Ёжик
Вопрос ведь был поставлен не кто есть, а что есть.
Это не важно что или кто. Хоть что то, что нельзя опровергнуть. Нельзя опровергнуть свое мышление. И по Гуссерлю - то о чем мыслишь, в смысле наличия, существования самой мысли этого о чем мыслится, которого может и не существовать.
Ёжик
Вопрос ведь был поставлен не кто есть, а что есть.
Это не важно что или кто. Хоть что то, что нельзя опровергнуть. Нельзя опровергнуть свое мышление. И по Гуссерлю - то о чем мыслишь, в смысле наличия, существования самой мысли этого о чем мыслится, которого может и не существовать.
факт мышления нельзя опровергнуть, но его содержание и форму вполне можно, оно может быть алогично.
да и разве можно принимать как критерий существования чего-то невозможность это опровергнуть. или лучше взять за критерий невозможность доказать наличие чего-то, именно им и руководствуется наука. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№411627Добавлено: Пн 07 Май 18, 19:23 (6 лет тому назад)
shpiler
Так мы и не собираемся доказывать алогичность чьего то мышления и своего собственного. Мысли могут быть идиотскими, глупыми, ошибочными. Но они - есть действительно. Какими они бы не были алогичными.
И также есть то о чем мы думаем. Не в предметном плане, например мы можем думать о розовом рогатом зайце, и его на самом деле нет. А в плане того что действительно есть эта мысль о розовом зайце и мы ее думаем. Есть содержимое этой мысли.
№411628Добавлено: Пн 07 Май 18, 19:25 (6 лет тому назад)
Вообще, думается мне, прежде чем отвечать на любой вопрос, нужно прояснить термины и понятия. Поэтому, КИ, предоставьте исходные условия:
1. Что вы вкладываете в понятие "что"? (предметы неживой и/или живой материи, абстрактные понятия, элементы воображения)
2. Что подразумеваете под словом "существует"?
3. Что вкладываете в понятие "несомненно"? Какие критерии используете для наличия/отсутствия сомнений? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Гуссерль в этом идет гораздо дальше. Но это уже другая тема.
А дальше Гуссерль пошел так:
Цитата:
Гуссерль очень четко формулирует угрозу, нависшую над его учением: оно рискует стать трансцендентальным солипсизмом. Однако он уверен, что подобная угроза не страшна его философии. По его мнению, трансцендентальная феноменология вовсе не является трансцендентальным солипсизмом. В «Картезианских размышлениях» Гуссерль попытался этот тезис доказать.
Он рассуждал следующим образом. Все многообразие когитатумов моих когитаций делится на две части. Одна из них — это сфера «моего», моей «самости»; другая часть — это область «не моего», область «чужого». В сферу «моего» входит феномен принадлежащего мне одушевленного тела, феномен моего «живого тела», если воспользоваться терминологией Гуссерля, который, впрочем, термин «живое тело» нередко заменяет выражением «психофизическая структура». Область «не моего» составляют феномены всех тех вещей, которые к моей психофизической структуре не относятся. Но вот что важно:
наблюдая эту область, я замечаю наличие в ней множество феноменов других, не моих, психофизических структур, аналогичных моей. А теперь самое главное: согласно Гуссерлю, при виде других, не моих, психофизических структур мне становится ясно, что «за каждой из них стоит» другое, не мое, трансцендентальное ego, подобное моему, не входящее в число моих феноменов и, стало быть, трансцендентное моему чистому Я.
*когитатум - Cogitatum — мыслимое, сознаваемое, подразумеваемый предмет cogito (то есть сама вещь, которая воспринимается, положение дел, которое утверждается в суждении
Вообще, думается мне, прежде чем отвечать на любой вопрос, нужно прояснить термины и понятия. Поэтому, КИ, предоставьте исходные условия:
1. Что вы вкладываете в понятие "что"? (предметы неживой и/или живой материи, абстрактные понятия, элементы воображения)
2. Что подразумеваете под словом "существует"?
3. Что вкладываете в понятие "несомненно"? Какие критерии используете для наличия/отсутствия сомнений?
КИ просто создал тему чтобы встряхнуть форумчан. Эта проблема поиска несомненно существующего давно решена. И видимо известна всем студентам философских факультетов.
И если бы кто то из форумчан, нашел нечто новое в ее решении, то его имя было бы вписано вслед за именами Декарта, Гуссерля, а также Сартра и Хайдеггера.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы