Вот здесь я это увидел:
" Мысленно сосредоточившись на образах разрушения, исчезновения, умирания предметов цепляния, практик живо напоминает себе, что цепляние, ищущее в этих предметах постоянный источник удовлетворения, обречено на поражение. Осознавая предстоящее поражение, он видит, как жажда приводит к страданию; от этого видения жажда ослабевает. Это, конечно, исключительно монашеский путь..."
Да, теперь понял, о чём Вы. Мне кажется, что здесь немного другая ситуация - не такая, как (например) в случае с наблюдением безличности. Возникновение одних психических явлений при условии наличия других - это процесс, который мы (люди) действительно обычно не видим - и не поверим до конца только под давлением умозаключений, не поверим, не увидев этого.
А в случае с разрушением, исчезновением, умиранием всего, что нам дорого (а также своего собственного тела и сознания) речь не идёт о том, чтобы увидеть нечто, незаметное ранее. Кое-что из этого каждый человек видел лично (иногда больше, иногда меньше). Некоторые другие вещи (например, свою смерть) он, конечно, не видел - но видел смерти других людей, и может перенести этот опыт на себя, если позволит мыслям течь в этом направлении.
Главная проблема обычного "необученного" человека с явлениями подобного рода не в том, что он их не замечает - а в том, что он их замечает, и очень сильно старается перестать замечать. Отвлечься. Забыть, хотя бы временно. Почему, например, у многих людей есть склонность обвинять жертву, получив известие о чьей-то внезапной смерти, или насильственной смерти, или смерти в катастрофе, и т.п.? Потому что они хотят доказать сами себе - уж со мной-то такого не будет. Уж я-то бы не пошёл в это подозрительное место. Уж я-то бы перепроверил всё, прежде чем туда садиться. Уж я-то слежу за своим здоровьем, регулярно обследуюсь, не пью, и т.п. А доказать это они себе хотят, потому что на самом деле они знают - смерть ожидает и их тоже. Смерть любого другого человека явным и непосредственным образом напоминает им (нам) об этом.
Практик, который развивает созерцание опасности в явлениях, отталкивается от того, что известно любому человеку - но устраняет внутренние препятствия, мешавшие это видеть ранее. Такова его отправная точка. А всё последующее - реакции, возникающие при мысли о распаде, смерти, и т.п., обусловленность этих реакций жаждой (есть жажда - есть и беспокойство при мысли о смерти, ослабевает жажда - ослабевает и беспокойство), он, разумеется, отслеживает путём наблюдения.
Вот как-то так я это представляю. _________________ Границы мира - это границы языка
Практик, который развивает созерцание опасности в явлениях, отталкивается от того, что известно любому человеку - но устраняет внутренние препятствия, мешавшие это видеть ранее. Такова его отправная точка.
Практик, который развивает созерцание опасности в явлениях, отталкивается от того, что известно любому человеку - но устраняет внутренние препятствия, мешавшие это видеть ранее. Такова его отправная точка.
Это что-за практик, боякаизма что-ли?
Наоборот Направляя внимание на непостоянство желанных предметов, он констатирует, что это непостоянство влечёт за собой опасность, и порождает негативные эмоции (беспокойство, страх, тревогу и т.п.), но не поддаётся этим эмоциям (поскольку умеет отслеживать эмоции и отстраняться от них). Более подробно об этих вещах говорится в Висуддхимагге, Глава XXI, параграфы 29-33. _________________ Границы мира - это границы языка
Практик, который развивает созерцание опасности в явлениях, отталкивается от того, что известно любому человеку - но устраняет внутренние препятствия, мешавшие это видеть ранее. Такова его отправная точка. А всё последующее - реакции, возникающие при мысли о распаде, смерти, и т.п., обусловленность этих реакций жаждой (есть жажда - есть и беспокойство при мысли о смерти, ослабевает жажда - ослабевает и беспокойство), он, разумеется, отслеживает путём наблюдения.
Вот как-то так я это представляю.
Видимо, поэтому Будда сохранил для своих учеников добуддийский обычай отшельнического созерцания в местах погребений. Memento mori. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наоборот Направляя внимание на непостоянство желанных предметов, он констатирует, что это непостоянство влечёт за собой опасность,
Почему наоборот? Боякизм и есть. Какая еще опасность от непостоянства? Опасно что все меняется? Очень странная практика
Смутно припоминаю, что в каком-то из тибетских ламримов, а скорее в нескольких, встречал такую классификацию страдания: страдание страдания, страдание непостоянства, страдание обусловленности. Вот здесь речь как раз о втором из перечисленных. Что же тут странного? _________________ Границы мира - это границы языка
№343960Добавлено: Ср 20 Сен 17, 22:00 (7 лет тому назад)
Брахмавихары - это плод. Конструировать их, не имея опыта реального переживания анитьи, анатмана и т.д. - это конструирование, цепляние и жажда. Авалокитешвара получил эти четыре, лишь "перешагнув через земное и сверхземное."
Есть ещё альтернативный метод "замена себя на других", идущий от Манджушри и Шантидевы.
Тибетцами считается, что сочетание этих 2-х методов позволяет зародить самую сильную бодхичитту - ещё сильнее, чем если бы практиковался только один метод.
№343967Добавлено: Ср 20 Сен 17, 22:20 (7 лет тому назад)
Не, это намёк на сомнительность исключительности четырёхступенного типа реализации, архатства. )
Бодхичитт, как известно есть две, искусственная, конструируемая, то есть воображаемая, вылепляемая, и натуральная, высшая, естественная. Да в принципе - всего хорошего есть два в этом мире бушующем, двойственном.)
Не, это намёк на сомнительность исключительности четырёхступенного типа реализации, архатства. )
Бодхичитт, как известно есть две, искусственная, конструируемая, то есть воображаемая, вылепляемая, и натуральная, высшая, естественная. Да в принципе - всего хорошего есть два в этом мире бушующем, двойственном.)
№343974Добавлено: Ср 20 Сен 17, 22:40 (7 лет тому назад)
Тоже клёвая классификация. И красивая. Легко видимо описывать технику переплывания потока страданий тому, кто уже на том берегу. И другое дело - описывать её тому, кто только читал эту технику или тому, кто только вошёл в реку по колено. )
Брахмавихары - это плод. Конструировать их, не имея опыта реального переживания анитьи, анатмана и т.д. - это конструирование, цепляние и жажда. Авалокитешвара получил эти четыре, лишь "перешагнув через земное и сверхземное."
В первом посте этой темы я говорил о суттах, посвященных брахмавихарам, где Будда недвусмысленно говорит, что брахмавихары реализуют и вовсе не буддисты, люди, не понимающие учения о трёх характеристиках существования (другое дело, к чему это их ведет дальше). Но, в конечном счёте, подобное достижение брахмавихар здесь ни при чём - я-то говорил о благотворности и важности развития брахмавихар уже после того, как достигнуто непосредственное видение, непосредственное наблюдение безличности. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы