№422360Добавлено: Вс 10 Июн 18, 10:40 (7 лет тому назад)О всеобщем непостоянстве и причинности
Здравствуйте.
Вопрос философский.
Главнейшие постулаты буддизма:
1. все имеет свою причину.
2. все непостоянно: возникло и угаснет.
Мы знаем, что тело и психика непостоянны изменчивы, имеют собственные причины.
Но сам феномен мироздания и отдельные психофизические континиумы (существа) - постоянны, не имеют своей причины.
Таким образом признается, будто есть все-таки что-то постоянное.
С континиумами правда не совсем так; возможно прекращение в нирване. О начале же мы узнать не можем, его нет (?) А ведь сли что-то не началось когда либо, то оно и не существует!
Обычно объясняют это так, что у сознания причина прошлая карма, у прошлой кармы предыдущий ей контакт чувств, а у контакта моменты сознания и т.д. из чего выстраивается цепь не имеющая первого звена, но при этом будто бы у каждого звена есть предыдущее звено.
С этим можно согласится - все имеет свою причину. Но практика показывает, что в мире так не бывает. Причины не составляют однородную цепь, но каждый раз являются иными по своей природе, если вещи действительно непостоянны.
Таким образом, когда-то у континиума должна была быть причина, конторая не входит в сам континиум. Например у живого организма кроме самих его внутрених причин есть совершенно отличная от него самого причина - двое родителей; цепь вида организмов также не бесконечна - она изменялась и имеет свое эволюционное начало - в бактериях. А те в химических смесях и органических колыбелях в начале свществования планеты и т.д. Нигде мы не находим дурной бесконечности, безначальных цепочек одно и того же имеющего причину в самом себе.
Следовательно и у вселенной и у континиумов должно быть начало которое отличается от них самих. Эти крупные феномены и конструкции тоже когда-то возникли и прекратятся.
У всеобъемлющей причины наверное есть своя и т.д. Но уже этот факт вносит элемент непостоянства на более высокий уровень и немного смягчает противоречие.
Будда не утверждал, что начала нет. Он говорил, что на него нельзя указать, его невозможно найти.
Речь даже не об этом.
Континиумы существуют так долго, что возникает закономерный вопрос: а почему собственно они такие прочные?! Разве непостоянство не может разрушить их даже в этой одной жизни?
Современный научный позитивизм более логичен в этом плане. Они тоже признают причинность, но у них сознание не регенерируется столь огромные промежутки времени, а однажды возникает, изменяется и находит прекращение.
Последний раз редактировалось: Helios (Вс 10 Июн 18, 11:40), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената Скот
Какая цель?
А она как возникла? без причины?
Мы не можем найти окончательный Обсолют.
Но изобретать безначальных существ/сансару, и миллиарды прошлых перерождений постулируя при этом непостоянство и причинность - это согласитесь не совсем ... как сказать... гармонично.
Речь даже не об этом.
Континиумы существуют так долго, что возникает закономерный вопрос: а почему собственно они такие прочные?! Разве непостоянство не может разрушить их даже в этой одной жизни?
Современный научный позитивизм более логичен в этом плане. Они тоже признают причинность, но у них сознание не регенерируется столь огромные промежутки времени, а однажды возникает, изменяется и находит прекращение.
Что значит долго? С человеческой точки зрения долго, с точки зрения Брахмы не очень.
Будда не утверждал, что начала нет. Он говорил, что на него нельзя указать, его невозможно найти.
И что для целей Будда Дхармы эта причина никакой существенной роли не играет.
Вполне играет.
Если мир беспричинен, тогда нарушаются основополагающие принципы Дхармы.
Дхармы Авраама?
Дхармы Будды - "когда есть это есть и то и т. д."
Каждое явление есть следствие какого-то явления и причина для другого явления. В мире относительного существования для абсолютного начала просто нет места, в нём нет нужды.
Речь даже не об этом.
Континиумы существуют так долго, что возникает закономерный вопрос: а почему собственно они такие прочные?! Разве непостоянство не может разрушить их даже в этой одной жизни?
Современный научный позитивизм более логичен в этом плане. Они тоже признают причинность, но у них сознание не регенерируется столь огромные промежутки времени, а однажды возникает, изменяется и находит прекращение.
Что значит долго? С человеческой точки зрения долго, с точки зрения Брахмы не очень.
И таких жизней брахмы неисчеслимые эоны.
Так что и жизнь брахмы в рамках маштабов описанных Буддой - маленький блик в безначальном путешествии.
Разве что идея об огромных промежутках - поздняя вставка... Тогда эта сложность не присуща Дхамме
Вы никогда не задумывались, что уча о всеобщем непостоянстве совокупностей, так настаивая на непостоянстве, Будда хотел сказать именно то, что и сказал - совокупности прекращаются!! они не существуют эоны эонов, кальпы кальп. Они рождаются, меняются каждое мгновение и вконце распадаются. И все!
Это соответсвует учению об аничча.
Последний раз редактировалось: Helios (Вс 10 Июн 18, 11:55), всего редактировалось 1 раз
Будда не утверждал, что начала нет. Он говорил, что на него нельзя указать, его невозможно найти.
И что для целей Будда Дхармы эта причина никакой существенной роли не играет.
Вполне играет.
Если мир беспричинен, тогда нарушаются основополагающие принципы Дхармы.
Дхармы Авраама?
Дхармы Будды - "когда есть это есть и то и т. д."
Каждое явление есть следствие какого-то явления и причина для другого явления. В мире относительного существования для абсолютного начала просто нет места, в нём нет нужды.
Это верно.
Но верно так же и то, что этот мир не может существовать вечно в таком же однородном состоянии.
Должна быть причина более высокого порядка. А не только внутренние причины.
Будда не утверждал, что начала нет. Он говорил, что на него нельзя указать, его невозможно найти.
И что для целей Будда Дхармы эта причина никакой существенной роли не играет.
Вполне играет.
Если мир беспричинен, тогда нарушаются основополагающие принципы Дхармы.
Дхармы Авраама?
Дхармы Будды - "когда есть это есть и то и т. д."
Каждое явление есть следствие какого-то явления и причина для другого явления. В мире относительного существования для абсолютного начала просто нет места, в нём нет нужды.
Это верно.
Но верно так же и то, что этот мир не может существовать вечно в таком же однородном состоянии.
Должна быть причина более высокого порядка. А не только внутренние причины.
Попробуйте практику шаматхи с опорой на дыхание . Должно помочь разрешить эту животрепещущую дилемму.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы