Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про клишта-манас

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594423СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 05:00 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?

http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата:
Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например

Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".

Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.

И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.

Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.

Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594433СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 11:38 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Горсть листьев пишет:

Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться.
Это результат не только научения, но и творчества.
Что результат творчества?
Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести.
Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика Smile но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творчества, в концептуализации - не спорю, это важный момент.
Они самовозникли чудесным образом?
Типа того. Развились в ходе эволюции.
Идея эволюции антиметафизична, в ней нет места чудесам.
А в возникновении и развитии языков никаких чудес и нет.
Значит, они были созданы, а затем доработаны – что тоже является творческим делом – кем-то.
Еали нечто обозначается как созданное, не подразусевает ли это наличие создателя? Но если говорить, что у естественого языка был (должен быть) некий создатель, не означает ли это, что у такого создателя предполагается сначала наличие концепция языка - и это при том, что у создателя не было языка, то есть средства выражения концепций? Не получается ли, что в таком предположении следствие предшествует своей причине?
Для формирования идей не обязателен язык. Достаточно чувственной сферы, на основе которой можно что-то воображать, и развитой способности к воображению.
Вы говорите о наглядно-образном мышлении, но идеи относятся к более сложному абстрактному мышлению.
И как вы себе представляете безыдейное (читай: безобразное) мышление? Для меня это такой же абсурд, как и жаренный лёд. А для более отвлечённого мышления тоже не обязателен язык. Достаточно каких-либо идей в качестве основы.
Для меня всё имеется существенная разница между образом и идеей. Поясню так: например, образ чайника относится к его внешним признакам, в то время как идея чайника выражает его функциональность и при этом не так уж важен его внешний вид.
Чайник как функция – это тоже образ, который является результатом практики в чувственной сфере. Язык для возникновения данного образа не обязателен.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30733

594439СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:15 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Горсть листьев пишет:
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?

http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата:
Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например

Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".

Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.

И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.

Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.

Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны.
А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594443СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника?

Гаф гаф, конечно. Шутка.

Мне кажется, что образы видят и животные, и видимые ими образы достаточно функциональны - "враг" бежать или сражаться, "яблоко" - еда и тп.
Так что визуальный образ чайника животное конечно увидит, но что вот в нем можно еще и воду кипятить - такой идеи у него не возникнет.

Другое дело, что животные не очень способны к обучению, к созданию новых внутренних представлений, отличных от привычных животных, предназначенных для решения проблем выживания, размножения и тп.

Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.


Ответы на этот пост: Рената Скот, LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

594462СообщениеДобавлено: Пн 22 Ноя 21, 17:22 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594478СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 03:50 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

594489СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:14 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.
Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.

Ответы на этот пост: superpuper
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
superpuper
заблокирован


Зарегистрирован: 02.10.2021
Суждений: 244

594490СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
superpuper пишет:
Рената Скот пишет:
superpuper пишет:


Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?

Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.
Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.

Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

594525СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 18:58 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:


Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые.
Сложные и простые для кого? Для вас "неделание зла" - очень сложная концепция?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2676
Откуда: Мартышкино

594526СообщениеДобавлено: Вт 23 Ноя 21, 20:44 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

superpuper пишет:
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
это вы зря, и концепции - это не довод
я вот тут наблюдал своего черного кота - он точно минимум в третьей джане был
мне вообще не совсем понятно пренебрежительное отношение к животным - они по многим параметрам арахаты изначально, с них пример бы брать
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

594669СообщениеДобавлено: Вт 30 Ноя 21, 19:51 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Добрый день, уважаемые участники.

Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого. Почему «объективная реальность» предметов стала мировым хитом - все в нее верят, а учение об объективном существовании идей (объективный реализм - яркий представитель которого Платон) не пользуется такой популярностью ?
Разум воспринимает объекты чувств по умолчанию как реальные из-за (очевидности свойств):

а) независимости и устойчивости

А также:

б) необходимости избегать опасности (хищников и пр.)
в) необходимости удовлетворять потребности (пища и пр.)

"Мыслимое" ("воображаемое") не воспринимается по умолчанию как реальное, так как относительно свободно в силу природы разума, сами объекты кажутся зависимыми и неустойчивыми (от периодов мышления; в отличие от "хищников и еды"). Также, соответственно, там нет необходимости избегать опасности и удовлетворять потребности.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
humanist



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 381

628553СообщениеДобавлено: Чт 08 Июн 23, 11:16 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Ну вот, в споре кажется родилась истина: ученые - это проститутки с пониженной социальной ответственностью, которых во время войн власть имущие привлекают, когда надо кому-то навязать свои правила, и у которых клишта-манас транцедентирует чувственную (рупа) объективную реальность, а идеи Платона не трансцедентирует, потому что они науке не нужны.

Наука это обоюдоострый меч, который можно использовать как для добра, так и для зла.
А понять и увидеть идеи Платона могут лишь те, кто обладает божественным разумом.

_________________
Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Страница 9 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.343) u0.018 s0.001, 17 0.014 [263/0]