№31959Добавлено: Чт 12 Апр 07, 08:03 (18 лет тому назад)Медитация: вопросы
Предназначение данной темы:
Есть ли среди читающих эти строки профессионалы медитации? Или есть ли такие знакомые или учителя, которым можно было бы задать вопросы? Ведь как мне кажется - главной задачей данного форума является то, что здесь можно спросить знающих или, может быть даже, просветленных людей относительно практики. Это было бы полезным для Дзеновцев, Буддистов, приверженцев др. религий и просто медитирующих. Ведь теоретическое учение, не сопровождающееся практикой является пустым и не нужным. Не у всех есть возможность иметь Учителя в реальной жизни... Поэтому начинать и выполнять практику медитации приходится самостоятельно. Но также приходится себя удерживать в рамках прочитанного в книгах или услышанного где-либо, что порой служит дополнительным барьером в практике. Я например только сейчас узнал из одной книги, что у меня было много лет назад переживание второго или даже третьего уровня дхианы, когда ум был однонаправлен на входящее и выходящее дыхание так, что ничего больше не существовало - казалось, все остальное растворилось, ощущалось неописуемое блаженство от понимания, исчезло и в это время мое "я" исчезало и не было различия между "я" и не "я". К сожалению этот период длился меньше минуты и после возвращения в обычное состояние я даже заплакал от испытанного счастья. Ведь все казалось таким ясным и понятным. Помоему, это переживание было у меня лет в 15-17, тоесть через ~2 года после начала практики - я начал с 13 лет практиковать, причем в моем окружении были одни атеисты. Сейчас мне 25 и с тех пор я не смог добиться подобного результата - может быть только максимум 1-го уровня дхианы. Это я все к тому говорю, что насколько может быть полезным чей-то ответ на вопросы о помехах в медитации, о различных способах достижения самадхи и др. вопросах. Также было бы полезным услышать и вопросы от медитирующих, т.к. может быть у других та же проблема и может так сложиться, что они справились с данной проблемой или вопросом и могут поделиться своим методом. А может быть и так, что человек долго размышлявший над этим вопросом сможет в Вашей формулировке этого вопроса найти ответ! Поэтому не стесняйтесь - спрашивайте и отвечайте то, что знаете. Только прошу отмечать, что мол "я думаю, что так..." или "это я прочел в книге", или "это мне сказал мой духовный учитель". _________________ It's not important who I am but what I stand for.
Последний раз редактировалось: Archangel (Чт 12 Апр 07, 08:47), всего редактировалось 1 раз
№31962Добавлено: Чт 12 Апр 07, 08:20 (18 лет тому назад)
Дело в том что медитация и просветление очень индивидуальная штука. Насколько различны люди, отпечатки пальцев, внешне, общении и т.д. Так же различно и понимание каждого. Увидев, пережив, что либо в состоянии медитации, каждый по своему это сформулирует. Поэтому тут очень трудно делится опытом. Собственно всегда будет монолог. Или диалог двух различных пониманий. Что касается меня, то сейчас даже не могу это назвать медитацией. Нет объекта, нет концентрации нет того что обычно называют медитацией. Хотя стабильно делаю некоторые практики пранаямы, но только с целью поддержания здоровья.
№31963Добавлено: Чт 12 Апр 07, 08:22 (18 лет тому назад)
Вопрос:У меня неплохо получается концентрировать внимание на самом уме - на его действиях, мыслях, его пространстве, которое то кажется огромным, охватывающим некоторую территорию вне тела, то становится маленьким, находящимся между висками. И таким образом я пытаюсь найти настоящий ум и его местонахождение. Вопрос в том - полезно ли это? Приведет ли данная концентрация к дхиане и какого максимум уровня? В списке объектов концентрации ума не могу найти. Занимался всю жизнь медитацией анапана-сати (наблюдением за входящим и выходящим дыханием) и это приносило некоторые плоды, но уже много лет не получается полностью отстраняться от помех. Вот и хочется попробовать что-то еще, но не просто другую, а такую, которая как бы "с детства пыталась осуществиться...", т.е. были некоторые предпосылки ума совершить некоторые действия, но из-за нехватки знания и опыта так ничего и не получилось... А может быть это будет пустой тратой времени искать "свою собственную" медитацию? Может быть лучше делать то, что делалось монахами веками?
Есть информация из одной книги:
Цитата:
Рекомендуемые 40 объектов для концентрации:
- десять "кашинас": Земля, Вода, Огонь, Воздух и просто ограниченное пространство, а также пять окрашенных кругов около 9 см. в диаметре: синий, желтый, кроваво-красный, белый и черный.
- десять "асубхас": отвратительный гниющий труп, например, труп раздутый, обглоданный, кишащий червями и т.п., включая скелет.
- десять размышлений об: атрибуттах Будды, учении, сангхе, спокойствии, своей собственной чистоте, своей терпимости, о божественных качествах в себе, или о неизбежности смерт; созерцание 32 частей тела или входящего и выходящего дыхания.
- четыре возвышенных состояния: любовь и доброта; сострадание, радости от того, что счастливы другие; самообладание.
- четыре бесформенных созерцания: бесконечного пространства, бесконечного пространства; сферы пустоты и сферы "не восприятия, ни не-восприятия".
- четыре физических элемента: земля, воздух, огонь, вода как абстрактные силы: сила отталкивания, способность передвигаться, тепло и сила сцепления.
И в этом списке, "ума" как такового вроде нет. _________________ It's not important who I am but what I stand for.
Последний раз редактировалось: Archangel (Чт 12 Апр 07, 08:29), всего редактировалось 2 раз(а)
№31965Добавлено: Чт 12 Апр 07, 08:25 (18 лет тому назад)
miha пишет:
Дело в том что медитация и просветление очень индивидуальная штука. Насколько различны люди, отпечатки пальцев, внешне, общении и т.д. Так же различно и понимание каждого. Увидев, пережив, что либо в состоянии медитации, каждый по своему это сформулирует. Поэтому тут очень трудно делится опытом. Собственно всегда будет монолог. Или диалог двух различных пониманий. Что касается меня, то сейчас даже не могу это назвать медитацией. Нет объекта, нет концентрации нет того что обычно называют медитацией. Хотя стабильно делаю некоторые практики пранаямы, но только с целью поддержания здоровья.
Цитата:
о различных способах достижения самадхи
Способ у всех один, подходы разные.
А я и не говорю о "делиться опытом" самой медитации (хотя было бы интересно какие переживания человек испытал и какой метод для этого использовал, пришлось ли ему изменить практику, для достижения данных целей). Я как раз и говорю о подходах и способах устранять помехи, о том какое действие ума куда ведет и т.п.
P.S. miha, так вы считаете данную тему ненужной и бессмысленной? _________________ It's not important who I am but what I stand for.
В настоящее время я сосредотачиваюсь на безграничном восприятии без опоры на ограниченные ощущения. Но поскольку это сосредоточение прерывается, то возникает потребность в сосредоточении с опорой.
Конкретный способ сосредоточения с опорой зависит от степени успокоенности желаний тела, эмоций и активности ума.
Если неуспокоены желания тела, то сосредоточение начинается с неуспокоенных органов тела. Какие именно ощущения, растут они или уменьшаются, какую область охватывают.
Если неуспокоены эмоции, то сосредоточение начинается с внимания к эмоциям. Какими они обнаруживаются, с какими ощущениями тела и мыслями в уме связаны, растут они или уменьшаются.
Если неуспокоена активность ума, то сосредоточение начинается с движения мыслей. К какому времени относятся мысли? К каким объектам относятся мысли? К каким событиям относятся мысли? Сохраняется ли соприкосновение чувств с этими объектами? Как изменяется это соприкосновение, растет или уменьшается?
После того, как успокоены желания тела, эмоции и активность ума, сосредоточение становится все обширнее и равномернее, включая в себя все большие и большие сферы.
Однако, когда сосредоточение снова возникает в каких-то желаниях тела, в каких-то эмоциях или в каких-то мыслях, ограничиваясь этими желаниями, эмоциями или мыслями, необходимо тренировать большую способность направлять сосредоточение внимания и удерживать его.
Если способность направлять сосредоточение внимания и удерживать его очень слаба, то для начала удобно использовать для тренировки сосредоточения какой-нибудь очень простой объект. Например пятно на стене или на полу, какой-нибудь покоящийся предмет. Однако глубина успокоения при таком способе сосредоточения ограничена неосознаваемыми отвлечениями внимания. Это начальный уровень сосредоточения, помогающий преодолеть рассеянность внимания, затуманенность сознания, омраченность, подавленность или наоборот неконтролируемую неусидчивость.
Для более сильной способности к сосредоточению подходят повторяющиеся воспринимаемые события. Это может быть движущаяся стрелка часов, или тикание часов, бегущая вода или качающаяся ветка дерева, это может быть так же и счет дыханий, перебирание четок или напевание мантры.
Когда способность сосредотачиваться на повторяющихся событиях становится достаточно легкой и возникает ощущение способности сохранять такую сосредоточенность сколько угодно долго, это значит, что внимательность возросла достаточно для того, чтобы обратить ее на собственный источник происхождения, начать наблюдать, что происходит при сознательном движении внимания и что вызывает неосознаваемые (невольные) движения внимания.
_________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№31976Добавлено: Чт 12 Апр 07, 13:47 (18 лет тому назад)
БТР пишет:
Процитирую свое сообщение с ... "В настоящее время я сосредотачиваюсь на безграничном восприятии..."
"Есть люди, которые выпендриваются даже своим дзадзэн: они думают, что температура на их Дзэн-термометре выросла уже довольно высоко. Но это не имеет никакого отношения к дзадзэн. "Просто делать это" означает дзадзэн."
№31977Добавлено: Чт 12 Апр 07, 14:00 (18 лет тому назад)Re: Медитация: вопросы
Archangel пишет:
...с тех пор я не смог добиться подобного результата...
""Даст мне это что-нибудь? Или же нет?" - оставь такое отношение и просто сиди."
"Что мы делаем, когда практикуем дзадзэн? Абсолютно ничего. Если мы во время дзадзэн занимаемся ещё чем-нибудь побочно, то делаем тем самым дзадзэн чем-то очень маленьким. Только если мы абсолютно ничего не делаем, то заполняем этим всю вселенную. И, наоборот, заполнять всю вселенную означает абсолютно ничего не делать."
"Одинокая тишина существует только там, где ты просто практикуешь дзадзэн согласно учению - без малейшего отклонения. Там нет ни малейшего ожидания чего-нибудь, никаких спиритических сюрпризов. С самого начала это не имеет никакого значения, даст это что-нибудь тебе или нет. Нет ничего проще этого, но одновременно нет и ничего, что бы ни беспокоило тебя больше. Ты постоянно спрашиваешь, всё ли правильно с твоим дзадзэн. Похоже, даже ученики Догэна Дзэндзи имеют проблемы с этим абсолютно чистым дзадзэн, от которого мы совершенно ничего не получаем назад."
"Ты практикуешь дзадзэн - вот и всё. Каждое отдельное действие как это одно действие - это точно это одно действие. Вот и всё."
"Сикантадза (просто сидеть) означает черпать из колодца воду ведром без дна."
"Твоя практика сикантадза не должны быть поверхностной. Ты должен дойти до конца - исчерпать всё. "Просто сидеть" не означает сидеть просто так, сложа руки. Вся твоя жизнь должна зависеть от правильности направления твоей практики."
№31981Добавлено: Чт 12 Апр 07, 15:01 (18 лет тому назад)
Alex-M, Вы дзадзен когда последний раз сидели? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№31982Добавлено: Чт 12 Апр 07, 15:29 (18 лет тому назад)
Цитата:
miha, так вы считаете данную тему ненужной и бессмысленной?
Если она для вас нужна, тогда не бессмысленна. Вы же хотели собственное мнение каждого. А не из книг. Вот я вам своё и написал.
Поиски ума совсем не напрасное занятие. В книге Падмасамбхавы, "Естественное освобождение, учение о шести бардо", она описана. Но нельзя рассказывать, какой результат, иначе практикующий просто примет знание другого за своё. Нужно найти свой ум самостоятельно.
Если у вас перестала идти или не идёт практика, отбрасывайте её и пробуйте другую. Она вполне может вам просто не подходить.
Лучше всего пойти к Учителю. И по крайней мере быть честным с самим собой.
№32013Добавлено: Чт 12 Апр 07, 20:50 (18 лет тому назад)
miha пишет:
Вы же хотели собственное мнение каждого. А не из книг. Вот я вам своё и написал.
Вообще-то, я говорил немного о другом - о том, чтобы по-возможности указывали источник информации. И собственное мнение и собственный опыт и информация из книги и от учителя - все это принимается.
За мнение спасибо.
miha пишет:
...Но нельзя рассказывать, какой результат, иначе практикующий просто примет знание другого за своё. Нужно найти свой ум самостоятельно.
Если бы никто не говорил о результатах, то мы бы с вами не знали сейчас о них и не стремились бы пережить нечто подобное. Духовная литература и духовные разговоры ни в коем случае не могут дать знание или опыт, они служат другой цели - ознакомить ищущего, дать хоть какое-то представление о том куда ведет данный путь или метод, а также указать на препятствия и способ их преодоления.
miha пишет:
Лучше всего пойти к Учителю.
Не у всех есть такая возможность. Поэтому приходится черпать информацию либо из книг, либо с форума, либо самостоятельно, пытаясь выяснить ответ на поставленный вопрос - в принципе самостоятельно можно найти ответ практически на любой вопрос, но на это требуется много времени и медитативных усилий. Поэтому вопросы приходится очень тщательно обдумывать, прежде чем искать на них ответ с помощью медитации. К тому же, очень часто бывают периоды, когда медитация не идет.
КИ пишет:
Практику випашьяны пробовали?
Пробовал. Периодически пытаюсь практиковать, когда ум достиг точки X во время практики осознавания дыхания. Только опять же, эта практика мне известна из книг... и есть ряд вопросв... например с какой периодичностью и с какой последовательностью нужно сосредотачивать внимание на ощущениях в теле. Ведь наверняка все это имеет значение. Но стирать различие между болевым ощущением и приятным научился почти сразу, хоть и получается подобное редко, пережить относительно легко - трудно повторить. Как бы по наитию происходит - интуитивно. А вот когда пытаешься повторить уже дудки - начинаешь вспоминать "как же я это делал", пробовать по-разному, но ничего не выходит.
Alex-M пишет:
оставь такое отношение и просто сиди.
Alex-M, спасибо за совет. Вспомнилась притча о Будде "Брось это, нет не цветы... того, кто их принес".
2 БТР:
Спасибо за ваш список возможных объектов медитации, как я понял что можно концентрироваться практически на всем. У меня такой вопрос, откуда весь этот список объектов? Складывается впечатление, что он взят из собственного ума, так ли это? Если да - то как вы их генерируете? И с какой периодичностью меняете объект для сосредоточения? По мере необходимости (смотря что не успокоено) или через определенный промежуток времени? И как вы относитесь к идее об объектах концентрации, что мол, нужно рыть колодец в одном месте, а не переходить от одного места к другому? Вы не поддерживаете данную идею?
2 miha:
Спасибо за совет "найти свой ум". _________________ It's not important who I am but what I stand for.
Последний раз редактировалось: Archangel (Чт 12 Апр 07, 21:18), всего редактировалось 4 раз(а)
№32014Добавлено: Чт 12 Апр 07, 21:04 (18 лет тому назад)
Цитата:
Пробовал. Периодически пытаюсь практиковать, когда ум достиг точки X во время практики осознавания дыхания. Только опять же, эта практика мне известна из книг... и есть ряд вопросв... например с какой периодичностью и с какой последовательностью нужно сосредотачивать внимание на ощущениях в теле. Ведь наверняка все это имеет значение.
Осознавание дыхания, согласно многим традициям, не считается способным приводить к дальнейшим результатам, кроме как к успокоению ума. По этому вопросу имелся диспут, и существует и другая точка зрения. Но само наличие такой полемики очень показательно.
Мне более предпочтительными кажутся такие разновидности випашьяны:
1: Когда осуществляется отслеживание тех "ощущений в теле", которые на данный момент ответственны за переживание "я" (то есть, которые асмитятся). И, далее, это распространяется и на "мысли", если мысли становятся в большей степени "я", чем ощущения в теле (а это бывает редко на самом деле). При такой практике замечается интересная особенность - если отслеживается, за что в данный момент ум схватился, как за "я", то он тут же схватывает нечто другое, и нужно еще развить способность отслеживать, какое ощущение ему в данный момент больше понравилось. А они могут быть весьма тонкие.
2. (В том случае, если объекты первого вида неуловимы) Когда отслеживается то, что в наибольшей мере занимает ум - если это проблемы, то проблемы, а если ощущения и боль в теле, то только тогда они.
Сверх-задача випашьяны - осознать все феномены тем, что они есть, в этом случае не останется возможно принимать некоторые из них за "себя", и будет достигнуто "переживание" анатмана. _________________ Буддизм чистой воды
№32016Добавлено: Чт 12 Апр 07, 21:32 (18 лет тому назад)
2 КИ:
Благодарю за описание методики.
Кажется я практиковал нечто подобное - искал в себе "я". Когда происходило отождествление меня с мыслью, ощущением или пространством, я рассматривал данный объект более подробно и как бы спрашивал себя "это действительно <я>?" Когда оказывалось, что нет - искал дальше и так пока наконец не понимал, что "я" не существует. Довольно эффективной методой оказалось для меня.
Так же пробовал наблюдать ощущения и мысли, которые преобладают на данный момент - с проявлением настойчивости и терпения ярлыки отпадали. Ощущения становились нейтральными, а мысли преходящими, а следовательно безинтересными. Но практикуя данную методу вспоминалась и мешала практиковать одна идея, описаная в одной из книг о том, что "если постоянно наблюдать только лишь яркие ощущения - то ум так и будет <шататься> с одной стороны улицы на другую и так и не научится быть невозмутимым". еще описывалось, что безпристрастно наблюдая неприятные ощущения мы избавляемся от отвращения, наблюдая приятные - от желания, а наблюдая нейтральные - от неведения. И при таком раскладе становится непонятным в какой последовательности, через какой промежуток времени нужно переходить от одного ощущения к другому и по какой системе? Например, макушка -> глаза -> Нос -> ... -> живот -> бедра -> колени -> икры -> стопы? И в отношении кости/мышцы/кожа/связки и т.п. - по какой схеме? Указана ли подобная схема в оригинальной випашьяне? _________________ It's not important who I am but what I stand for.
Последний раз редактировалось: Archangel (Пт 13 Апр 07, 08:39), всего редактировалось 2 раз(а)
№32017Добавлено: Чт 12 Апр 07, 21:39 (18 лет тому назад)
Я рад, что желающих помочь и попытаться ответить на вопрос так много, пусть так и продолжается, но неужели нет практикующих, которые хотели бы спросить что-либо относительно практики или помехах? Неужели у всех всё получается? _________________ It's not important who I am but what I stand for.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы