№541873Добавлено: Чт 11 Июн 20, 22:19 (5 лет тому назад)О пользе трех ядов
В буддизме существует понятие клеш - аффектов загрязняющих сознание. Их полный список достаточно длинный, но выделяют три базовых - привязанность (страсть, рага), отвращение (гнев, двеша) и неведение (моха). Иногда еще их называют ядами. И существует представление о том, что необходимо избавляться от этих аффектов. Но в этой установке мне видится очень серьезное заблуждение.
Сразу отмечу, что заблуждение для людей которые буддизм воспринимают как источник методик помогающих жизни, а не сосредоточившихся на стремлении "покинуть сансару" чем бы последняя не являлась.
В чем заблуждение и какая польза может быть от этих трех клеш. Само понятие пользы и вреда неотделимо от привязанности и отвращения. Распознаешь что-то как хорошее и полезное - это корень привязанности, как плохое и вредное - отвращения. Мне тут могут возразить, что возможно спокойное осознание чего-то благим, например восьмеричного пути, и это будет совсем не страсть и привязанность. Но это самообман. Для того, чтобы следовать предписаниям буддийского пути или любого другого необходима привязанность к нему. Различие между страстью например к обогащению, к алкоголю и к буддийскому учению связано с различием объектов. Отрицательные последствия кстати возможны и от того, и от другого. Также может быть различие в интенсивности влечения к чему-либо, однако это все равно будет континуум одного и того же явления.
То же самое касается и отвращения (гнева). Для того чтобы двигаться куда-то, необходимо направление куда хочешь идти, и направление куда не хочешь.
Сложнее обосновать пользу неведения. С одной стороны безусловно понимание истинного положения вещей лучше иллюзий. Но для того чтобы совершать какие-либо действия, необходим ограниченный фокус сознания - т.е. неведение относительно каких-то аспектов бытия своего или других людей.
№541880Добавлено: Пт 12 Июн 20, 00:07 (5 лет тому назад)
Польза неведения объяснена непонятно. В отношении "пользы" других клеш мне видится, что пользой признаётся осознанное различение аспектов влечения и отвращения. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Польза неведения объяснена непонятно. В отношении "пользы" других клеш мне видится, что пользой признаётся осознанное различение аспектов влечения и отвращения.
Невозможно в каждый момент времени осознавать все происходящее и при этом совершать какие-то действия. Потому что осознание всего приведет к слишком большому беспокойству и рассеянности внимания. Всегда есть проблемы, если не свои личные, то проблемы других людей. Чтобы сосредоточиться на решении одной, надо на время убрать из поля зрения другие. Также незнание точного результата действий заранее позволяет их совершать. Если точно известно какой будет результат, то пропадает интерес и мотивация к действию.
Осознанное различение аспектов влечения и отвращения полезно. Но и сами по себе они полезны тоже, несмотря на омрачающее действие.
№541890Добавлено: Пт 12 Июн 20, 10:10 (5 лет тому назад)
muscardin
Вы мыслите осознанность как некое статичное состояние сознание, при котором невозможны какие-либо действия?
Как вы понимаете наставление мастера Джошу (https://tricycle.org/magazine/wash-your-bowl/)?
К мастеру пришёл монах и попросил дать ему наставление в Дхарме.
- Ты уже ел? - спросил учитель.
- Да, - кивнул ученик.
- Тогда иди мой свою чашку. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№541894Добавлено: Пт 12 Июн 20, 11:13 (5 лет тому назад)
У православных анахореты, кстати, называются стяжателями святого духа и обоженными, т. е. опьянёнными божественным, при так называемом трезвении к мирскому.
muscardin
Вы мыслите осознанность как некое статичное состояние сознание, при котором невозможны какие-либо действия?
Как вы понимаете наставление мастера Джошу (https://tricycle.org/magazine/wash-your-bowl/)?
К мастеру пришёл монах и попросил дать ему наставление в Дхарме.
- Ты уже ел? - спросил учитель.
- Да, - кивнул ученик.
- Тогда иди мой свою чашку.
Осознанность в бытовом смысле возможна именно благодаря тому что из фокуса внимания убирается множество вещей, т.е. относительно них возникает неведение. Невозможно одновременно работать за компьютером и осознавать полностью то как для него добывают колтан на рудниках, где-то идет война, и так далее.
Идея "трёх ядов" как пути более-менее развита в ваджраяне, где деваты алчны, жестоки и по-наркомански равнодушны.
Это не то. Я о пользе ограниченного количества ядов, а не экстремумов.
То, то.
И не то, и не то. Немного яда нужно оставить, иначе желчь застоится и перестанет вырабатываться в нужном, полезном объёме, что приведёт к развитию холецистита. Лучше оставить немного ненависти к иноверцам и варварам.
Оно хорошо вписывается, когда думают, что жизнь одна, а сознание есть производное от белковых тел, как св-во опьянять от брожения ягод (с). В таком случае не париться приятнее. Можно даже кого-нибудь грохнуть заради профитов. С буддийской т.з., приятность и профиты - это не окончательный результат поступков, а - промежуточный. А вот рождение среди оболванивающих друг друга агрессивных дураков (а потому - нищих), в опасной для жизни среде, - вот это результат таких поступков.
Для того, чтобы следовать предписаниям буддийского пути или любого другого необходима привязанность к нему.
Проблема у вас в том, что вы не знаете слов. Банально как что и почему называется. Из-за этого не различаете разницы между явлениями. Из-за этого считаете, что "все одно". Уже постил на этом форуме разбор от Васубандху, по поводу жажды и Учения. У жажды свои объекты и свое знание. Обсуждается то не "почувствовалось" в вакууме, а явление в своих взаимосвязях. С сознанием в т.ч. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы