Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"Изменчивость изменчивости". Призрак Гераклита и К

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

23684СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 17:58 (18 лет тому назад)    "Изменчивость изменчивости". Призрак Гераклита и К Ответ с цитатой

http://yuritikhonravov.livejournal.com/5571.html
Я уже встречал такую интерпретацию изменчивости. Собственно, это критика системы Гераклита в понимании Кратила, механически переносимая из учебников философии на буддизм. Ни разу эта критика не обосновывалась убедительными ссылками на сутты (на основании чего её можно отвергнуть за бездоказательностью). Но, может быть, в Каноне есть и прямо отрицающие изменчивость изменчивости (применительно к сансаре) слова Будды? Говорил ли Будда, что у сансары есть постоянные принципы функционирования: в т.ч. изменчивость? Отрицал ли Будда изменчивость сансарной изменчивости? Я понимаю, что нельзя принести от каждой женщины справку, что ты на ней не женат (специального опровержения на каждый домысел в Каноне не найти), но - интересно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
miha
умер


Зарегистрирован: 12.03.2005
Суждений: 4540

23686СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 18:37 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я конечно не специалист, но прочитал ссылку и оставил комментарий.

Цитата:
Не успеет Татхагата объяснить ему это, как человек этот умрет.

Я думаю здесь имеется ввиду что на заданные вопросы отвечать человеку бессмысленно. Так как привыкший опираться на видимую и знакомую реальность он просто их не сможет понять. И количество вопросов будет бесконечно. Ответ на эти вопросы находится там где находится Будда.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23693СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 19:56 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ЮТ пишет:
Между тем, трудно найти более уязвимое учение, чем буддийское.
Very Happy
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

23694СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:07 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Почему тема в Тхераваде? Позже, чтобы ее не потеряли, она перенесется в Дискуссии.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23695СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:10 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Забавные рассуждения (если не сказать софистика), но есть ли смысл их тут обсуждать? Не шутка ли это автора?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

23696СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:14 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хорошо, что ЮТ нашелся. А то сайт деятельных скептиков помер, на форумах его не видно, я уж не знал что и думать.

По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

23698СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:37 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.

Как Вы думаете, почему изменчивость не может сама рассматриваться как изменчивая дхарма (ведь изменчивость тоже угасает в нирване вместе с изменчивыми санскрита дхармами)? Почему она не может рассматриваться как конкретная санскрита дхарма, всегда возникающая совместно с любыми другими санскрита дхармами? Ведь говорят о дхармах, которые возникают только совместно с другими. Наверняка этот вопрос рассматривался в Тхераваде - интересно, как он был решён.


Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Ср 25 Окт 06, 20:40), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

23699СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:40 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Абстрактные понятия, то есть "не-существующие вещи", не имеют причин, а поэтому их никак нельзя рассматривать, как имеющие причины дхармы. То, что не имеет причин, несоздано, вечно и т.д. Но это не Бог-Абсолют, как подумает объективный идеалист, а  миф, иллюзия, фикция. Иллюзорная вещь, рассматриваемая в своей плоскости (то есть, город в пустыне, как именно город), не имеет реальных причин.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

23700СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:46 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Абстрактные понятия, то есть "не-существующие вещи", не имеют причин, а поэтому их никак нельзя рассматривать, как имеющие причины дхармы. То, что не имеет причин, несоздано, вечно и т.д. Но это не Бог-Абсолют, как подумает объективный идеалист, а  миф, иллюзия, фикция.
Но ведь "сын бесплодной женщины" - тоже опыт представления невозможного, как "существующие" вещи - тоже опыт, как нирвана - тоже опыт. Почему бы и не выделить по признаку "изменчивость" это в отдельную дхарму? Может быть, это связано с тем, что ни одна дхарма не выявляет свою сущность относительно самой себя - а только лишь отражаясь в других дхармах, относительно которых она проявляется-"существует"-функционирует как дхарма?
Соответственно, изменчивость не может проявиться как изменчивость относительно себя самой, не может угаснуть в нирване, если определить саму изменчивость как дхарму?


Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Ср 25 Окт 06, 20:49), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

23701СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:49 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхармы это то, что можно осознать в рефлексии. Есть дхармы возникновения, существования и угасания - они то и сопровождают любые другие дхармы. А изменчивость в любом виде буддизмом жестко отвергается - изменяться может только субстанция, а в буддизме проводится последовательный антисубстанционализм. Дхармы не могут меняться.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23703СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:54 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Анитья не дхармы, а самскары. Там кстати Dumatel, ошибается утверждая, что "Изменчивость - не дхарма." Anityata ещё какая дхарма. 1. Другое дело, что anitya/anicca, это вовсе не изменчивость, а непостоянство. 2. Anitya конечно-же обусловленная дхарма, но не произвольно, как вздумается, а определенным образом.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

23705СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 20:57 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Дхармы это то, что можно осознать в рефлексии. Есть дхармы возникновения, существования и угасания - они то и сопровождают любые другие дхармы. А изменчивость в любом виде буддизмом жестко отвергается - изменяться может только субстанция, а в буддизме проводится последовательный антисубстанционализм. Дхармы не могут меняться.
Почему нельзя свести непостоянство, изменчивость (аничча, анитья) к дхармам возникновения, существования и угасания, как Вы думаете?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23706СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 21:00 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Евгений В. Балакирев пишет:
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Как Вы думаете, почему изменчивость не может сама рассматриваться как изменчивая дхарма (ведь изменчивость тоже угасает в нирване вместе с изменчивыми санскрита дхармами)? Почему она не может рассматриваться как конкретная санскрита дхарма, всегда возникающая совместно с любыми другими санскрита дхармами? Ведь говорят о дхармах, которые возникают только совместно с другими. Наверняка этот вопрос рассматривался в Тхераваде - интересно, как он был решён.
Вобщем главная ошибка не в том, что изменчивость нужно исключить из рассмотрения, а в том что у Будды речь идет не о изменчивости, а о непостоянстве. И даже если бы это была изменчивость она не произвольна, а закономерна причинностью (когда то тогда это, а не "когда что-то тогда что угодно").
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

23707СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 21:01 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Anityata - посмотри какие дхармы вокруг нее и это слово в Мониере. Я бы так сходу не отождествлял  бы ее с анитьей из трилакшаны.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Евгений В. Балакирев



Зарегистрирован: 11.04.2006
Суждений: 561

23708СообщениеДобавлено: Ср 25 Окт 06, 21:01 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Анитья не дхармы, а самскары. Там кстати Dumatel, ошибается утверждая, что "Изменчивость - не дхарма." Anityata ещё какая дхарма. 1. Другое дело, что anitya/anicca, это вовсе не изменчивость, а непостоянство. 2. Anitya конечно-же обусловленная дхарма, но не произвольно, как вздумается, а определенным образом.

Спасибо, Вы прояснили для меня этот вопрос: значит, анитья относится к конструктам, а не к лежащим в их основе конструируемым дхармам (собственно, так и есть у Ассаджи, но сразу не осилил). Значит, анитья, как обусловленная дхарма, тоже непостоянна - поскольку и она угасает в нирване? Непостоянство само всё-таки непостоянно, в этом смысле?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.671) u0.013 s0.001, 18 0.017 [256/0]