Друзья, поделитесь своими соображениями о сказанном в 311 строфе Дхаммапады, прокомментировав ее:
"Как трава куса, если за нее неумело ухватиться, режет руку,
так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести, увлекает в ад".
По всей видимости эти строфы против лицемеров в рясах отшельников. То есть когда внешне правила соблюдаются, есть напускная мудрость, а внутренне человек переполнен желаниями, честолюбием и т.д.
Так как с листьев куса в те времена ели пищу отшельники, то аналогичная по смыслу строфа, но уже без обещаний ада:
70. Пусть глупец месяц за месяцем ест пищу с кончика травинки куса,
все-таки он не стóит и шестнадцатой части тех, кто знает дхамму. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
№512784Добавлено: Сб 02 Ноя 19, 08:44 (5 лет тому назад)
Если начать вести отшельническую жизнь с неподобающей предварительной подготовкой, то могут всплыть многочисленные скрытые склонности, которые под гнётом "отшельничества" превращаются в одержимость и ведут к неблагим заслугам вплоть до адов. _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».
Так как с листьев куса в те времена ели пищу отшельники, то аналогичная по смыслу строфа, но уже без обещаний ада:
70. Пусть глупец месяц за месяцем ест пищу с кончика травинки куса,
все-таки он не стóит и шестнадцатой части тех, кто знает дхамму.
Ест "с кончика травы куса" в данной строке - это палийский фразеологизм, означающий "очень мало", так как у этой травы очень узкие листы, у нас аналогичная трава того же рода повсюду растет. Т.е. эта строфа о другом: про аскетов, усердствующих в самоистязающей аскезе, в частности в голодании, и хотя эти аскеты достойны уважения за свою силу воли, но знание Дхаммы намного лучше, так как ведет к освобождению. А второй слой смысла такой, что не стоит пренебрегать изучением Дхаммы.
Kusa.jpg
Описание:
Размер файла:
273.86 KB
Просмотрено:
1664 раз(а)
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Сб 02 Ноя 19, 09:03), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: СлаваА
№512786Добавлено: Сб 02 Ноя 19, 08:52 (5 лет тому назад)
Если практик ведёт отшельническую жизнь не знаязачем конкретно это делает, тоесть если его сотрудничество основанное на жажде злобе или неведении , то в грубой форме (человек желает славы, даны, не желает что то, или просто не знает зачем он это делает) это ведёт в Ад.
Например Виная запрещает монахам практиковать дополнительные аскетические правила из какой либо другой мотивации чем борьба со своими конкретными килесами... Например монах привязанный к жизни в монастыре, поняв это может уйти в лес жить под дерево, монах привязанный к еде может взять правило есть всё из чаши и за один присест и тд.
Также и с мирянами, если человек уходит в затвор не зная что с этим делать и над чем работать, чего ожидать. Если его ум не крепок достаточно чтобы противостоять потоку килес которые видны в полный рост, если он не владеет Правильным Усилием и Самадхи - то этот поток килес может смыть его в Ад. Имхо. _________________ Нравственность (sila) - это великая щедрость
Собранность (samadhi) - это великое счастье
Мудрость (panna) - это великая свобода
Так как с листьев куса в те времена ели пищу отшельники, то аналогичная по смыслу строфа, но уже без обещаний ада:
70. Пусть глупец месяц за месяцем ест пищу с кончика травинки куса,
все-таки он не стóит и шестнадцатой части тех, кто знает дхамму.
Ест "с кончика травы куса" в данной строке - это палийский фразеологизм, означающий "очень мало", так как у этой травы очень узкие листы, у нас аналогичная трава того же рода повсюду растет. Т.е. эта строфа о другом: про аскетов, усердствующих в самоистязающей аскезе, в частности в голодании, и хотя эти аскеты достойны уважения за свою силу воли, но знание Дхаммы намного лучше, так как ведет к освобождению. А второй слой смысла такой, что не стоит пренебрегать изучением Дхаммы.
Да, поесть с кончика травы куса символизирует акт аскетизма, то есть в том числе отречения от мирского. И думаю, что подразумевалось сравнение не с теми кто изучает Дхамму, а с теми кто знает Дхамму, то есть с арахантами. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Да, поесть с кончика травы куса символизирует акт аскетизма, то есть в том числе отречения от мирского. И думаю, что подразумевалось сравнение не с теми кто изучает Дхамму, а с теми кто знает Дхамму, то есть с арахантами.
Я думаю, что обо всех Арьях. Сотапанна уже знает Дхамму.
Если начать вести отшельническую жизнь с неподобающей предварительной подготовкой, то могут всплыть многочисленные скрытые склонности, которые под гнётом "отшельничества" превращаются в одержимость и ведут к неблагим заслугам вплоть до адов.
Я также думаю. Поэтому Путь и даётся в суттах по порядку, сначала - нравственность, нацеленность на благое.
Если начать вести отшельническую жизнь с неподобающей предварительной подготовкой, то могут всплыть многочисленные скрытые склонности, которые под гнётом "отшельничества" превращаются в одержимость и ведут к неблагим заслугам вплоть до адов.
Я также думаю. Поэтому Путь и даётся в суттах по порядку, сначала - нравственность, нацеленность на благое.
Друзья, поделитесь своими соображениями о сказанном в 311 строфе Дхаммапады, прокомментировав ее:
"Как трава куса, если за нее неумело ухватиться, режет руку,
так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести, увлекает в ад".
По всей видимости эти строфы против лицемеров в рясах отшельников. То есть когда внешне правила соблюдаются, есть напускная мудрость, а внутренне человек переполнен желаниями, честолюбием и т.д.
Нет (хотя так многие думают и часто на этом строят свои претензии к бхиккху моего типа).
Здесь не о лицемерии, а скорее о безответственном отношении к Правилам и злоупотреблении процедурами. 3десь есть предыстория:
Однажды был бхиккху, который испытывал раскаяние за то, что невольно подстриг траву. Он рассказал об этом другому бхиккху. Тот был безрассудным и упрямым по своей природе, и он не особо задумывался о совершении мелких проступков. Поэтому он ответил первому бхиккху: «Стрижка травы - очень незначительное преступление; если вы просто признаетесь другому бхиккху, вы автоматически освобождаетесь от ответственности. Не о чем беспокоиться». Сказав это, он продолжил выкорчевать траву обеими руками, чтобы показать, что он очень мало думает о таких тривиальных преступлениях. Когда Будде сказали об этом, он сделал выговор этому безрассудному, упрямому бхиккху. Прочитал строфы 311-313.
Я встречал такое отношение в Таиланде, один знакомый бхиккху считал реально себя строгим винайным монахом, при этом он знаток пали и носит титул. Его спросили, мол, но ты же деньги используешь, а он ответил примерно то же, что и герой Комментария, мол "Ну я же делаю признания". _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Сб 02 Ноя 19, 12:06), всего редактировалось 1 раз
Например Виная запрещает монахам практиковать дополнительные аскетические правила из какой либо другой мотивации чем борьба со своими конкретными килесами... Например монах привязанный к жизни в монастыре, поняв это может уйти в лес жить под дерево, монах привязанный к еде может взять правило есть всё из чаши и за один присест и тд.
Так обычно в Правилах не формулируют. Правила - это юридический документ, либо там что то можно, либо нельзя, иногда можно, если есть смягчающие обстоятельства, иногда есть отдельные оговорки для специфических случаев и разных категорий людей. Потому мне кажется, что вы это выдумали, приведите пожалуйста текст из Винайи, запрещающий дхутианга тем, кто не правильно мотивирован.
У меня например другая информация, 13 духтанг разрешены любому бхиккху, кроме, возможно, некоторых категорий, и каких то особых случаев, о которых я мог позабыть. Но неверную мотивацию слишком трудно доказать, что б создаать формальный запрет.
p.s. Уточнил. Мирянам, саманери, саманерам и бхиккхуни разрешены не все дхутанги. И это именно безусловный запрет, он не зависит от мотиваций. Про мирян - это на уровне рекомендации, инфа постканоническая (Upāsakajanālaṅkāra), у мирян нет Винайи.
Если начать вести отшельническую жизнь с неподобающей предварительной подготовкой, то могут всплыть многочисленные скрытые склонности, которые под гнётом "отшельничества" превращаются в одержимость и ведут к неблагим заслугам вплоть до адов.
А какова по-вашему надлежащая предварительная подготовка? Я лично не могу себе предстаивть что либо, что помогло мне легче переносить тяготы формальных запретов, и в этом я вижу свой смысл, это и не должно быть легко. Скрытые склонности вылезают практически у всех, если только в сангху не пришёл готовый Арийа, собственно во многом и стригутся, что б обнаружить проблемные черты, выявить и начать преодолевать.
Если рассуждать как вы, то разумно было бы введение промежуточных каких то санов, сроков и контрольных замеров, но Будда и ученики сразу посвящали мирян в бхиккху, и не все из них были успешны. У нас есть только саманеры, как условная необязательная подготовительная стадия, но нет, скажем, бхиккху с половиной правил, с четвертью и тд. Считается, что монах входит в сангху и уже сразу готов тренировать себя по Винайе, даже находясь под Ниссайа, на него всё равно распространяются все Правила без исключения, вся Винайа, а не какая-либо лайтовая её версия.
P.S. Испытательный срок есть у кандидаток в бхиккхуни, но он, по-моему, связан с возможной беременностью и вскармливанием, привнесёнными из мирской жизни, а не с какой-то специальной подготовкой ума. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Сб 02 Ноя 19, 13:30), всего редактировалось 4 раз(а) Ответы на этот пост: Nwad
Например Виная запрещает монахам практиковать дополнительные аскетические правила из какой либо другой мотивации чем борьба со своими конкретными килесами... Например монах привязанный к жизни в монастыре, поняв это может уйти в лес жить под дерево, монах привязанный к еде может взять правило есть всё из чаши и за один присест и тд.
Так обычно в Правилах не формулируют. Правила - это юридический документ, либо там что то можно, либо нельзя, иногда можно, если есть смягчающие обстоятельства, иногда есть отдельные оговорки для специфических случаев и разных категорий людей. Потому мне кажется, что вы это выдумали, приведите пожалуйста текст из Винайи, запрещающий дхутианга тем, кто не правильно мотивирован.
У меня например другая информация, 13 духтанг разрешены любому бхиккху, кроме, возможно, некоторых категорий, и каких то особых случаев, о которых я мог позабыть. Но неверную мотивацию слишком трудно доказать, что б создаать формальный запрет.
p.s. Уточнил. Мирянам, саманери, саманерам и бхиккхуни разрешены не все дхутанги. И это именно безусловный запрет, он не зависит от мотиваций. Про мирян - это на уровне рекомендации, инфа постканоническая (Upāsakajanālaṅkāra), у мирян нет Винайи.
Для того чтобы было защитано нарушение имеются разные факторы, такие как : объект, мотивация, усилие и тд.
То что я сказал было взято из книги Тханнисаро Бхиккху который описывает каждое правило основываясь на ращных источниках : предисториях, комментариях и тд. Советую прочитать кстати... _________________ Нравственность (sila) - это великая щедрость
Собранность (samadhi) - это великое счастье
Мудрость (panna) - это великая свобода
Для того чтобы было защитано нарушение имеются разные факторы, такие как : объект, мотивация, усилие и тд.
Это другое, речь о мысленной решимости совершить неблагое, например воровство, оно сперва в голове, потом в руках, если что-то взято машинально то воровства нет, или нарушение классом ниже, так как не было намерения украсть. В случае дхутанг ничего такого нет, они разрешены всем бхиккху, вне зависимости от мотивов.
То что я сказал было взято из книги Тханнисаро Бхиккху который описывает каждое правило основываясь на ращных источниках : предисториях, комментариях и тд. Советую прочитать кстати...
Цитату пожалуйста, не прикидывайтесь снобом, это известная книга и найти точную цитату бесспорно вам не составит труда: Где в Винайе запрет на дхутанги при ненадлежащей мотивации. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Сб 02 Ноя 19, 13:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Nwad
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
№512804Добавлено: Сб 02 Ноя 19, 12:49 (5 лет тому назад)
Впрочем я сам засомневался и, поискав, нашёл, где Тханиссаро упоминает одну комментаторскую дуккату (то есть это не Винайа, это постканон). См. ниже цитату. Но тут речь о показухе, а не о вреде аскез для некрепкого ума. Показуху нетрудно выявить стороннему наблюдателю. И даже эту дуккату, не зря она комментаторская, трудно вычислить точно, ведь мотив может быть смешанный, или он меняется по часам, то такой, то сякой. Если некто пошёл пиндапату с мотивом благородным, но понимает, что миряне будут восхищены. Плохо это или хорошо? Тонкая грань.
Ниже, там же, Тханиссаро приводит список ненаказуемых причин для дхутанги, тоже постканонический, к слову. Под формулировку "Будда поощрял..." там можно подверстать любой посыл, даже потенциальный почёт мирян.
Тханиссаро в BMC-1 пишет:
Особые случаи в Винита-ваттху:
...
2) Монахи, надеясь заслужить почёт со стороны мирян, занимаются особыми видами практики. В Винита-ваттху даются такие примеры: жить в лесу, ходить за подаянием, сидеть, стоять, ходить и лежать (видимо медитируя в течение долгого времени). Этот список мы можем продолжить, включив в него аскетические практики "дхутанга", вегетарианство и подобное, дабы произвести впечатление.
Эти поступки расценивается как нарушение класса "дукката".
Поскольку данная оценка может произвести ошибочное впечатление, что монах не должен принимать "дхутанги" или медитировать долгое время в сидячей и других позах и т.п., в комментарии даётся список не заслуживающих порицания оснований для жизни в лесу: понимание, что жизнь в деревне приводит к беспокойству ума; желание уединения; желание достичь ступени Араханта; размышление о том, что Будда восхвалял жизнь в безлюдной местности; желание быть хорошим примером для друзей по монашеской жизни.
Монах, принимающий практики "дхутанга" на основании этих или подобных мыслей, не считается совершившим нарушение.
_________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Сб 02 Ноя 19, 14:25), всего редактировалось 6 раз(а)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы