№23684Добавлено: Ср 25 Окт 06, 17:58 (18 лет тому назад)"Изменчивость изменчивости". Призрак Гераклита и К
http://yuritikhonravov.livejournal.com/5571.html
Я уже встречал такую интерпретацию изменчивости. Собственно, это критика системы Гераклита в понимании Кратила, механически переносимая из учебников философии на буддизм. Ни разу эта критика не обосновывалась убедительными ссылками на сутты (на основании чего её можно отвергнуть за бездоказательностью). Но, может быть, в Каноне есть и прямо отрицающие изменчивость изменчивости (применительно к сансаре) слова Будды? Говорил ли Будда, что у сансары есть постоянные принципы функционирования: в т.ч. изменчивость? Отрицал ли Будда изменчивость сансарной изменчивости? Я понимаю, что нельзя принести от каждой женщины справку, что ты на ней не женат (специального опровержения на каждый домысел в Каноне не найти), но - интересно.
№23686Добавлено: Ср 25 Окт 06, 18:37 (18 лет тому назад)
Я конечно не специалист, но прочитал ссылку и оставил комментарий.
Цитата:
Не успеет Татхагата объяснить ему это, как человек этот умрет.
Я думаю здесь имеется ввиду что на заданные вопросы отвечать человеку бессмысленно. Так как привыкший опираться на видимую и знакомую реальность он просто их не сможет понять. И количество вопросов будет бесконечно. Ответ на эти вопросы находится там где находится Будда.
№23696Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:14 (18 лет тому назад)
Хорошо, что ЮТ нашелся. А то сайт деятельных скептиков помер, на форумах его не видно, я уж не знал что и думать.
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними. _________________ Буддизм чистой воды
№23698Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:37 (18 лет тому назад)
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Как Вы думаете, почему изменчивость не может сама рассматриваться как изменчивая дхарма (ведь изменчивость тоже угасает в нирване вместе с изменчивыми санскрита дхармами)? Почему она не может рассматриваться как конкретная санскрита дхарма, всегда возникающая совместно с любыми другими санскрита дхармами? Ведь говорят о дхармах, которые возникают только совместно с другими. Наверняка этот вопрос рассматривался в Тхераваде - интересно, как он был решён.
Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Ср 25 Окт 06, 20:40), всего редактировалось 1 раз
№23699Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:40 (18 лет тому назад)
Абстрактные понятия, то есть "не-существующие вещи", не имеют причин, а поэтому их никак нельзя рассматривать, как имеющие причины дхармы. То, что не имеет причин, несоздано, вечно и т.д. Но это не Бог-Абсолют, как подумает объективный идеалист, а миф, иллюзия, фикция. Иллюзорная вещь, рассматриваемая в своей плоскости (то есть, город в пустыне, как именно город), не имеет реальных причин. _________________ Буддизм чистой воды
№23700Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:46 (18 лет тому назад)
КИ пишет:
Абстрактные понятия, то есть "не-существующие вещи", не имеют причин, а поэтому их никак нельзя рассматривать, как имеющие причины дхармы. То, что не имеет причин, несоздано, вечно и т.д. Но это не Бог-Абсолют, как подумает объективный идеалист, а миф, иллюзия, фикция.
Но ведь "сын бесплодной женщины" - тоже опыт представления невозможного, как "существующие" вещи - тоже опыт, как нирвана - тоже опыт. Почему бы и не выделить по признаку "изменчивость" это в отдельную дхарму? Может быть, это связано с тем, что ни одна дхарма не выявляет свою сущность относительно самой себя - а только лишь отражаясь в других дхармах, относительно которых она проявляется-"существует"-функционирует как дхарма?
Соответственно, изменчивость не может проявиться как изменчивость относительно себя самой, не может угаснуть в нирване, если определить саму изменчивость как дхарму?
Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Ср 25 Окт 06, 20:49), всего редактировалось 1 раз
№23701Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:49 (18 лет тому назад)
Дхармы это то, что можно осознать в рефлексии. Есть дхармы возникновения, существования и угасания - они то и сопровождают любые другие дхармы. А изменчивость в любом виде буддизмом жестко отвергается - изменяться может только субстанция, а в буддизме проводится последовательный антисубстанционализм. Дхармы не могут меняться. _________________ Буддизм чистой воды
№23703Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:54 (18 лет тому назад)
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Анитья не дхармы, а самскары. Там кстати Dumatel, ошибается утверждая, что "Изменчивость - не дхарма." Anityata ещё какая дхарма. 1. Другое дело, что anitya/anicca, это вовсе не изменчивость, а непостоянство. 2. Anitya конечно-же обусловленная дхарма, но не произвольно, как вздумается, а определенным образом.
№23705Добавлено: Ср 25 Окт 06, 20:57 (18 лет тому назад)
КИ пишет:
Дхармы это то, что можно осознать в рефлексии. Есть дхармы возникновения, существования и угасания - они то и сопровождают любые другие дхармы. А изменчивость в любом виде буддизмом жестко отвергается - изменяться может только субстанция, а в буддизме проводится последовательный антисубстанционализм. Дхармы не могут меняться.
Почему нельзя свести непостоянство, изменчивость (аничча, анитья) к дхармам возникновения, существования и угасания, как Вы думаете?
№23706Добавлено: Ср 25 Окт 06, 21:00 (18 лет тому назад)
Евгений В. Балакирев пишет:
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Как Вы думаете, почему изменчивость не может сама рассматриваться как изменчивая дхарма (ведь изменчивость тоже угасает в нирване вместе с изменчивыми санскрита дхармами)? Почему она не может рассматриваться как конкретная санскрита дхарма, всегда возникающая совместно с любыми другими санскрита дхармами? Ведь говорят о дхармах, которые возникают только совместно с другими. Наверняка этот вопрос рассматривался в Тхераваде - интересно, как он был решён.
Вобщем главная ошибка не в том, что изменчивость нужно исключить из рассмотрения, а в том что у Будды речь идет не о изменчивости, а о непостоянстве. И даже если бы это была изменчивость она не произвольна, а закономерна причинностью (когда то тогда это, а не "когда что-то тогда что угодно").
№23707Добавлено: Ср 25 Окт 06, 21:01 (18 лет тому назад)
Anityata - посмотри какие дхармы вокруг нее и это слово в Мониере. Я бы так сходу не отождествлял бы ее с анитьей из трилакшаны. _________________ Буддизм чистой воды
№23708Добавлено: Ср 25 Окт 06, 21:01 (18 лет тому назад)
test пишет:
КИ пишет:
По теме: все просто объясняется - дхармами, которые анитья, является не некий абстрактный "закон", а конкретные, такие же мгновенные, как и прочие дхармы, связи (хету и пратяя) между ними.
Анитья не дхармы, а самскары. Там кстати Dumatel, ошибается утверждая, что "Изменчивость - не дхарма." Anityata ещё какая дхарма. 1. Другое дело, что anitya/anicca, это вовсе не изменчивость, а непостоянство. 2. Anitya конечно-же обусловленная дхарма, но не произвольно, как вздумается, а определенным образом.
Спасибо, Вы прояснили для меня этот вопрос: значит, анитья относится к конструктам, а не к лежащим в их основе конструируемым дхармам (собственно, так и есть у Ассаджи, но сразу не осилил). Значит, анитья, как обусловленная дхарма, тоже непостоянна - поскольку и она угасает в нирване? Непостоянство само всё-таки непостоянно, в этом смысле?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы