относится к телу - внутренний материальный элемент, а все что за пределами тела - внешний:
Так какой ответ на вопрос?
Деление с "селезенками" есть в Абхидхамме. То есть, оно "абхидхаммическое". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№445512Добавлено: Чт 11 Окт 18, 19:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
В суттах есть разное употребление слов внутренняя/внешняя. В ряде сутт это так, как написал в этом сообщении Антарадхана. Там говорится про внутренние/внешние элементы.
А есть сутты, где говорится о шести сферах восприятия, там способность восприятия - внутренняя сфера, а воспринимаемое - внешняя сфера.
https://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm
Цитата: – Сказано: "Следует познать шесть внутренних сфер". В отношении чего так сказано?
Сфера зрения,
сфера слуха,
сфера обоняния,
...
Cha ajjhattikāni āyatanāni veditabbānī'ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ. Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ?
cakkhāyatanaṃ,
sotāyatanaṃ,
ghānāyatanaṃ,
...
Цитата: – Сказано: "Следует познать шесть внешних сфер". В отношении чего так сказано?
Сфера видимых форм,
сфера звуков,
сфера запахов,
...
'Cha bāhirāni āyatanāni veditabbānī'ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ?
Rūpāyatanaṃ,
saddāyatanaṃ,
gandhāyatanaṃ,
... Так что если говорить о своей руке, то по первой классификации можно сказать, что элементы земли, воды, огня и ветра, составляющие руку - это внутренние элементы (относятся к внутренним элементам земли, воды, огня и ветра), т.к. своё тело, а по второй классификации - образ, внешний вид руки относится к внешней сфере, сфере видимого. Аналогично звуки от руки, её запах и т.д. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49211
|
№445513Добавлено: Чт 11 Окт 18, 19:58 (6 лет тому назад) |
|
|
|
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.048.than.html
"Whatever form — past, future, or present; internal or external; blatant or subtle; common or sublime; far or near — is clingable, offers sustenance, and is accompanied with mental fermentation: That is called the form clinging-aggregate.
Близкое в рупа-скандхе - это нос, а далекое - ноги? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Wu |
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№445515Добавлено: Чт 11 Окт 18, 20:05 (6 лет тому назад) |
|
|
|
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.048.than.html
"Whatever form — past, future, or present; internal or external; blatant or subtle; common or sublime; far or near — is clingable, offers sustenance, and is accompanied with mental fermentation: That is called the form clinging-aggregate.
Близкое в рупа-скандхе - это нос, а далекое - ноги? Это вопрос Антарадхане или мне? Или всем? |
|
Наверх |
|
|
Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན
Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 7246
|
№445523Добавлено: Чт 11 Окт 18, 21:32 (6 лет тому назад) |
|
|
|
В "Самуччае специально подчеркивается, что "рупа", "шабда" и т.д. а классификации по 18 дхату есть видимая "форма",
но не "материя", как в классификации по пяти скандхам
In the category rupa, sabda, etc, rupa means visible 'form' and not matter as in the category of the five aggregates
В аламбане объект всегда представляется так, будто он "внешний" по отношению к наблюдателю.
Поэтому и рука, которую мы видим, и ухо, которое мы не видим - как скандха рупа - англомераты атомов махабхут материи.
Пока мы не видим ухо и руку - они "числятся" относящимися к скандхе рупа, материи, состоящей из атомов четырех первоэлементов.
Когда мы рассматриваем собственную руку, умственному анализу подвергается "видимая форма", а объект такого анализа - всегда "внешний": объект анализа и сам анализ - различимы (отличны) всегда.
Субъект всегда рассматривает объект абстрагируясь от него, "присваивая" его или "отрекаясь".
"Моя рука" или "чужая рука" как объекты различений одинаково вне субъекта, иначе придется вообще отказываться от теории восприятия, оперирующей различениями "субъект" и "объект".
Когда анализ "схватит" другой объект (напр. кошелек - мой или не мой), субъект остается, объект (вовне) меняется.
))
если отрубить руку или ногу, субъект останется, объекты анализа с поля зрения могут вообще исчезнуть. Вместе с кошельком, который (был) ваш, или до сих пор ваш, но в чужих руках.
Завершение Кхаджания сутта: СН 22.79
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_79-khajjaniya-sutta-sv.htm
Он ни рассеивает, ни сгребает форму, являясь тем, кто рассеял её. Он ни рассеивает, ни сгребает чувство… восприятие… формации… сознание, являясь тем, кто рассеял его.
Ногу, руку, кошелек, ... голову
Искать (и сгребать) удобней в мирах сансары; за их же пределами, в нирване - не сыскать
Бесследно "расстворился" тот, кто (последний дурак ?) рассеял все это добро разгребенных куч _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№445555Добавлено: Пт 12 Окт 18, 03:09 (6 лет тому назад) |
|
|
|
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/687/%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%AF#sel=24:67,24:66;22:1,22:1 Тут словарик подсказывает, что материя не обязательно реалистская. Вот например: Философский энциклопедический словарь. 2010. пишет: МАТЕРИЯ
(лат. materia)
вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки – в современном естествознании, В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).
|
|
Наверх |
|
|
Росс Гость
|
№445648Добавлено: Пт 12 Окт 18, 21:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Конечно ленинское определение материи круче и ближе к буддийскому. Ведь он начинает с того, что это КАТЕГОРИЯ. ) |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№445705Добавлено: Сб 13 Окт 18, 01:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ленин В. И. пишет: «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131).
А что , неплохо. Всего одна мысль спорная: "существуя независимо от них". |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№445711Добавлено: Сб 13 Окт 18, 02:10 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Рупа-скандха - ближе к тому, что в психологии называют "ощущение".
Самджня-скандха - ближе к тому, что в психологии называют "восприятие".
Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности.
...
Ощущение относится к более сложноорганизованному психологическому процессу - восприятию. Восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Различают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестезические (двигательные) восприятия. https://psyera.ru/oshchushchenie-i-vospriyatie-1735.htm
То есть зрительное ощущение - рупа-скандха, а зрительное восприятие - уже самджня-скандха.
"Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств." https://www.e-reading.club/chapter.php/98064/12/Tarasova_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html
Таким образом, хотя "ощущение - это простейший психический познавательный процесс", это все-же психический познавательный процесс. То есть рассуждать о нем как о чисто материальном явлении (то, что изучает физика) - ошибочно.
Обычно поступающая информация замечается человеком только тогда, когда уже возник некий целостный "образ" воспринимаемого, то есть на уровне восприятия. Уровень элементарных ощущений, еще не сложившихся в целостную "картинку", сложнее осознать.
Поэтому "работу" самджни-скандхи легче осознать (даже может показаться, что с нее психический процесс только начинается, хотя он начался раньше), чем рупа-скандхи.
Одна из задач випассаны - распознавание дхарм на уровне ощущений, то есть до того, как они сложились в целостный образ (восприятие). И тогда, к примеру, можно увидеть линию изгиба стебля цветка просто как линию, а не как линию изгиба стебля цветка. А фотографию - просто как набор точек, линий и пятен на бумаге, а не как группу людей.
Потому что восприятие - это уже конструирование, куда вмешиваются омрачения. А ощущение, хоть оно и более примитивно и ограничено возможностями органов чувств, ближе к прямому, непосредственному видению. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Just process |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№445712Добавлено: Сб 13 Окт 18, 02:31 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Кстати, особенности восприятия способствуют созданию иллюзии постоянства (нитья).
Это связано с одним из основных свойств восприятия - константностью.
"Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования." http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/22.html _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Си-ва-кон, Just process |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 След.
|
Страница 28 из 38 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|