И самый важный вопрос, когда Будда говорит в сутте: "разбил он Продолжение существования своего, как будто бы пробил броню", то что тут Будда разбивает? Напомню, что это за 3 месяца до его паринибанны. Что он разбил и почему это описывается как броня?
Если вам интересен этот вопрос, создайте отдельную тему. Я это место не читал, и не разбирал его. Но у вас, видимо, уже есть готовое своё мнение?
Сутты где описано ссылки ниже. Перевод SV. На мой взгляд смысл он передает.
https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn51_10-cetiya-sutta-sv.htm https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an8_70-bhumicala-sutta-sv.htm
По самому вопросу у меня есть гипотеза - по типу буквального понимания - "разбил" самскару - значит не будет и ее следствий, в том числе в виде сознания. ТМ она не нравится судя по всему тем, что подразумевается некий физикализм, а нужно это как-то "гносеологически" понимать. Но как конкретно гносеологически не понятно. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверно, эти слова имеются в виду:
Then, understanding this matter, on that occasion the Buddha expressed this heartfelt sentiment:
Atha kho bhagavā etamatthaṁ viditvā tāyaṁ velāyaṁ imaṁ udānaṁ udānesi:
10.4
“Comparing the incomparable with the creation of prolonged life,
“Tulamatulañca sambhavaṁ,
10.5
the sage surrendered the life force.
Bhavasaṅkhāramavassaji muni;
10.6
Happy inside, serene,
Ajjhattarato samāhito,
10.7
he shattered self-creation like a suit of armor.”
Abhindi kavacamivattasambhavan”ti.
на сайте dhamma.ru точно этот же фрагмент содержится в махапариниббана-сутте, и здест перевод такой:
Āyusa'nkhāra-ossajjana.m
"Отрекся от жизни Премудрый,
Отрекся от её начала великого и малого,
Как кольчугу он на себе разорвал обольщения жизни, –
в радости духа, спокойствии!" _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Подозреваю, что тут речь об остановке сверх-силы очень длинной жизни, которая есть у Будды.
Сутта о землетрясении (бхумичала-сутта) буквально об этом. В ней Будда намекает Ананде, что может по его просьбе воспользоваться этой силой, но Ананда как бы не улавливает намёка, и тогда приходит Мара и говорит "ну, всё тогда, пришёл тебе конец, развоплощайся, раз даже самый верный твой спутник не просит тебя остаться". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Далее в Махапариниббане есть такая строка:
sato sampajāno āyusa'nkhāram ossajjati tathāgato - осознанно, обдуманно жизненные усилия прекратил татхагата
У тхеравадинов дживитентрия двойная. Есть та, что к телу относится, а есть та, что к скорости когнитивных процессов. У стариков, например, последняя иногда замедляется. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
ТМ она не нравится судя по всему тем, что подразумевается некий физикализм
Она подразумевает самореференцию очевидную, если вы не про тело. В буддизме нет над-сознания. Есть только познавательный процесс. От того, что он будет мыслить «не хочу себя продолжать» он только продолжится с этой биполярочкой. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
ТМ она не нравится судя по всему тем, что подразумевается некий физикализм
Она подразумевает самореференцию очевидную, если вы не про тело. В буддизме нет над-сознания. Есть только познавательный процесс. От того, что он будет мыслить «не хочу себя продолжать» он только продолжится с этой биполярочкой.
Самореференция возникает, если мыслительный процесс считать атманом. То есть в Вашей модели "ум" - атман и поэтому сам себя не может прекратить и может только думать "не хочу себя продолжать".
В буддизме не нужно над-сознание, есть четасики, которые возникают от условий и при определенных условиях они могут перестать возникать. Вы же не будете отрицать, что можно стать негневливым например. Возникновение других четасик требует дживитиндрию как силу-причину. Без нее они не возникнут. Соответственно устранением Дживитиндрийя-четасики вроде бы логично достигается прекращение всех остальных.
"6. Дживитиндрийя-четасика – жизненная сила, элемент, поддерживающий существование сопутствующих дхамм. Хотя само существование продолжается лишь мгновение, оно требует соответствующей силы-причины (индрийя-паччайя). Эта дхамма контролирует (индрийя) жизнь психических элементов посредством ее поддержания (дживита), подобно тому, как рупа-дживитиндрийя поддерживает и контролирует физическую, телесную жизнь от зачатия до смерти-перерождения."
https://www.dhamma.ru/lib/dhammas.htm _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Дхармы - аналитические элементы, выявляемые с целью прекращения мышления об атмане.
То есть, выясняется, что иногда мыслят так, что атман это то, что дает жизненность. Сперва устанавливаем, что разные качества это разные элементы, а не качества одного. Выделяем "жизненность" в отдельный элемент. Размышляем, что отдельно взятая "жизненность" это не то, что может быть атманом. Получаем профит, что далее уже не мыслим, что атман это то, что дает жизненность. _________________ Буддизм чистой воды
Далее в Махапариниббане есть такая строка:
sato sampajāno āyusa'nkhāram ossajjati tathāgato - осознанно, обдуманно жизненные усилия прекратил татхагата
То есть, имеется в виду тоже самое - не стал прилагать усилий для продолжения своей жизни.
В принципе известны феномены и для обычных людей продления жизни по желанию. Вроде бы Екатерине Великой, когда она уже была на смертном одре приписывают фразу - "умрем позже, а сейчас еще есть важные дела". То есть возможно до определенной степени управлять умом (волей) этой жизненной силой поддерживающей жизнь тела. Это пример в сторону продолжения жизни. Или обратные примеры когда, например, муж и жена жили долго вместе и когда один умирает, то почти сразу умирает и второй, так как пропадает смысл жизни и дживитендрия перестает поддерживаться (оставляется).
Но у Будды по видимому это глобально - полное устранение/оставление дживитендрии, что оно распространяется и на следующие жизни. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Дхармы - аналитические элементы, выявляемые с целью прекращения мышления об атмане.
То есть, выясняется, что иногда мыслят так, что атман это то, что дает жизненность. Сперва устанавливаем, что разные качества это разные элементы, а не качества одного. Выделяем "жизненность" в отдельный элемент. Размышляем, что отдельно взятая "жизненность" это не то, что может быть атманом. Получаем профит, что далее уже не мыслим, что атман это то, что дает жизненность.
Установили в аналитическом уме, что "жизненность" не атман и как это прекращает или увеличивает "жизненность"? Ведь "жизненность" это дхамма. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Дхармы - аналитические элементы, выявляемые с целью прекращения мышления об атмане.
То есть, выясняется, что иногда мыслят так, что атман это то, что дает жизненность. Сперва устанавливаем, что разные качества это разные элементы, а не качества одного. Выделяем "жизненность" в отдельный элемент. Размышляем, что отдельно взятая "жизненность" это не то, что может быть атманом. Получаем профит, что далее уже не мыслим, что атман это то, что дает жизненность.
Установили в аналитическом уме, что "жизненность" не атман и как это прекращает или увеличивает "жизненность"? Ведь "жизненность" это дхамма.
Никак не прекращает. Если вы про сутру, то уже выяснили, о чем там речь, скорее всего. _________________ Буддизм чистой воды
Дхармы - аналитические элементы, выявляемые с целью прекращения мышления об атмане.
То есть, выясняется, что иногда мыслят так, что атман это то, что дает жизненность. Сперва устанавливаем, что разные качества это разные элементы, а не качества одного. Выделяем "жизненность" в отдельный элемент. Размышляем, что отдельно взятая "жизненность" это не то, что может быть атманом. Получаем профит, что далее уже не мыслим, что атман это то, что дает жизненность.
Установили в аналитическом уме, что "жизненность" не атман и как это прекращает или увеличивает "жизненность"? Ведь "жизненность" это дхамма.
Никак не прекращает. Если вы про сутру, то уже выяснили, о чем там речь, скорее всего.
Вы выше написали: "тут речь об остановке сверх-силы очень длинной жизни, которая есть у Будды."
То есть идея такая, что сверх-силу он остановил, а дальше обычная "жизненность" исчерпалась естественным путем? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
ТМ она не нравится судя по всему тем, что подразумевается некий физикализм
Она подразумевает самореференцию очевидную, если вы не про тело. В буддизме нет над-сознания. Есть только познавательный процесс. От того, что он будет мыслить «не хочу себя продолжать» он только продолжится с этой биполярочкой.
Самореференция возникает, если мыслительный процесс считать атманом. То есть в Вашей модели "ум" - атман и поэтому сам себя не может прекратить и может только думать "не хочу себя продолжать".
Вы понимаете что такое "самореференция, нет? Это самопротиворечие, внутреннее противоречие. Когда ум думает "не думаю", "от нежелания думать - прекращусь", хотя он только продолжает таким образом, очевидно. Указание на себя - никаким образом не самореференция, если там нет противоречия. Я - думаю, например. Я продолжаю думать, думая. Я не думаю над этим. Думание над этим прекратилось [когда я узнал как правильно]. Что проще то?
В буддизме не нужно над-сознание, есть четасики, которые возникают от условий и при определенных условиях они могут перестать возникать. Вы же не будете отрицать, что можно стать негневливым например.
Ум - это кирпич. А четасики - углы, стороны, цвет, вес и т.д. Или ум - это тело человека. А четасики - части тела. Они не "возникают" из ничего. Как у вас там что то из ничего возникает? У сарвастивадинов очень стройная теория, что четасики в умелом и неумелом уме друг друга дублируют по функции, но не содержанию. "Правильное внимание" и "неправильное внимание", например. "мудрость" и "незнание". Незнание ведь это тоже какое-то знание, но отличное от нужного, а не незнание как у табуретки..
Возникновение других четасик требует дживитиндрию как силу-причину. Без нее они не возникнут. Соответственно устранением Дживитиндрийя-четасики вроде бы логично достигается прекращение всех остальных.
Для самскары устранения дживитендрии нужна дживитенрия. И чем сильнее желание, подгребая под это кучу воспоминаний-виттхи - тем больше функция у дживитендрии. И таким образом вы впадете в два непрекращающихся процесса увеличения или уменьшения. Вот и вся ваша теория про круглый 2д треугольник. Бред на бреде сидит и бредом погоняет.
Кст, в самскарах не раскрыта тема воображения. Ум начинается с веданы - оценки чего-либо по шкале +\-\0. Может быть образные представления какой-нибудь тонкой рупой считались или в самджню запихивались.
"6. Дживитиндрийя-четасика – жизненная сила, элемент, поддерживающий существование сопутствующих дхамм. Хотя само существование продолжается лишь мгновение, оно требует соответствующей силы-причины (индрийя-паччайя). Эта дхамма контролирует (индрийя) жизнь психических элементов посредством ее поддержания (дживита), подобно тому, как рупа-дживитиндрийя поддерживает и контролирует физическую, телесную жизнь от зачатия до смерти-перерождения."
https://www.dhamma.ru/lib/dhammas.htm
Ага, вот в уме отношения понятий нематериальные, а потом вдруг ИРЛ ЖИЗНЕННАЯ СИЛА Это обозначение скорости или медленности процессов познания. На что у вас время влияет, если это измерение скорости изменений каких-либо явлений? Что "поддерживает"? Это фигура речи только. Нет такой силы ВРЕМЯ. Так и с дживитендрией мифической. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Крч какой то барон Мюнхгаузен, сам себя вытаскивающий из болота, вместо некоторых тхеравадинов сидит. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы