Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Практика контроля органов чувств для мирян

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Вопрос
Гость


Откуда: Kuban


435804СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
А как тогда контролировать мирянину умственные феномены?Допустим не смотреть,не нюхать и т.д можно, но не думать постоянно о работе,заработке,обеспечении семьи всем необходимым?В особенности если человек работает в крупной гос структуре или крупной компании,где мысли о работе могут преследовать весь день,иногда даже после работы. Разве что можно сказать что такие мысли по умолчанию не являются неблагими,но легко могут спровоцировать неблагожелательность,когда благостостояние семьи будет кем-то поставлено под угрозу (бизнес партнером или начальником). Это уже на много сложнее чем не смотреть на красивую девушку или не нюхать булочку.

Постоянно - и невозможно, Вы правы. Но можно тренироваться, развивать отслеживание феноменов периодически. Регулярно, ежедневно уделять тренировке некоторое время. И тогда у Вас постепенно выработается привычка, благодаря которой режим отслеживания, режим наблюдения феноменов как бы извне будет "включаться" автоматически в тех ситуациях, когда начинает разворачивается цепочка, ведущая к неблагим мысленным, тем паче словесным или телесным действиям. Кроме того, мысли о работе и о заработке действительно не являются неблагими (см., например, AN4.61, DN31).
Тогда ведь это просто сизифов труд.Шар в гору,шар с горы.В чем от такого будет польза,если по сути  этим никак не прекратить возникновение эти состояний?Тут просто отслеживания скорее всего уже не достаточно.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435805СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
Тогда человеку скорее всего придётся разводиться,т.к привыкшие к определённому уровню достатка (пусть даже если он и был чуть выше среднего класса,это касается не только богатых) члены семьи далеко не всегда это поймут.Самый минимум будет резкое повышение негатива в семье,связанный с падением уровня жизни,если даже люди и решат остаться вместе.Т.е палка о двух концах.

Разумеется, для семейного человека, с определенными обязательствами, дауншифтинг - не выход. В суттах мы видим две чётко различающиеся ситуации - в одном случае человек вступает в ряды бхиккху, в другом случае - ведет жизнь домохозяина. И жизнь домохозяина всегда описывается, как жизнь в социуме, жизнь, вплетенная в определенную сеть обязательств (я выше сослался на две очень характерные в этом отношении сутты). Это обязательства по отношению жене/мужу, к детям и родителям, к друзьям, к начальникам и подчиненным, к равным тебе и независимым от тебя окружающим, к правителям, к жрецам, к отшельникам. И забота о материальном благополучии (своём и тех, кто от тебя зависит), а также трудолюбие, чтобы обеспечивать это благополучие - для домохозяина однозначно позитивные качества.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Вопрос
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Вопрос
Гость


Откуда: Kuban


435810СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
Тогда человеку скорее всего придётся разводиться,т.к привыкшие к определённому уровню достатка (пусть даже если он и был чуть выше среднего класса,это касается не только богатых) члены семьи далеко не всегда это поймут.Самый минимум будет резкое повышение негатива в семье,связанный с падением уровня жизни,если даже люди и решат остаться вместе.Т.е палка о двух концах.

Разумеется, для семейного человека, с определенными обязательствами, дауншифтинг - не выход. В суттах мы видим две чётко различающиеся ситуации - в одном случае человек вступает в ряды бхиккху, в другом случае - ведет жизнь домохозяина. И жизнь домохозяина всегда описывается, как жизнь в социуме, жизнь, вплетенная в определенную сеть обязательств (я выше сослался на две очень характерные в этом отношении сутты). Это обязательства по отношению жене/мужу, к детям и родителям, к друзьям, к начальникам и подчиненным, к равным тебе и независимым от тебя окружающим, к правителям, к жрецам, к отшельникам. И забота о материальном благополучии (своём и тех, кто от тебя зависит), а также трудолюбие, чтобы обеспечивать это благополучие - для домохозяина однозначно позитивные качества.
Да, позитивные с точки зрения социума  в плане выполнения обязательств,но точно не способствующие успокоению ума. Для активно занимающегося обеспечением семьи мужчины в виду дополнительных обязательств практика контроля ментальных феноменов максимально затруднена.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435811СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
А как тогда контролировать мирянину умственные феномены?Допустим не смотреть,не нюхать и т.д можно, но не думать постоянно о работе,заработке,обеспечении семьи всем необходимым?В особенности если человек работает в крупной гос структуре или крупной компании,где мысли о работе могут преследовать весь день,иногда даже после работы. Разве что можно сказать что такие мысли по умолчанию не являются неблагими,но легко могут спровоцировать неблагожелательность,когда благостостояние семьи будет кем-то поставлено под угрозу (бизнес партнером или начальником). Это уже на много сложнее чем не смотреть на красивую девушку или не нюхать булочку.

Постоянно - и невозможно, Вы правы. Но можно тренироваться, развивать отслеживание феноменов периодически. Регулярно, ежедневно уделять тренировке некоторое время. И тогда у Вас постепенно выработается привычка, благодаря которой режим отслеживания, режим наблюдения феноменов как бы извне будет "включаться" автоматически в тех ситуациях, когда начинает разворачивается цепочка, ведущая к неблагим мысленным, тем паче словесным или телесным действиям. Кроме того, мысли о работе и о заработке действительно не являются неблагими (см., например, AN4.61, DN31).
Тогда ведь это просто сизифов труд.Шар в гору,шар с горы.В чем от такого будет польза,если по сути  этим никак не прекратить возникновение эти состояний?Тут просто отслеживания скорее всего уже не достаточно.

Почему же сизифов? Во-первых, жить станет (чисто психологически) легче, потому что станет легче отбрасывать нежелательные (в том числе тревожащие, раздражающие) эмоции. Появится некоторый "островок внутреннего спокойствия" - это, конечно, метафора. Во-вторых, эти методы помогут (конечно, при желании достичь этой цели) пройти жизнь, не совершая неблагих действий (как минимум, на уровне соблюдения пяти правил - но и на уровне воздержания от десяти неблагих деяний тоже - см. AN10.176). В-третьих, отслеживание возникновения и исчезновения феноменов позволит понять, как работает психика, как и почему возникают и благие, и неблагие состояния и качества. Таким образом, это позволит убедиться (или укрепить убежденность) в правоте Будды. И вот, если к концу жизни подойти с прочной нравственностью, и с прочной уверенностью в Будде, Дхамме (в особенностью, с уверенностью в ложности саккая-диттхи, с видением зависимого возникновения), Сангхе - то жизнь завершится вступлением в поток, то есть - достижением первого из благородных плодов. Это великолепный результат.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





435815СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Как можно практиковать в повседневной жизни. Дост. Прамоте Памоджо

Я поделюсь с вами несколькими практическими примерами того, как практиковать осознанность в повседневной жизни.

Когда вы сидите и ожидаете кого-то и при этом ощущаете скуку, знайте (осознавайте), что присутствует скука.

Когда на работе после полудня возникает лень, знайте, что присутствует лень.

Когда вам хочется поговорить с другом, знайте, что присутствует желание поговорить.

Если при общении вы чувствуете радость, удовольствие, то знайте, что возникло удовольствие.

Когда появляется голод, осознавайте это.

Когда вы выбираете еду в забегаловке, и она выглядит неаппетитной, то осознавайте, что возникла неудовлетворенность.

Просто осознавайте это подобным образом. Осознавайте непосредственно свои переживания и замечайте, что каждый конкретный ум возникает и прекращается. Леность возникает и проходит, скука возникает и проходит, желание возникает и проходит.

Когда вы пробуете еду, и рады от того, что на вкус она лучше, чем вы ожидали, то осознавайте, что присутствует радость. Когда вы принимаете душ, то замечайте все возникающие при этом умственные состояния. Особенно, если это холодный душ, то перемен, которые можно будет отметить, будет множество: страх возникнет и пройдёт, а когда мы будем чистые и сухие, то возникнет облегчение и удовлетворение.

Хорошее место для наблюдения за изменениями ума, это когда вы находитесь в машине и стоите в пробке. Мы можем стоять перед длинной вереницей красных огней и чувствовать беспокойство и нетерпеливость. Осознавайте тот момент, когда эти переживания возникают. Затем зажигается зеленый свет, и мы чувствуем себя немного счастливыми, но затем зеленый, перед тем как мы уже тронулись, снова меняется на красный! Мы сильно расстроены. Мы можем заметить, что из-за этого мы расстроены больше, чем это было несколькими минутами назад, когда мы стояли в пробке двадцатью машинами ранее! Честно и сдержанно наблюдайте и осознавайте всё, что возникает в уме. Мы, так сказать, можем увидеть в себе демона. Мы увидим, что мы настолько же плохи как и любой другой человек. Мы больше никого не будем винить в своих страданиях и горестях. Зло мира – это омрачения. Гнев, алчность и неведение захватывают наши умы точно так же как и умы других людей. Все заслуживают нашего сострадания в этом отношении. Не трудно наблюдать ум, следуя тем примерам, которые я дал, но нам обязательно нужна смелость, терпение и настойчивость.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: To See the Truth The Teachings of Venerable Pramote Pamojjo By Jess Peter Koffman. Edited by Bhikkhu Korakot Kittisobhano. Suan Santidham. Thailand. 2012.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435816СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
Тогда человеку скорее всего придётся разводиться,т.к привыкшие к определённому уровню достатка (пусть даже если он и был чуть выше среднего класса,это касается не только богатых) члены семьи далеко не всегда это поймут.Самый минимум будет резкое повышение негатива в семье,связанный с падением уровня жизни,если даже люди и решат остаться вместе.Т.е палка о двух концах.

Разумеется, для семейного человека, с определенными обязательствами, дауншифтинг - не выход. В суттах мы видим две чётко различающиеся ситуации - в одном случае человек вступает в ряды бхиккху, в другом случае - ведет жизнь домохозяина. И жизнь домохозяина всегда описывается, как жизнь в социуме, жизнь, вплетенная в определенную сеть обязательств (я выше сослался на две очень характерные в этом отношении сутты). Это обязательства по отношению жене/мужу, к детям и родителям, к друзьям, к начальникам и подчиненным, к равным тебе и независимым от тебя окружающим, к правителям, к жрецам, к отшельникам. И забота о материальном благополучии (своём и тех, кто от тебя зависит), а также трудолюбие, чтобы обеспечивать это благополучие - для домохозяина однозначно позитивные качества.
Да, позитивные с точки зрения социума  в плане выполнения обязательств,но точно не способствующие успокоению ума. Для активно занимающегося обеспечением семьи мужчины в виду дополнительных обязательств практика контроля ментальных феноменов максимально затруднена.

Позитивные именно с точки зрения буддийской оценки качеств домохозяина. При этом естественно, что с точки зрения условий для успокоения ума, монашеский образ жизни подходит гораздо лучше (при условии, если человек не просто ушёл в монахи, но монашеским уделом довольствуется). А о мирянине, в тех случаях, когда говорится, что он может практиковать успокоение ума (см. AN5.176), или сатипаттханы (см. MN51), неизменно подчеркивается, что он на это способен только "время от времени" (kālena kālaṃ). Вот практиковать их время от времени, чтобы убеждаться в истинности Дхаммы, чтобы снимать напряжение, и чтобы помогать себе в основной практике мирянина - в соблюдении правил нравственности - это и есть путь домохозяина, остающегося домохозяином.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

435817СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 12:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Ощущения и есть якорь, читайте Сатипаттхана сутту
 
Давайте почитаем:
I. Созерцание тела
(Кайанупассана)

Памятование дыхания
(Кайанупассана анапанапабба)

Цитата:
Метта сама по себе успокаивает ум, если для вас это невозможно, это не проблема метты )

Я думаю все-таки метта – это естественное качество ума, которое раскрывается благодаря его успокоению и очищению с помощью анапанасати. А максимального этапа развития она достигает во время практики джхан.
А пытаться застопорить ум какими-то фразами и пожеланиями - как по мне не только глупое, но и вредное занятие. Оно суживает ум, взбудораживает его и мешает ему очищаться.
Ну так и дальше почитайте - про созерцание ощущений (ведана-сатипаттхана). Будда дал 40 объектов для медитации, глупо настаивать лишь на одном.
По поводу метты. Вы любите использовать какие-то термины типа "естественное" или измененное состояние сознания, бог знает, что имея в виду. Для необученного ума естественное состояние это бороться, жаждать, фантазировать. Естественнее этого ничего нет. Метта, как и все кусала четасики - взращивается, культивируется. Будда очень рекомендовал это делать, не надеясь на авось.


Ответы на этот пост: Рената, Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





435838СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 14:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
А как тогда контролировать мирянину умственные феномены?Допустим не смотреть,не нюхать и т.д можно, но не думать постоянно о работе,заработке,обеспечении семьи всем необходимым?В особенности если человек работает в крупной гос структуре или крупной компании,где мысли о работе могут преследовать весь день,иногда даже после работы. Разве что можно сказать что такие мысли по умолчанию не являются неблагими,но легко могут спровоцировать неблагожелательность,когда благостостояние семьи будет кем-то поставлено под угрозу (бизнес партнером или начальником). Это уже на много сложнее чем не смотреть на красивую девушку или не нюхать булочку.
Именно поэтому нужен якорь. Если вы просто сядете и попробуете взрастить доброжелательность, вспоминая кота Леопольда или просто сядете и попробуете убедить себя, что главное - не нервничать, то хватит вас от силы минут на пять, после чего мысли вернутся в привычную колею.
Наверх
Рената
Гость





435839СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 14:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой



Для необученного ума естественное состояние это бороться, жаждать, фантазировать. Естественнее этого ничего нет. Метта, как и все кусала четасики - взращивается, культивируется. Будда очень рекомендовал это делать, не надеясь на авось.
Вы уверены, что гнев является естественным состоянием необученного ума? Именно гнев, а отнюдь не фантазии, является главным препятствием при взращивании метты. Негневливые люди доброжелательны, хотя специально метту не культивируют.

Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Just process
Гость





435852СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 16:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Ну так и дальше почитайте - про созерцание ощущений (ведана-сатипаттхана).

Там сказано, что нужно просто осознавать ощущения.  
Цитата:
Метта, как и все кусала четасики - взращивается, культивируется. Будда очень рекомендовал это делать, не надеясь на авось.

Возможно, вы просто не правильно поняли Будду. Вот ведь, например в анапанасати сутте сказано, что монах делает короткий или длинный вдох, или что-нибудь ещё – но на самом деле всего этого совершенно не нужно намеренно делать.


Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

435856СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 17:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Ну так и дальше почитайте - про созерцание ощущений (ведана-сатипаттхана).

Там сказано, что нужно просто осознавать ощущения.  
Цитата:
Метта, как и все кусала четасики - взращивается, культивируется. Будда очень рекомендовал это делать, не надеясь на авось.

Возможно, вы просто не правильно поняли Будду. Вот ведь, например в анапанасати сутте сказано, что монах делает короткий или длинный вдох, или что-нибудь ещё – но на самом деле всего этого совершенно не нужно намеренно делать.
Боюсь, что это вы неправильно понимаете Будду, отрезая из его учения 39 бхавана -нимитт.
При чем тут короткий или длинный вдох, разве мы говорили об этом ? Почитайте хотя бы Метта бхавана сутту, о том, зачем практиковать метту.


Последний раз редактировалось: Jane (Пн 13 Авг 18, 17:39), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

435859СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 17:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:


Для необученного ума естественное состояние это бороться, жаждать, фантазировать. Естественнее этого ничего нет. Метта, как и все кусала четасики - взращивается, культивируется. Будда очень рекомендовал это делать, не надеясь на авось.
Вы уверены, что гнев является естественным состоянием необученного ума? Именно гнев, а отнюдь не фантазии, является главным препятствием при взращивании метты. Негневливые люди доброжелательны, хотя специально метту не культивируют.
Естественное состояние ума это влечься к приятным объектам и вызываемым ими чувствам и отвращаться неприятным. Естественнее некуда и видно в любом ребенке с рождения  (у кого-то больше, у кого-то меньше). Тот, кто не охраняет двери чувств, не принимает правила поведения, не медитирует - потакают естественному течению событий. Дхамма идет во многом против течения.
Специально, не-специально - чтобы преодолеть обычные порывы, нужно прилагать усилия. Сами собой только сорняки растут.


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость





435862СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 17:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Боюсь, что это вы неправильно понимаете Будду, отрезал 39 нимитт из бхаваны.
Возможно, не все из них предназначены для формальной практики медитации.  
Цитата:
При чем тут короткий или длинный вдох, разве мы говорили об этом ? Почитайте хотя бы Метта бхавана сутту, о том, зачем практиковать метту.

Там рассказывается про некое «освобождения ума доброжелательностью». Ни о каких медитаций на фразах и представлений котов Леопольдов там не сказано.


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Just process
Гость





435866СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 18:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхамма идет во многом против течения.

Мне кажется, что это довольно однобокое восприятие дхаммы. То есть с одной стороны можно сказать, что дхамма течет против течения мира  омраченных существ (зависимое возникновение), но с другой стороны она течет вместе с миром свободным от омрачений (зависимое прекращение) прямо к Источнику (Ниббане).  

Вот кстати что в суттах сказано про осознанность к телу:
[Благословенный сказал]: «Монахи, подобно тому, как когда кто-либо охватывает своим умом великий океан, этот [охват] включает в себя все реки, впадающие в океан, то точно также, когда кто-либо развивает и взращивает (1) осознанность, направленную к телу, это [развитие] включает в себя все благие качества, имеющие отношение к истинному знанию»1.( АН 1.575)
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

435868СообщениеДобавлено: Пн 13 Авг 18, 18:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Боюсь, что это вы неправильно понимаете Будду, отрезал 39 нимитт из бхаваны.
Возможно, не все из них предназначены для формальной практики медитации.


Предназначены, какие-то - как основные, какие-то - как вспомогательные. См. Сатипаттхана и Махасатипаттхана сутты, например. Там и созерцание частей тела, и созерцание 4-х элементов, и созерцание трупов на разных стадиях разложения. Есть сутты и про созерцание непривлекательности пищи, и про созерцание света, и про все виды ануссати, и про развитие брахмавихар. А уж по практике метты, сутт больше, чем по практике дыхания, вот например https://vk.com/saddhamma?w=wall-153272987_384 и это еще не все.

Цитата:
Цитата:
При чем тут короткий или длинный вдох, разве мы говорили об этом ? Почитайте хотя бы Метта бхавана сутту, о том, зачем практиковать метту.

Там рассказывается про некое «освобождения ума доброжелательностью». Ни о каких медитаций на фразах и представлений котов Леопольдов там не сказано.

Освобождение ума доброжелательностью - это устранение недоброжелательности (помехи), необходимое для достижения первой джханы. До достижения джханы - она взращивается, в джхане - расцветает.

АН 11.15 Метта сутта: Доброжелательность
[Перевод с пали: Bhikkhu Bodhi, перевод с английского: SV]

[Благословенный сказал]: «Монахи, когда освобождение ума доброжелательностью осуществлялось, было развито и взращено, сделано средством передвижения и основанием, исполнено, утверждено, должным образом предпринято, то [в результате этого] можно ожидать одиннадцати видов пользы. Каких одиннадцати?

* (1) [практик доброжелательности] хорошо спит;
* (2) он пробуждается счастливым;
* (3) ему не снятся плохие сны;
* (4) он приятен человеческим существам;
* (5) он приятен нечеловеческим существам;
* (6) его защищают божества;
* (7) ему не причиняют ущерба огонь, яд, оружие;
* (8) его ум быстро сосредотачивается;
* (9) его лицо безмятежно;
* (10) он умирает без замешательства;
* (11) если он не проникнет далее, он направится в мир брахм.

Монахи, когда освобождение ума доброжелательностью осуществлялось, было развито и взращено, сделано средством передвижения и основанием, исполнено, утверждено, должным образом предпринято, то [в результате этого] можно ожидать этих одиннадцати видов пользы».


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 4 из 7

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.143) u0.020 s0.000, 18 0.016 [267/0]