Как известно, в общем, буддизм рекомендует воздерживаться от насилия, так называемый принцип ахимсы (ментальная, словесная и деятельная). Но тут есть очень тонкий момент, и как по мне не только в буддизме, а вообще этот вопрос очень спорный во всех религиях, потому как ни одна религия не отвечает в полной мере на вопрос "Как человек должен реагировать на насилие?" Как известно, в христианстве Христос проповедовал полный отказ от насилия - "ударили по левой щеке, подставь правую.", "отдай и рубаху..." и т.д. Но ведь из человека в таком случае могут сделать просто раба, "половую тряпку", издеваться и эксплуатировать. С точки зрения буддизма может ли человек применять насилие для защиты своей жизни, здоровья, чести и достоинства, а также жизни, здоровья и чести своих родственников? А для защиты страны?
В одной из книг Торчинова прочитал следующее: "Один из буддийских монахов, некто Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его (царя Лангдарму, гонителя
тибетских буддистов в 9 веке). После этого Палдордже удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации." Насколько такое действие оправдано? С одной стороны он это сделал для защиты Дхармы, с другой стороны совершил насилие, осквернил собственный рассудок и т.д.
Возьмем пример, пускай и грубый, но показательный - чью-то жену избили и изнасиловали. Как он должен поступить с точки зрения буддизма? Избить, убить виновника? Или же отказаться от действий, и таким образом преступник вполне возможно избежит наказания и изнасилует еще кого-то.
Первый из великих обетов - обет спасти все ЖС от страданий. Как же можно быть свидетелем насилия по отношению к себе или другим, и не предотвратить его? Когда нужно забить гвоздь в дерево, то бьёшь по нему молотком - это не насилие по отношению к доске или гвоздю, а способ закрепить гвоздь в дереве. Если существо безумно - то остановить его можно только силой. И это не будет насилием, если не создавать насилие в уме. _________________ Just do it. Don’t check.
№331053Добавлено: Чт 15 Июн 17, 21:14 (8 лет тому назад)
Алик, все верно, но такая мысль следует из внешнего учения. Она не рождает умственный покой достаточной силы, чтобы останавливать безумие без усилия.
Любое контрусилие - это беспокойство. Направленность к покою в прекращении усилий. Если Вы видите причину безумства, Вы можете указать на прекращение безумства.
Стихийное бедствие может уничтожить целый город или страну. Чтобы спасти людей, нужно указать им безопасное место.
Насильник находится в неспокойном месте. Он беспокоен. Когда Вы думаете, что его нужно связать или ударить, Вы лишь усиливаете его беспокойство.
Когда Вы видите его безопасное место, Вы можете подсказать ему. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№332858Добавлено: Чт 29 Июн 17, 19:29 (8 лет тому назад)
Я так и не прояснил для себя, может ли все таки согласно буддизму человек применять насилие для защиты собственной жизни и здоровья. Если на меня напали и душат, я могу огреть обидчика палкой/камнем по голове? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Я так и не прояснил для себя, может ли все таки согласно буддизму человек применять насилие для защиты собственной жизни и здоровья. Если на меня напали и душат, я могу огреть обидчика палкой/камнем по голове?
Монах не должен хвататься за палку и камень. Для мирянина, в первую очередь важно соблюсти первый обет, воздержания от убийства, ну и не превышать допустимую самооборону, прописанную в мирских законах. Случай конечно довольно гипотетический, но если на вас напал маньяк или слетевший с катушек пьяный гопник и душит, и вы уверены в его намерении вас убить, то для мирянина не будет нарушением огреть его палкой в целях самозащиты, не имея при этом намерения убить. В такой ситуации самообладание и осознанность у практикующего буддиста, будут ему в помощь, чтобы не перегнуть палку.
То есть монах в таком случае должен позволить себя убить? Не находите абсурдом?
Так смотря какой монах, Antaradhana, Вам пишет как тхеравадин, а вот какой-нибудь шаолиньский монах, владеющий Кунг-фу, наверняка его продемонстрирует на тех, кто на него нападёт, мотивируясь состраданием к нападающим, чтобы они убийством не заработали себе дурной кармы.
Хорошо, другой пример. Дочь изводят в школе. Над ней издеваются, обзывают, хулят и т.д. Дочь в слезах, истерике, депрессии. К властям уже не обратишься, учителя тоже вряд ли помогут. Снова пассив?
Я так и не прояснил для себя, может ли все таки согласно буддизму человек применять насилие для защиты собственной жизни и здоровья. Если на меня напали и душат, я могу огреть обидчика палкой/камнем по голове?
Тут бабушка надвое сказала.
Если действовать из сострадания, то можно и убить обидчика. Как это сделал убийца Ландармы. Ведь если бы тот не убил его, то сейчас бы тибетского буддизма вообще бы не существовало.
А можно из сострадания и пожертвовать своей жизнью, если убийце она так сильно нужна.
№334345Добавлено: Вт 11 Июл 17, 10:55 (8 лет тому назад)
Чтобы понять насилие в других следует распознать насилие в себе. Тот кто не распознает условия не влияет на итог. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 23.09.2012 Суждений: 4235 Откуда: South Indiana
№334360Добавлено: Вт 11 Июл 17, 13:46 (8 лет тому назад)
из частых просмотров триллеров, я понял, что главные герои делают одну ошибку - не добивают преследователей. конечно, можно поступить по буддийски - не убивать, но вывести из строй, сломав ногу, к примеру. поэтому, примите это к сведению. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Я так и не прояснил для себя, может ли все таки согласно буддизму человек применять насилие для защиты собственной жизни и здоровья. Если на меня напали и душат, я могу огреть обидчика палкой/камнем по голове?
Тут бабушка надвое сказала.
Если действовать из сострадания, то можно и убить обидчика. Как это сделал убийца Ландармы. Ведь если бы тот не убил его, то сейчас бы тибетского буддизма вообще бы не существовало.
А можно из сострадания и пожертвовать своей жизнью, если убийце она так сильно нужна.
эгоистично воздерживаться от убийства что б не испортилась личная карма. кому-то это надо делать когда-то ради блага других, даже если сам себе подпортишь рождение. _________________ सर्वधर्मशून्यता
№334362Добавлено: Вт 11 Июл 17, 13:48 (8 лет тому назад)
Android
Может эту ошибку все таки делают не герои, а сценаристы и режиссеры? И она намеренная - чтобы пройти контроль американской гильдии киноискусства.
Android
Может эту ошибку все таки делают не герои, а сценаристы и режиссеры? И она намеренная - чтобы пройти контроль американской гильдии киноискусства.
да, скорее всего так, что бы кино не закончилось быстро, но просмотр подталкивают к выводу такого не делать, если что вдруг. буддист все же не убивает намеренно, только калечит. в принципе такой подход меня устраивает. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы