Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ум и психика.

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

431874СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 22:18 (6 лет тому назад)    Ум и психика. Ответ с цитатой

На сколько уместно отождествлять ум и психику? Скажем, визуализируя  определённую вещь, мы представляем её в уме, воображение в свою очередь является психической активностью. И если принять такую установку, то не является узнавание природы ума(психики) актом схожим с шиваизмом, как осознании себя в качестве бессмертной души. Какое место тогда будет занимать Будда, как некая более глубокая часть психики? Если такое отождествление невозможно, то почему? Где разница между психикой и умом?

Ответы на этот пост: ТМ, Серж, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Паромщик
Гость


Откуда: Moscow


432142СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 02:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не вдавайтесь в иллюзии размышлений.
Пусть Ваша практика будет прямой, бросьте сомнения.

Что Вы делаете прямо сейчас?
Только это направление и так целую вечность.
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12619

432145СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 03:12 (6 лет тому назад)    Re: Ум и психика. Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
На сколько уместно отождествлять ум и психику? Скажем, визуализируя  определённую вещь, мы представляем её в уме, воображение в свою очередь является психической активностью.

Не изобретайте, пожалуйста, своих терминов. Запутаетесь. Такую классификацию не поднять. Можно, как пример этого, про психологию почитать.

Nihilanth пишет:
И если принять такую установку, то не является узнавание природы ума(психики) актом схожим с шиваизмом, как осознании себя в качестве бессмертной души.

Мирской ум умирает каждый раз, как меняет тему или каждый раз, как появляется новая мысль, импульс. Не очень похоже на бессмертие. Если вы скажете, что он и возрождается каждый раз, то я отвечу, что он возрождается в большинстве случаев как крокодил, собака, человек, напрвляющийся в нижние миры и прочее. Т.о. бессмертие еще хуже, чем исчезновение, т.к. ничего не заканчивается, а является топливом для следующего витка страданий. Это один из способов объяснения природы, хотя в ТБ под ней, скорее всего, понимается только Дхармическая последовательность. Она называется бессмертием, потому что этот процесс не заканчивается, ввиду того, что срабатывают отпечатки из прошлых жизней, потому что не ведет в нижние миры. По идее, это надо чтобы лама сказал во время посвящения, т.к. при соответствующей обстановке вероятность что вы поймете гораздо больше.

Nihilanth пишет:
Какое место тогда будет занимать Будда, как некая более глубокая часть психики? Если такое отождествление невозможно, то почему? Где разница между психикой и умом?

У нас нигде будды нет в психике или в уме. Как у дурака нигде не спрятан умный в глубине. Но потенциально дурак может стать умным.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Nihilanth, Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432152СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 07:40 (6 лет тому назад)    Re: Ум и психика. Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
На сколько уместно отождествлять ум и психику? Скажем, визуализируя  определённую вещь, мы представляем её в уме, воображение в свою очередь является психической активностью.

Не изобретайте, пожалуйста, своих терминов. Запутаетесь. Такую классификацию не поднять. Можно, как пример этого, про психологию почитать.

Nihilanth пишет:
И если принять такую установку, то не является узнавание природы ума(психики) актом схожим с шиваизмом, как осознании себя в качестве бессмертной души.

Мирской ум умирает каждый раз, как меняет тему или каждый раз, как появляется новая мысль, импульс. Не очень похоже на бессмертие. Если вы скажете, что он и возрождается каждый раз, то я отвечу, что он возрождается в большинстве случаев как крокодил, собака, человек, напрвляющийся в нижние миры и прочее. Т.о. бессмертие еще хуже, чем исчезновение, т.к. ничего не заканчивается, а является топливом для следующего витка страданий. Это один из способов объяснения природы, хотя в ТБ под ней, скорее всего, понимается только Дхармическая последовательность. Она называется бессмертием, потому что этот процесс не заканчивается, ввиду того, что срабатывают отпечатки из прошлых жизней, потому что не ведет в нижние миры. По идее, это надо чтобы лама сказал во время посвящения, т.к. при соответствующей обстановке вероятность что вы поймете гораздо больше.

Nihilanth пишет:
Какое место тогда будет занимать Будда, как некая более глубокая часть психики? Если такое отождествление невозможно, то почему? Где разница между психикой и умом?

У нас нигде будды нет в психике или в уме. Как у дурака нигде не спрятан умный в глубине. Но потенциально дурак может стать умным.

Какие термины Вы имеете ввиду?

Разве природа ума и природа Будды не одно и тоже?

P.S Почему-то некоторые сообщения пропадают.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

432153СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 07:58 (6 лет тому назад)    Re: Ум и психика. Ответ с цитатой

... Но потенциально дурак может стать умным.

Не может. И вот почему - структура его полей коры головного мозга, и их размеры уже сформированы при рождении и не могут быть изменены. Поля головного мозга отвечающие за аналитическое мышление (а вы эту способность считаете видимо признаком умности) уже сформированы и останутся такими навсегда. Если эти поля не достаточно развисты, то останутся такими навсегда. Такова природная эволюционная вариативность выживаемости - может шибко умные (и потому трусливые) не будут выживать по сравнению с упрощенно глупыми смелыми.
 Такой человек со слабым аналитическим умом может стать художником, музыкантом и тд если у него развиты зрительные или слуховые поля, или стать гением человеческого общения и тогда его назовут мудрым. Но он не будет именно умным. Clever man, smart man.
 Если только не имел место случай "золушки" - когда изначально потенциально умный человек в силу социальных причин оказался не развитым, но попадя в благоприятные социальные условия быстро развился. Именно это имело место в начале 20го века, когда масса людей получала резко доступ к образованию - многие из них становились учеными, инженерами. И создавалась такая иллюзия, что мол если поместить ЛЮБОГО человека в благоприятные образовательные условия, то он непременно станет умным, как будто мозг каждого человека одинаков по своей структуре. Так вот он НЕОДИНАКОВ. Если бы сложность мозга, которая сформирована уже при рождении, выражалась например в росте, то мы наглядно бы видели насколько один человек отличается от другого - один бы был сантиметров 20, а другой 3 метра. Но мы этого не видим за черепной коробкой.
И к счастью есть множество других факторов и критериев для социального и личного успеха. Нет нужды всем быть непременно умными.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

432158СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 09:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth
Ум - это один термин, "природа ума" - другой, "природа Будды" - третий, "психика" - четвёртый. Все четыре из разных классификаций и даже направлений мысли.
Ум - это mano|manas, а manas это не Buddha.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nihilanth
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432160СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 09:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nihilanth
Ум - это один термин, "природа ума" - другой, "природа Будды" - третий, "психика" - четвёртый. Все четыре из разных классификаций и даже направлений мысли.
Ум - это mano|manas, а manas это не Buddha.

Да, но неужели нельзя провести аналогию между некоторыми терминами, найти аналоги в западном мышлении? Ведь не смотря на различные концепции, все сталкиваются с одними и теми же феноменами. При описании ума восточные мыслители порой используют метафоры, отчего и возникает недопонимание, как скажем "Согласно тантре, изначальная природа ума абсолютно чиста. Для этой чистой природы используется термин «ясный свет».". (Цитата взята из выступления Далай Ламы). С умом и его действиями мы взаимодействуем, значит он составляет некоторую часть человеческого существа, но что это за часть? Как его распознать без должного понятийного аппарата?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

432163СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 09:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth
Согласен с вами в том, что между современной и древней терминологией можно (и даже порой нужно) провести аналогии.
Какую аналогию с терминами из современной психологической теории (любой - возьмите ту, которую вы знаете на 4+ или хотя бы на "твёрдую четвёрку") вы проведёте с древним понятием "изначальная природа ума" или со средневековым понятием "ясный свет чистого ума"?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nima, Nihilanth
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

432166СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 10:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nihilanth
Согласен с вами в том, что между современной и древней терминологией можно (и даже порой нужно) провести аналогии.
Какую аналогию с терминами из современной психологической теории (любой - возьмите ту, которую вы знаете на 4+ или хотя бы на "твёрдую четвёрку") вы проведёте с древним понятием "изначальная природа ума" или со средневековым понятием "ясный свет чистого ума"?

Для начала нужно разобраться что такое ясный свет, что под этим подразумевается? Чтобы искать современные аналогии, надо иметь хорошее знание предмета, например как Эмпириокритик в отношении палийской традиции. Ну а в данном случае надо иметь хорошее знание в отношении данных традиций, где говорят о ясном свете. Терентьев про ясный свет интересно отметил: "Природа ума является ясным светом в роли объекта, другими словами, пустоты, и что ясный свет также является умом в смысле обладания определяющими характеристиками ума, то есть ясностью и сознаванием (подразумевается познание/знание - примечание мое)". А вот что утверждает Далай-лама в "Гарвардских лекциях": "Не будь предшествующего потока сознания, не могло бы быть и порождения сознания в качестве ясности и познающей способности. Посему установлено, что без предшествующего ума последующий ум не может быть порожден. В этой связи также установлено, что сознание не имеет начала и поток индивидуального сознания бесконечен. Однако в учении школы Вайбхашика говорится, что когда Будда вступил в великую нирвану, поток его сознания угас. Нагарджуна логически опроверг это утверждение, заметив, что если, по мнению вайбхашиков, нирвана есть пресечение потока скандх, то к моменту достижения нирваны ее будет некому достигать, и, напротив, пока существует личность, нирваны быть не может; а если это так, то, следовательно, нирвана недостижима. Таким образом, Нагарджуна доказал, что смысл нирваны заключается в другом. И главное здесь то, что поток сознания никогда не прерывается". Аркадий Щербаков писал: "У непрерывности нет ни начала, ни конца (это он пишет про поток ума). Есть еще пробужденный ум будд, который также непрерывен, как и сансара... Корреляция между сансарным умом и пробужденным умом – сложнейший процесс, непостижимый для логики и философии". Кстати тут можно вспомнить и слово "тантра", переводимое как "непрерывность", "нить".


Последний раз редактировалось: Nima (Пт 27 Июл 18, 10:49), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Анабхогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

432168СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 10:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
По моему каждая психологическая школа вводила и разрабатывала свои термины для феноменов психики. Некоторые школы стали авторитетными и поэтому их термины более распространены среди психологов. Средневековые и более древние термины не могут быть восприняты без понимания соответствующей им доктрины целиком. А для этого нужно не слабо погрузится и изучить. А оно им (психологам) может быть и не надо. Зачем погружаться в древние религиозно-философские дебри? Это потянет за собой необходимость сравнительного анализа философий разных школ, а внутри и отдельных комментаторов. На это и жизни не хватит. Хотя конечно кто то может удачно выхватить жемчужину. И основать на ее основе оригинальную школу осовременив какую нибудь древность. Если к тому же есть еще и спрос на экзотику.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

432171СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 10:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nima
Ну, вот видите, как интересно вы уже кое-что разложили и сопоставили.
Итак, уже из вашего небольшого анализа видно, что поскольку сознание не имеет начала и поток его бесконечен (это приведённые вами слова Далай Ламы), то это означает, что никакого изначального сознания быть не может в принципе! Следовательно, мы должны сделать вывод, либо адепты дзогчен учат чему-то небуддийскому, либо что выражением "изначальное сознание" обозначается нечто другое, не некое сознание, стоящее в начале всего.
Полагаю, что верную подсказку нам должно дать слово "чистое" - то есть говорится о сознании, что оно "изначально чисто", незагрязнено (самсарными нечистотами). Вот это уже легче сопоставить с известными нам в западной мысли понятиями. Первое, что приходит на ум - "душа человеческая изначально чиста", "детская душа безгрешна". Но это, как я полагаю, не совсем правильная коннотация, и на её неточность указывает нам ещё одна подсказка - "природа ума является ясным светом в роли объекта - пустоты" (это ваша цитата из Терентьева).
Таким образом, становится понятно, что "изначальная чистота сознания" - это скорее tabula rasa. Впрочем с "безрешностью души" это всё равно коррелирует, так как понятием tabula rasa античные философы обозначали как раз "изначальное состояние души человека", то есть, по сути, то самое "изначально чистое сознание".
И вот тут нам становится немного понятнее, как сопоставить тибетское с латинским - и увидеть, что адепты дзогчен говорят о том, что душа человеческая в самой своей сущности остаётся чистой и незапятнанной (самсарными загрязнения - асавами), подобно тому, как свет это масляной лампы не загрязнён теми масляными и другими нехорошими пятнами, что налипли на стекло киросинки. Не трудно понять, что учение о раскрытии "изначально чистого ясного света сознания" - это тибето-индийский эквивалент европейских учений о "изначальной чистоте души" и о том, что душа каждого человека есть творение божественное и потому изначально исполненное благодати.
И точно так же, как тибето-индуисты учат, что все беды - это следствия (следы, тени) самсарных загрязнений, что закрывают или искажают ясный свет, исходящий из Великой Пустоты, точно так же западные теософы говорят о том, что все беды человеческие - от греха, что загрязняет изначально чистую душу, и чем больше и чем тяжелее грехи эти, тем труднее благодати пребывать в сердце человека, и тем тяжелее и черствее становится его сердце...
Ну, вот как-то так.
А про непостижимость корреляции между бесконечностями самсары и нирваны - ну, так эта непостижимость не бесконечна, я вас уверяю. Smile

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 27 Июл 18, 11:02), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

432172СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 11:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:

Средневековые и более древние термины не могут быть восприняты без понимания соответствующей им доктрины целиком. А для этого нужно не слабо погрузится и изучить.
Да, чтобы найти правильные сопоставления, придётся погружаться - без этого никак. Без этого так и будешь плавать на поверхности или плескаться в "лягушатнике".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432176СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 11:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nihilanth
Согласен с вами в том, что между современной и древней терминологией можно (и даже порой нужно) провести аналогии.
Какую аналогию с терминами из современной психологической теории (любой - возьмите ту, которую вы знаете на 4+ или хотя бы на "твёрдую четвёрку") вы проведёте с древним понятием "изначальная природа ума" или со средневековым понятием "ясный свет чистого ума"?

Я бы не стал прибегать к современной психологии, мне кажется в данном случае будет более уместно обратиться к "бытовым" представлениям, как наиболее широким с одной стороны и как более понятным простому языку с другой. Конечно, в таком случае нельзя дать строгой научной дефиниции, однако можно будет выстроить дальнейшую цепь рассуждений. Умом можно обозначить всю ментальную(психическую) деятельность, начиная от физиологических ощущений представленных в сознании, заканчивая воображением и мышлением. Под природой ума можно понимать основу ментальных явлений, то что является фактором, которых их порождает.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

432179СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 11:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
Горсть листьев пишет:
Nihilanth
Согласен с вами в том, что между современной и древней терминологией можно (и даже порой нужно) провести аналогии.
Какую аналогию с терминами из современной психологической теории (любой - возьмите ту, которую вы знаете на 4+ или хотя бы на "твёрдую четвёрку") вы проведёте с древним понятием "изначальная природа ума" или со средневековым понятием "ясный свет чистого ума"?
Я бы не стал прибегать к современной психологии,
Ну, вы же сами предложили найти аналогии с современной научной терминологией. Окей. Как пожелаете...
Nihilanth пишет:

мне кажется в данном случае будет более уместно обратиться к "бытовым" представлениям, как наиболее широким с одной стороны и как более понятным простому языку с другой. Конечно, в таком случае нельзя дать строгой научной дефиниции, однако можно будет выстроить дальнейшую цепь рассуждений.
Но вы же вот дальше совсем не бытовыми понятиями оперируете:
Nihilanth пишет:

Умом можно обозначить всю ментальную(психическую) деятельность, начиная от физиологических ощущений представленных в сознании, заканчивая воображением и мышлением. Под природой ума можно понимать основу ментальных явлений, то что является фактором, которых их порождает.
Я уже выше предложил использовать аналогии не из научной парадигмы мышления (так как с ней у большинства большие проблемы), а из религиозно-бытовой (то есть, использовать понятия, бытующие в религиозной среде), так как они действительно широко распространены в речи и в общем понятны.
И вот, вы предлагаете по сути... назвать природой ума - Душу! Которая "дана человеку свыше". Не так ли? Основа ментальных явлений - это круто звучит, но вы же про Душу говорите, не так ли?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

432180СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 11:49 (6 лет тому назад)    Re: Ум и психика. Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
На сколько уместно отождествлять ум и психику? Скажем, визуализируя  определённую вещь, мы представляем её в уме, воображение в свою очередь является психической активностью. И если принять такую установку, то не является узнавание природы ума(психики) актом схожим с шиваизмом, как осознании себя в качестве бессмертной души. Какое место тогда будет занимать Будда, как некая более глубокая часть психики? Если такое отождествление невозможно, то почему? Где разница между психикой и умом?
Психика, соответствует нематериальным группам намарупы. В таком случае, ум будет относиться к психики как частное к общему.
П.с. Любую дхарму мы можем назвать бессмертной в ее абсолютном аспекте (т.е. как концепт).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.426) u0.018 s0.000, 18 0.019 [270/0]