Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Свобода воли в буддизме

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ashen



Зарегистрирован: 26.01.2016
Суждений: 30

269449СообщениеДобавлено: Вт 26 Янв 16, 19:06 (8 лет тому назад)    Свобода воли в буддизме Ответ с цитатой

Всем привет) Помогите пожалуйста решить философскую дилему, ибо я уже себе весь мозг сломал размышлением на эту тему. Все, что смог найти в интернете, только больше запутало.
Я попробовал сделать вывод, и вот, что у меня получилось:
Как я понял, буддийская философия всех традиций отрицает и детерменизм и индетерменизм, при этом сохраняя в себе закон кармы и закон причины и следствия.
Иными словами, утверждается, что человек может делать выбор, но на конкретный выбор у него всегда есть причины.
То, какой именно выбор делает человек, определяют свойства личности. Личность подвижна. Её состояние на данный момент определяется в её естественном "онтогенезе", который зависит от полученной информации и её последующей интерпретации. Однако личность не выбирает, какую информацию получать, ибо на это влияют очень много различных факторов. Личность так же не выбирает, как полученную информацию интерпретировать, поскольку интерпретация определена свойствами ЦНС заложенными в ДНК, с оглядкой на уже полученный опыт(кармой в общем). То есть формирование личности - процесс зависимый, следовательно любые действия личности так же обусловлены. Получается, что личность будет болтаться в причинно-следственном бульоне (сансара), находясь под его влиянием и влияя на него, до тех пор пока в один прекрасный момент под давлением различных причин не сложится таким образом, что сможет постичь пустоту и избавиться от страданий. Соответствует ли такой вывод дхарме? Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.


Ответы на этот пост: Полосатик, test, Ю, Серж, Frithegar, Бородинский, Бородинский
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

269451СообщениеДобавлено: Вт 26 Янв 16, 19:34 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

У вас, по сути, механистическая интерпретация. То есть, идущая от западного материализма образца 18-19 веков. Буддизм все же скорее можно назвать субъективным идеализмом, феноменализмом, феноменологией, и теорию причинности следует рассматривать тоже с этих позиций.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

269455СообщениеДобавлено: Вт 26 Янв 16, 22:13 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ashen пишет:
Соответствует ли такой вывод дхарме? Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.
Вывод вполне последовательный, в русле размышлений об обусловленности и анатмане.
Свободный выбор возможен условно (эмпирически).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

269462СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 00:30 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Чтобы начать понимать, нужно задуматься о противоположности свободы.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

269469СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 03:41 (8 лет тому назад)    Re: Свобода воли в буддизме Ответ с цитатой

Ashen пишет:
Как я понял, буддийская философия всех традиций отрицает и детерменизм

Не отрицает. Наоборот, буддизм это компатибилизм.

Цитата:
Иными словами, утверждается, что человек может делать выбор, но на конкретный выбор у него всегда есть причины.

Более того, даже сознание работает по причинам, то есть детерминистично. Но такая точка зрения не влечет за собой плохие следствия "наивного" детерминизма — безответственность, предопределённость, тщетность усилий.

Цитата:
Получается, что личность будет болтаться в причинно-следственном бульоне (сансара), находясь под его влиянием и влияя на него, до тех пор пока в один прекрасный момент под давлением различных причин не сложится таким образом, что сможет постичь пустоту и избавиться от страданий. Соответствует ли такой вывод дхарме?

Моё мнение, что да.

Цитата:
Есть ли вообще смысл размышлять на подобные темы? Буду очень рад, если подскажете, где заблуждаюсь, так как я так и не понял, где здесь остаётся место для свободного выбора.

Свободная воля вполне может быть фактором внутри детерминистичной системы. Допустим, что свободная воля есть. Такая воля действует разумно или нет? Если она действует разумно, то она зависима от обстоятельств. Если она не зависима, то она не разумна.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

269473СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 10:52 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Управляется мир четырьмя и семью
Раб магических чисел - склоняюсь и пью
Все равно семь планет и четыре стихи
В грош не ставят свободную волю мою

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2885

269479СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 11:09 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон
Читать старых алкашей - не есть хорошая идея. Ато козленочком станешь.  Smile  Свобода выбора должна быть. Но не моими руками! Мне надоело шататься по этому болоту.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

269485СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 11:24 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для буддиста важно пробуждение ума-буддхи, что называется словом боддхи. То есть, непробуждённое существо болтается слепо в медленно кипящем бульоне сансары. Пробудившееся может из него выбраться. То есть, логика про бульон верная, но только в отношении непробуждённого - у него нет воли.

Ответы на этот пост: КИ, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

269486СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 11:25 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

дудкин пишет:
Для буддиста важно пробуждение ума-буддхи, что называется словом боддхи.

Путаете с индуизмом.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

269487СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 11:54 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не путаю.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2885

269490СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 12:00 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спор? Если уважаемый КИ проиграет, то все его ученики и форум отойдут к оппоненту Дудкин. А иначе какой же это тогда спор? Должна быть мотивация!  Very Happy
А если господин Дудкин проиграет, тогда ему предстоит бан навсегда, как зачинщику.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

269501СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 14:16 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

дудкин пишет:
Не путаю.

Термин "ум-буддхи" не из буддизма.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ю, Прям
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2885

269513СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 15:24 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Уважаемый КИ прав. Это из индуизма и похоже не применимо к буддизму. А взято было из учения санкхьи и веданты. Но меня смущает другое. Я упоминул об этом вскольз всего лишь раз и то в надежде, что никто не заметит, ан нет.  Confused  Не думал что различные идеи, могут оседать где то. Так что победителя в споре нет. Я виноват.

@На самом деле, воспринимать неподвижную картину Босха, как воспринимаемое и воспринимающий, может это и хорошо, а вот - как та девушка вон идет в красном или ты слушаешь меня - это не есть гутт конечно. Фантазии человеческого ума или ежели хотите ума-бодхи, чреваты страданием и циклами перерождений без начала и конца и надежды выбраться из... чего? Босха? Ну вот такие мы...умные Smile@
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

269532СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 17:43 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Когда мы говорим о воле как о выборе устремления, действия, поступка, мы рассматриваем - есть ли причины для такой воли или она беспричинна.

Будда учит, что есть три вида причин для всех поступков. Приятное чувство вызывает влечение, неприятное чувство вызывает отвращение, нейтральное чувство вызывает ожидание.

Но общая схема возникновения всех поступков очень трудно рассматривается содержательно. В общем виде это 12 звеньев, взаимодействие которых описать крайне непросто. Упрощенно мы представляем это как цепь или как колесо. Все учение Будды объясняет те или другие аспекты цепи возникновения.

Таким образом буддизм избегает крайностей утверждения и отрицания, указывая как именно возникает всякое побуждение.

Свобода воли присутствует и объясняется, но указывается на два ее аспекта. Первая, ложная свобода воли - это случайность, это все побуждения рожденные неведением. Вторая - это независимость, татхагата, рожденная мудростью.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ю



Зарегистрирован: 02.05.2015
Суждений: 605

269578СообщениеДобавлено: Ср 27 Янв 16, 22:50 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Термин "ум-буддхи" не из буддизма.

А "бодхи" из буддизма  ?   Это тоже что и "буддхи" - пробуждённый(просветлённый) ум.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.070) u0.015 s0.001, 18 0.019 [270/0]