Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ум и психика.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Анабхогин
Гость


Откуда: Novocherkassk


432184СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 12:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати тут можно вспомнить и слово "тантра", переводимое как "непрерывность", "нить".

Это странный перевод. Тантра изначально понималась как суть сутр. Тантра — ткацкий станок, сутры — ткани им производимые.
Наверх
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432185СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 12:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев

"Провести аналогию между некоторыми терминами, найти аналоги в западном мышлении". Я предлагал обращаться не к науке, а к западному образу мысли вообще, действительно он аффектирован наукой, но образ мышления как таковой куда шире, он включает и научные представления ,и философские. Например, в нем используются такие термины как материя, разум, сознание, жизнь и т.д.

Я не имею отношения к науке, но тем не менее приходиться пользоваться некоторыми терминами из этой сферы. Это издержки.

Я не занимаюсь апологией души, просто-напросто предложил дать первичное определение ума и шире раскрыть это понятие. Думаю ,что идея души является результатом психо-физического параллелизма, который закладывался еще в древности и от которого следует избавиться, ведь если речь заходит о Нирване, то в ней ,очевидно, не может быть никакого дуализма, но и сравнивать ее с Абсолютом некорректно. Таким образом мысль заходит в тупик.

Серж

Но ведь тогда совершенно не ясно, на каких основаниях так часто проводятся параллели между природой ума и Нирваной? Если он даже не охватывает всю сферу психического."Когда ум достигает "растворения", это означает, что он переходит в состояние "абсолютной пустоты" (шуньята), то есть совершенно освобождается от всех условностей. Это состояние можно назвать "трансцендентальным". Другими словами, ум достигает конечной реальности, становясь выше рождения и смерти, "я" и "не я", добра и зла."


Последний раз редактировалось: Nihilanth (Пт 27 Июл 18, 15:52), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

432186СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 12:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth, в палийской традиции тхеравада говорят что ниббана является объектом ума. Это сам ум и есть, у которого прекращена жажда, ниббана как угасание жажды, злобы, неведения. Тогда феноменоменами такого ума будут покой и благие качества. А Падмасамбхава говорит: "И сансара, и нирвана охвачены природой ума". В Шурангама сутре говорится: "Когда бешеный ум затихает наступает бодхи".

Дуализма никакого нет, а есть ум, если он свободен от цепляний, то это неомраченный ум, а ум не свободный от цепляний - это сансарный ум. Но это все один и тот-же ум. Хуэйхай говорил: "Когда ум запятнан привязанностью, присутствует вещественность; когда он свободен от пятен, присутствует невещественность".


Последний раз редактировалось: Nima (Пт 27 Июл 18, 13:09), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Анабхогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432187СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 13:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
Думаю ,что идея души является результатом психо-физического параллелизма, который закладывался еще в древности и от которого следует избавиться, ведь если речь заходит о Нирване, то в ней ,очевидно, не может быть никакого дуализма, но и сравнивать ее с Абсолютом некорректно. Таким образом мысль заходит в тупик.
Что ж, хорошо. Впрочем, я и предложил обратиться к обыденным понятиям (связанным как религиозной, так и с натур-философской традицией Европы), поэтому и спросил вас "не о Душе ли вы говорите". Вы сказали, что нет. Тогда уточните, пожалуйста, что же именно вы обозачили как "основу ментальных явлений, то что является фактором, которых их порождает"? Цитирую буквально, так как данное определение явно проводит различие между ментальными явлениями и некой основой этих явлений. При этом и то, и другое можно назвать умом, согласитесь: ум как умственное (ментальное - дхармы) и ум как основа этих явлений (мановиджняна).
Впрочем, если мы ищем аналогии в европейской традиции, то тогда мы должны выбрать между как минимум двумя парадигмами мышления:
1. Основой ментальных явлений является физическая материя - внешний мир, а ментальные явления - это отражение внешнего мира (сознание как функция отражения)
2. Основой ментальных явлений является метафизическая сущность - внешний мир является лишь условным (обусловленным) проявлением (активностью) этой сущности.
При этом надо постараться учесть, что для буддийской мысли свойственно, не отрицая этих парадигм мышления, не держаться как за единственно верную, ни за одну из них.
А в рассуждениях о Нирване следует учесть, что это - не "где-то там", не некое метафизическое пространство, где "растворяются души" или куда они отправляются/откуда они исходят.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 27 Июл 18, 13:05), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432188СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 13:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth, в палийской традиции тхеравада говорят что ниббана является объектом ума. Это сам ум и есть, у которого прекращена жажда, ниббана как угасание жажды, злобы, неведения. Тогда феноменом такого ума будет покой, благие качества. А Падмасамбхава говорит: "И сансара, и нирвана охвачены природой ума". В Шурангама сутре говорится: "Когда бешеный ум затихает наступает бодхи".

Дуализма никакого нет, а есть ум, если он свободен от цепляний, то это неомраченный ум, а ум не свободный от цепляний - это сансарный ум. Но это все один и тот-же ум. Хуэйхай говорил: "Когда ум запятнан привязанностью, присутствует вещественность; когда он свободен от пятен, присутствует невещественность".
Вот именно.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Анабхогин
Гость





432194СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 13:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth, в палийской традиции тхеравада говорят что ниббана является объектом ума. Это сам ум и есть, у которого прекращена жажда, ниббана как угасание жажды, злобы, неведения. Тогда феноменоменами такого ума будут покой и благие качества. А Падмасамбхава говорит: "И сансара, и нирвана охвачены природой ума". В Шурангама сутре говорится: "Когда бешеный ум затихает наступает бодхи".

Дуализма никакого нет, а есть ум, если он свободен от цепляний, то это неомраченный ум, а ум не свободный от цепляний - это сансарный ум. Но это все один и тот-же ум. Хуэйхай говорил: "Когда ум запятнан привязанностью, присутствует вещественность; когда он свободен от пятен, присутствует невещественность".

И чем такой ум отличается от ума существа арупалоки, которое свободно от всего, кроме собственного пространства?
Наверх
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432195СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 13:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев

В этом и состоит главный вопрос, что говоря об основе умственной деятельности напрашивается два варианта, в первом случае ум является порождением мозговой активности, а во втором случае предполагается некая сущность, т.е Атман. Думаю, надо учитывать достижения западноевропейской философии и ее отказ от метафизического мышления, Хайдеггера в частности. Наверное его интерес восточной мыслью не случаен. Если принять это всё к сведению, то ни первый, ни второй не вариант не ответят на этот вопрос. Тогда ум и природа ума тождественны, и он состоит из случайных действий и полностью хаотичен. Но где же тогда Нирвана? Если принять все вышесказанное, то бытие, понятое как поток существования, это, простите, за такую гиперболизацию, ад без начала и конца, а Нирвана лишь изменение своего отношения к действительности. Не знаю, уместно ли тут вспомнить лотос, как символ говорящий об этом, а может и о чем-то другом конечно.

Приведенная мною цитата взята из книги Судзуки "Введение в дзэн-буддизм", поэтому я ее и привел из-за противоречивости к буддийской мысли, потому как из этого отрывка создается впечатление, что ум - это метафизическая сущность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432198СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 13:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth, вы верно подметили, что зачастую высказывания дзенских мастеров выглядят как указание на некую метафизическую сущность. Условно это можно назвать "издержками стиля", так как если бы кто-то из них всерьёз бы стал постулировать Атман или нечто такое, то это было бы "отпадением от Дхармы". Так что всегда нужно помнить, что они используют метафорические и аллегорические приёмы - и это собственно и есть фирменная особенность их стиля.

А вот в этом вашем утверждении -
Цитата:
Тогда ум и природа ума тождественны, и он состоит из случайных действий и полностью хаотичен. Но где же тогда Нирвана?
я не вижу логической связи между "ум и природа ума тождественны" и "ум полностью хаотичен". Или вы хотите сказать, что "изначальная природа ума" - это хаос? Или вы не это имели в виду? Откуда тут вообще выпрыгнул этот "великий и ужасный Хаос"? Bugaga
Покажите мне, пожалуйста, вашу логику связи одного с другим.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432201СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 14:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев

Имелось ввиду, что ум состоит исключительно из продуктов его деятельности, ничем не контролируемыми кроме слепой случайности и причин лежащих далеко в прошлом, т.е кармы.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432208СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 14:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
Горсть листьев
Имелось ввиду, что ум состоит исключительно из продуктов его деятельности, ничем не контролируемыми кроме слепой случайности и причин лежащих далеко в прошлом, т.е кармы.
Продукты деятельности ума - четана и четасики.
Причины, лежащие далеко в прошлом - это семена той кармы, плоды которой мы пожинаем сейчас. Насколько глубоко это прошлое, зависит от того, насколько мелко мы мыслим.
Вера в то, что всё происходит по слепой случайности - заблуждение, происходящее в результате мелкости мышления. Будда дал ещё объяснение этому заблуждению как воззрению, не имеющему никакой пользы и потому ненужному и вредному.
Итак, откуда выпрыгнул великий и ужасный хаос?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nihilanth
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432215СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 15:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nihilanth пишет:
Горсть листьев
Имелось ввиду, что ум состоит исключительно из продуктов его деятельности, ничем не контролируемыми кроме слепой случайности и причин лежащих далеко в прошлом, т.е кармы.
Продукты деятельности ума - четана и четасики.
Причины, лежащие далеко в прошлом - это семена той кармы, плоды которой мы пожинаем сейчас. Насколько глубоко это прошлое, зависит от того, насколько мелко мы мыслим.
Вера в то, что всё происходит по слепой случайности - заблуждение, происходящее в результате мелкости мышления. Будда дал ещё объяснение этому заблуждению как воззрению, не имеющему никакой пользы и потому ненужному и вредному.
Итак, откуда выпрыгнул великий и ужасный хаос?

Если мыслить в рамках буддисткой парадигмы, то ему действительно ниоткуда взяться. Но в рамках западной культуры культуры, не остается ничего кроме омертвевшей метафизики и хаоса последовавшего за этим.

Что Будда понимал под мелкостью мышления?


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432220СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 16:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
Горсть листьев пишет:

Итак, откуда выпрыгнул великий и ужасный хаос?
Если мыслить в рамках буддисткой парадигмы, то ему действительно ниоткуда взяться.

Но в рамках западной культуры культуры, не остается ничего кроме омертвевшей метафизики и хаоса последовавшего за этим.
То есть вся проблема в том, что вы мыслите не в буддийской парадигме, а в "омертвевшей метафизической" европейской - и вот тут Хаос кааак выпрыгнет! Bugaga

Nihilanth пишет:

Что Будда понимал под мелкостью мышления?
Обыденное, присущее "неглубоким" людям, простакам - Puthujjana - an ordinary, average person, "one-of-the-many-folk".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nihilanth
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432222СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 16:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nihilanth пишет:
Горсть листьев пишет:

Итак, откуда выпрыгнул великий и ужасный хаос?
Если мыслить в рамках буддисткой парадигмы, то ему действительно ниоткуда взяться.

Но в рамках западной культуры культуры, не остается ничего кроме омертвевшей метафизики и хаоса последовавшего за этим.
То есть вся проблема в том, что вы мыслите не в буддийской парадигме, а в "омертвевшей метафизической" европейской - и вот тут Хаос кааак выпрыгнет! Bugaga

Nihilanth пишет:

Что Будда понимал под мелкостью мышления?
Обыденное, присущее "неглубоким" людям, простакам - Puthujjana - an ordinary, average person, "one-of-the-many-folk".

Да, потому что я не могу согласиться со всем чему учил Будда, но мне интересен буддизм, и есть желание в нем разобраться.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

432223СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 16:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nihilanth пишет:
я не могу согласиться со всем чему учил Будда, но мне интересен буддизм, и есть желание в нем разобраться.
С чем же именно вы не согласны из того, чему учил Будда Гаутама?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nihilanth



Зарегистрирован: 24.08.2017
Суждений: 227

432228СообщениеДобавлено: Пт 27 Июл 18, 17:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев

Мне думается, что миф первичен по отношению к религии, жизнеописание Будды повторяет типичные мифические ситуации. Поэтому сложно согласиться с тем, что выполнение действий связанных в первую очередь с этикой может как-то помочь пережить то, что пережил он, ведь человек не выбирает, что с ним произойдет, а результаты совершаемых им действий могут сильно отличаться от ожиданий. Касательно ритуально-обрядового аспекта, то они теряют свою силу, так как мышление подвергнуто сильной философской обработке и их значение обесценивается.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.933) u0.015 s0.002, 18 0.019 [265/0]