Напишите, сперва как следует подумав, что, по вашему мнению, есть (существует) несомненно. То, в чем не может сомневаться никто, что не опровергается ни одной теорией или концепцией.
№411593Добавлено: Пн 07 Май 18, 18:13 (6 лет тому назад)
Вообще тема особого смысла не имеет, так как сама формулировка вопроса равносильна вопросу "Что есть истина?". _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№411612Добавлено: Пн 07 Май 18, 18:55 (6 лет тому назад)
Цитата:
Скептики утверждают, что ничего несомненного не существует. Видим, что Декарт решил проверить, так ли это: не найдется ли все-таки чего-либо вполне несомненного, античными скептиками не замеченного?
Вот как французский мыслитель организовал такую проверку:
Таким образом, поскольку чувства нас иногда обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется; и поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и допускают в них паралогизмы, то я, считая и себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства. Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться нам и во сне, не будучи действительностью, я решился представить себе, что все когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. (Dekart, 1989a, 268)
Данное рассуждение представляет собой конспект того, о чем гораздо более пространно уже говорили античные скептики. Секст Эмпирик в трактате «Три книги Пирроновых положений» приводит десять тропов древних и пять тропов младших скептиков, предназначенных для доказательства ненадежности как чувственного восприятия, так и ума, а также невозможности отличить видимое во сне от видимого наяву. И на этом изыскания как древних, так и младших скептиков заканчиваются с тем результатом, что все иллюзорно, что ничего нельзя ни доказать, ни опровергнуть, а то «что мы видим во сне [...] существует во сне точно так же, как существует явь» (Sekst Empirik, 1976, 228).
Что касается Декарта, то его изыскания на этом не заканчиваются. Он пишет:
Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии. (Dekart, 1989a, 268-269)
№411615Добавлено: Пн 07 Май 18, 19:02 (6 лет тому назад)
Цитата:
Скептики утверждают, что ничего несомненного не существует.
Сомневаются, что скептики это утверждают? Какой смысл рассматривать слова тех, кто сам в них не может быть уверен? _________________ Буддизм чистой воды
№411617Добавлено: Пн 07 Май 18, 19:04 (6 лет тому назад)
Цитата:
Декарт лишь констатирует, что «истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать». А Гуссерль, приняв во внимание то, что всякий акт мышления интенционален, установил следующее: сомнению не подлежит действительное существование не только самого акта мышления, но и того, на что он направлен, того, о чем я в это время мыслю. Если несомненно существует мое cogito, то столь же несомненно существует его cogitatum. Если я несомненно существую как Я мыслящее, то столь же несомненно существует и мыслимое мною, но, разумеется, исключительно как мыслимое, всего лишь как интенциональный объект.
Последний раз редактировалось: Ёжик (Пн 07 Май 18, 19:14), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы