№269449Добавлено: Вт 26 Янв 16, 19:06 (9 лет тому назад)Свобода воли в буддизме
Всем привет) Помогите пожалуйста решить философскую дилему, ибо я уже себе весь мозг сломал размышлением на эту тему. Все, что смог найти в интернете, только больше запутало.
Я попробовал сделать вывод, и вот, что у меня получилось:
Как я понял, буддийская философия всех традиций отрицает и детерменизм и индетерменизм, при этом сохраняя в себе закон кармы и закон причины и следствия.
Иными словами, утверждается, что человек может делать выбор, но на конкретный выбор у него всегда есть причины.
То, какой именно выбор делает человек, определяют свойства личности. Личность подвижна. Её состояние на данный момент определяется в её естественном "онтогенезе", который зависит от полученной информации и её последующей интерпретации. Однако личность не выбирает, какую информацию получать, ибо на это влияют очень много различных факторов. Личность так же не выбирает, как полученную информацию интерпретировать, поскольку интерпретация определена свойствами ЦНС заложенными в ДНК, с оглядкой на уже полученный опыт(кармой в общем). То есть формирование личности - процесс зависимый, следовательно любые действия личности так же обусловлены. Получается, что личность будет болтаться в причинно-следственном бульоне (сансара), находясь под его влиянием и влияя на него, до тех пор пока в один прекрасный момент под давлением различных причин не сложится таким образом, что сможет постичь пустоту и избавиться от страданий. Соответствует ли такой вывод дхарме? Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.
№269451Добавлено: Вт 26 Янв 16, 19:34 (9 лет тому назад)
У вас, по сути, механистическая интерпретация. То есть, идущая от западного материализма образца 18-19 веков. Буддизм все же скорее можно назвать субъективным идеализмом, феноменализмом, феноменологией, и теорию причинности следует рассматривать тоже с этих позиций. _________________ Буддизм чистой воды
Соответствует ли такой вывод дхарме? Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.
Вывод вполне последовательный, в русле размышлений об обусловленности и анатмане.
Свободный выбор возможен условно (эмпирически).
№269462Добавлено: Ср 27 Янв 16, 00:30 (9 лет тому назад)
Чтобы начать понимать, нужно задуматься о противоположности свободы. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Как я понял, буддийская философия всех традиций отрицает и детерменизм
Не отрицает. Наоборот, буддизм это компатибилизм.
Цитата:
Иными словами, утверждается, что человек может делать выбор, но на конкретный выбор у него всегда есть причины.
Более того, даже сознание работает по причинам, то есть детерминистично. Но такая точка зрения не влечет за собой плохие следствия "наивного" детерминизма — безответственность, предопределённость, тщетность усилий.
Цитата:
Получается, что личность будет болтаться в причинно-следственном бульоне (сансара), находясь под его влиянием и влияя на него, до тех пор пока в один прекрасный момент под давлением различных причин не сложится таким образом, что сможет постичь пустоту и избавиться от страданий. Соответствует ли такой вывод дхарме?
Моё мнение, что да.
Цитата:
Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.
Свободная воля вполне может быть фактором внутри детерминистичной системы. Допустим, что свободная воля есть. Такая воля действует разумно или нет? Если она действует разумно, то она зависима от обстоятельств. Если она не зависима, то она не разумна.
№269473Добавлено: Ср 27 Янв 16, 10:52 (9 лет тому назад)
Управляется мир четырьмя и семью
Раб магических чисел - склоняюсь и пью
Все равно семь планет и четыре стихи
В грош не ставят свободную волю мою _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№269479Добавлено: Ср 27 Янв 16, 11:09 (9 лет тому назад)
Си-ва-кон
Читать старых алкашей - не есть хорошая идея. Ато козленочком станешь. Свобода выбора должна быть. Но не моими руками! Мне надоело шататься по этому болоту.
№269485Добавлено: Ср 27 Янв 16, 11:24 (9 лет тому назад)
Для буддиста важно пробуждение ума-буддхи, что называется словом боддхи. То есть, непробуждённое существо болтается слепо в медленно кипящем бульоне сансары. Пробудившееся может из него выбраться. То есть, логика про бульон верная, но только в отношении непробуждённого - у него нет воли.
№269490Добавлено: Ср 27 Янв 16, 12:00 (9 лет тому назад)
Спор? Если уважаемый КИ проиграет, то все его ученики и форум отойдут к оппоненту Дудкин. А иначе какой же это тогда спор? Должна быть мотивация!
А если господин Дудкин проиграет, тогда ему предстоит бан навсегда, как зачинщику.
№269513Добавлено: Ср 27 Янв 16, 15:24 (9 лет тому назад)
Уважаемый КИ прав. Это из индуизма и похоже не применимо к буддизму. А взято было из учения санкхьи и веданты. Но меня смущает другое. Я упоминул об этом вскольз всего лишь раз и то в надежде, что никто не заметит, ан нет. Не думал что различные идеи, могут оседать где то. Так что победителя в споре нет. Я виноват.
@На самом деле, воспринимать неподвижную картину Босха, как воспринимаемое и воспринимающий, может это и хорошо, а вот - как та девушка вон идет в красном или ты слушаешь меня - это не есть гутт конечно. Фантазии человеческого ума или ежели хотите ума-бодхи, чреваты страданием и циклами перерождений без начала и конца и надежды выбраться из... чего? Босха? Ну вот такие мы...умные Smile@
№269532Добавлено: Ср 27 Янв 16, 17:43 (9 лет тому назад)
Когда мы говорим о воле как о выборе устремления, действия, поступка, мы рассматриваем - есть ли причины для такой воли или она беспричинна.
Будда учит, что есть три вида причин для всех поступков. Приятное чувство вызывает влечение, неприятное чувство вызывает отвращение, нейтральное чувство вызывает ожидание.
Но общая схема возникновения всех поступков очень трудно рассматривается содержательно. В общем виде это 12 звеньев, взаимодействие которых описать крайне непросто. Упрощенно мы представляем это как цепь или как колесо. Все учение Будды объясняет те или другие аспекты цепи возникновения.
Таким образом буддизм избегает крайностей утверждения и отрицания, указывая как именно возникает всякое побуждение.
Свобода воли присутствует и объясняется, но указывается на два ее аспекта. Первая, ложная свобода воли - это случайность, это все побуждения рожденные неведением. Вторая - это независимость, татхагата, рожденная мудростью. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы