№330869Добавлено: Вт 13 Июн 17, 14:52 (8 лет тому назад)Отношение к насилию в буддизме
Как известно, в общем, буддизм рекомендует воздерживаться от насилия, так называемый принцип ахимсы (ментальная, словесная и деятельная). Но тут есть очень тонкий момент, и как по мне не только в буддизме, а вообще этот вопрос очень спорный во всех религиях, потому как ни одна религия не отвечает в полной мере на вопрос "Как человек должен реагировать на насилие?" Как известно, в христианстве Христос проповедовал полный отказ от насилия - "ударили по левой щеке, подставь правую.", "отдай и рубаху..." и т.д. Но ведь из человека в таком случае могут сделать просто раба, "половую тряпку", издеваться и эксплуатировать. С точки зрения буддизма может ли человек применять насилие для защиты своей жизни, здоровья, чести и достоинства, а также жизни, здоровья и чести своих родственников? А для защиты страны?
В одной из книг Торчинова прочитал следующее: "Один из буддийских монахов, некто Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его (царя Лангдарму, гонителя
тибетских буддистов в 9 веке). После этого Палдордже удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации." Насколько такое действие оправдано? С одной стороны он это сделал для защиты Дхармы, с другой стороны совершил насилие, осквернил собственный рассудок и т.д.
Возьмем пример, пускай и грубый, но показательный - чью-то жену избили и изнасиловали. Как он должен поступить с точки зрения буддизма? Избить, убить виновника? Или же отказаться от действий, и таким образом преступник вполне возможно избежит наказания и изнасилует еще кого-то. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№330870Добавлено: Вт 13 Июн 17, 15:47 (8 лет тому назад)
И вместе с тем сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской альтруизм или благотворительность. Ее цель сугубо религиозна и сотериологична — освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями...
Иногда методы могли даже принимать вид внешне жестоких поступков.
Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов — бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад авичи (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов — убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни.
Возьмем пример, пускай и грубый, но показательный - чью-то жену избили и изнасиловали. Как он должен поступить с точки зрения буддизма? Избить, убить виновника? Или же отказаться от действий, и таким образом преступник вполне возможно избежит наказания и изнасилует еще кого-то.
Отказаться от совершения мести, ведь месть - это деяние, полностью обусловленное гневом и ненавистью. Это только увеличит количество ненависти в мире, осуществившему месть в конечном итоге не станет легче, вместо одного - два человека обретут неблагое рождение, жертве преступления, тоже от этого в итоге легче не станет. Достаточно заявить о преступлении властям, и содействовать следствию.
Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук)
Весьма странная история! Уж коли повязали, какая необходимость была бросать их в море?
И вместе с тем сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской альтруизм или благотворительность. Ее цель сугубо религиозна и сотериологична — освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями...
Иногда методы могли даже принимать вид внешне жестоких поступков.
Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов — бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад авичи (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов — убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни.
Е.А.Торчинов "Введение в буддологию"
И по факту как раз монахи стали убийцами из-за золота, и таким образом попадут в ад. И золото поставили выше человеческих жизней. А совершенствоваться уж точно можно и без всяких ступ. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Достаточно заявить о преступлении властям, и содействовать следствию.
Ну да, и таким образом переложить всю ответственность на власти и исполнительные органы. Мол, пускай они накапливают плохую карму. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Достаточно заявить о преступлении властям, и содействовать следствию.
Ну да, и таким образом переложить всю ответственность на власти и исполнительные органы. Мол, пускай они накапливают плохую карму.
Передергиваете. Во-первых, поимка преступников не является неблагим деянием, а во-вторых исполнительные органы в любом случае обязаны заниматься подобными вещами, ведь это их прямая обязанность. А вот не заявление о преступлении, и попытка покалечить/убить преступника из чувства мести, не только является каммически неблагим деянием, но и прибавляет работы по расследованию преступлений исполнительным органам, ведь вместо одного, становится два преступления.
Достаточно заявить о преступлении властям, и содействовать следствию.
Ну да, и таким образом переложить всю ответственность на власти и исполнительные органы. Мол, пускай они накапливают плохую карму.
Передергиваете. Во-первых, поимка преступников не является неблагим деянием, а во-вторых исполнительные органы в любом случае обязаны заниматься подобными вещами, ведь это их прямая обязанность. А вот не заявление о преступлении, и попытка покалечить/убить преступника из чувства мести, не только является каммически неблагим деянием, но и прибавляет работы по расследованию преступлений исполнительным органам, ведь вместо одного, становится два преступления.
Хорошо, другой пример. Дочь изводят в школе. Над ней издеваются, обзывают, хулят и т.д. Дочь в слезах, истерике, депрессии. К властям уже не обратишься, учителя тоже вряд ли помогут. Снова пассив? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Достаточно заявить о преступлении властям, и содействовать следствию.
Ну да, и таким образом переложить всю ответственность на власти и исполнительные органы. Мол, пускай они накапливают плохую карму.
Передергиваете. Во-первых, поимка преступников не является неблагим деянием, а во-вторых исполнительные органы в любом случае обязаны заниматься подобными вещами, ведь это их прямая обязанность. А вот не заявление о преступлении, и попытка покалечить/убить преступника из чувства мести, не только является каммически неблагим деянием, но и прибавляет работы по расследованию преступлений исполнительным органам, ведь вместо одного, становится два преступления.
Хорошо, другой пример. Дочь изводят в школе. Над ней издеваются, обзывают, хулят и т.д. Дочь в слезах, истерике, депрессии. К властям уже не обратишься, учителя тоже вряд ли помогут. Снова пассив?
Для буддиста-мирянина, да и просто здравомыслящего, законопослушного человека, есть множество вариантов решить этот вопрос, не нарушая обетов и закон. Для монахов эти вопросы не актуальны, так как они удаляются от мира и мирских дел.
Для монахов эти вопросы не актуальны, так как они удаляются от мира и мирских дел.
даже если будут, к примеру, оскорблять учителя и веру? а если будут применять к общине физическое насилие, репрессии, тогда как? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Но ведь из человека в таком случае могут сделать просто раба, "половую тряпку", издеваться и эксплуатировать.
А могут не сделать.
Цитата:
С точки зрения буддизма может ли человек применять насилие для защиты своей жизни, здоровья, чести и достоинства, а также жизни, здоровья и чести своих родственников? А для защиты страны?
Может применить. А может не применить.
Цитата:
с другой стороны совершил насилие, осквернил собственный рассудок и т.д.
Осквернил рассудок? Что за чушь?
Цитата:
Возьмем пример, пускай и грубый, но показательный - чью-то жену избили и изнасиловали.
Несовершенство мира. Неблагая участь. Убили, изнасиловали.
Цитата:
Как он должен поступить с точки зрения буддизма? Избить, убить виновника? Или же отказаться от действий, и таким образом преступник вполне возможно избежит наказания и изнасилует еще кого-то.
№330917Добавлено: Ср 14 Июн 17, 01:14 (8 лет тому назад)
Суть насилия это жесткость.
Надо понимать это следующим образом.
В рамках взаимодействия человек - реальность.
Любое противоречие внутреннее, или напряжение, эмоциональное, психическое, порождает завесу или выстраивает стену в это поле взаимодействия. Человек, который не может объединиться с реальностью переживает массу страданий. Если он что-то от себя постоянно отпихивает - это усугубляет ситуацию. Если он на внешнюю реальность пытается давить - то же самое.
Для объединения и более качественного взаимодействия с реальностью нужна мягкость, легкость. Тогда события и ситуации выстраиваются более гармонично.
А насилие, гнев, раздражение - порождают как раз противоречия и конфликты.
№331011Добавлено: Ср 14 Июн 17, 13:07 (8 лет тому назад)
Покой и беспокойство - это качества ума.
Но распознавание этих качеств - это другие качества ума, рефлексия.
Ум может быть спокоен, но покой не распознан. Так же и беспокойство может быть нераспознано.
Насилие происходит из нераспознанного беспокойства. Поэтому буддист практикует распознавание качеств ума.
Если буддист не умеет распознавать беспокойство, то у него еще нет надежного способа остановить насилие. Такому буддисту незачем рассуждать о вине и наказании, он только еще больше запутается в заблуждениях о природе ума и поведения существ.
Если Вы в смятении - распознавайте это смятение. Распознавайте беспокойство, условия в которых оно возникает и без которых прекращается.
У покоя нет причин возникновения. С прекращением условий беспокойства остается лишь покой.
Необученный буддист, не распознающий движений ума, может жаждать некой особенной волшебной умиротворенности, мистических рецептов влияния на жизнь, на людей, на ситуации.
Но правильные действия приходят с распознаванием причин и условий ситуаций.
Поэтому практикуйтесь в распознавании качеств ума. Развивайте способность к распознаванию. Уверенному, стойкому, бдительному, нерушимому. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№331014Добавлено: Ср 14 Июн 17, 14:15 (8 лет тому назад)
Не сохранились (неизвестны) тексты ниндзей - должны же были быть какие-то философские обоснования для их образа жизни (который и есть Путь)...
Они поклонялись бодхисаттве Маричи (обретая качества "покрывания", "незаметности")
Возможно ли теоретически обосновать свое собственное пребывание в аду вместо ожидаемого там другого живого существа:
вы берете на себя его страдания - спасая кого-то другого от огромного количества страданий и очень на долгое время
По ходу наставляя кого-то на Путь, а даяние Дхармы превосходит всякое деяние.
)
не имеется ввиду практическое руководство к действию - лишь теоретическое рассмотрение этого вопроса
Вообще-то прав Нагарджуна: теорию разворачивают (можно разворачивать) по-разному
Так-сяк _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы