Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Глаз и форма - что в этом можно считать "субъектом"?

Страницы 1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466942СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 14:08 (5 лет тому назад)    Глаз и форма - что в этом можно считать "субъектом"? Ответ с цитатой

Вопрос поставил немного провокационно, но без злого умысла. ... как то меня один участник форума спросил: "если ты (я) касаешься одной рукой другую - то какая из них субъект, а какая объект?" Отсюда видно вообще нынешнее состояние этого вопроса

... если продолжить, как это выражается в классических текстах. То ухо и звук  - что тут субъект? Нос и запах - что тут субъект? Ум и дхамма - что тут субъект?  ...

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

466946СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 14:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анатман - значит нет субъекта. Всяческая субъективность - иллюзия.

С неведением возникли побуждения. С побуждениями возникли различия. С различиями возникли обозначения различного. С обозначением возникли опоры различения. С опорами различения возник контакт опор и различий обозначаемого. С контактом возникло приятное чувство определенности обозначаемого, неприятное чувство неопределенности обозначаемого и ни приятное, ни неприятное чувство неопределенности опор. С чувством возникла жажда возникновения приятного, невозникновения неприятного и беспокойства невозникновением приятного или неприятного. С жаждой возникла привязанность к чередованию неприятного и приятного и склонность к получению приятного через неприятное. Со склоностью возникло рождение совокупностей привязанностей. С рождением возникла старость и смерить совокупностей, когда проявления рожденного сначала разнообразны, а затем все более и более скудны, словно взрыв поднимает в небо пламя, дым, пыль и тяжелые предметы. Первым угасает пламя и падают тяжелые осколки, потом постепенно оседает пыль и рассеивается дым, пока от взрыва больше ничего не остается.

Сначала есть идея зрительного восприятия как наслаждения (авидья). С ней возникает стремление к зрению. Со стремлением возникают различимые качества зрения. С различимыми качествами возникают зрительные образы. Со зрительными образами возникает опора зрительного восприятия. С опорой зрительного восприятия возникает контакт опоры и различимых качеств зрительных образов.

Здесь нет никакого субъекта. И разделенность зрительных образов на опоры и контакт опор обусловлены именно от качеств и образов к опорам и контакту, а не наоборот.

А этерналист убежден, что сначала есть объекты, а объекты образуют глаз и зримое глазом, и тогда уж возникает контакт глаза и зримого и возникает отражения зримого в глазу. И перевернуть это убеждение этерналисту ох, как непросто. Для этерналиста этого не может быть, потому что не может быть никогда. Убеждение в действии.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48673

466950СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 14:27 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Любая из пяти индрий - субъект. Рупа делится на ту, которая является только объектом, и ту, которая является объектом и субъектом сразу.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

466951СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 14:29 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar
Цитата:
Глаз и форма - что в этом можно считать "субъектом"?
Ничего. Субъект будет третьим звеном в контакте - виджняна. Она наблюдает формы глазом.

Последний раз редактировалось: Adzamaro (Чт 24 Янв 19, 14:59), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

466963СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 14:47 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

yul can, visayin - обладатель объекта (субъект) - дхарма, "входящая" в свой объект (rang yul la 'jug pa'i chos). Йонзин Пуржог: действительное, обладающее какого-либо рода собственным объектом (rang yul ci rigs dang ldan pa'i dngos po).
Подразделяется на три: психическое (shes pa), обладатель объекта, относящийся к чувственному, и обладатель объекта, относящийся к непсихическим элементам-соединителям

gzugs su gyur pa'i yul can, rupavisayin - обладатель объекта, относящийся к чувственному.
Подразделяется на два: органы чувств обладателя чувственного (dbang bo gzugs can pa) и называющий звук

Это согласно Гоман. В Сэра - без органов чувств. Почему - нет данных.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466983СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:10 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ответ на этот вопрос для меня такой: "Ни форма, ни глаз не являются субъектом".
В МН 148 то и другое названо внешним и внутренним аятана. Глаз - внутреннее аятана, форма - внешнее

Если сказать западным языком, то форма - это опосредованный объект, а глаз - непосредственный.
Если провести опыт (который проводили в 19 веке) удалив животному мозг - то глаз продолжал реагировать на свет (зрачок продолжал исполнять свою функцию, что говорит о том, что глаз видит формы). Но, так как мозг был удален это не доходило до следующего механизма

_________________
живите больше


Последний раз редактировалось: Frithegar (Чт 24 Янв 19, 15:21), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

466986СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:12 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Зрачок всего лишь рефлекторно реагирует на поток света. Это ничего не говорит о том, что глаз видит форму. Вы приводите примитивные аргументы, которые легко отвергаются по причине наивности, глупости, не соответствия действительности.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466987СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:15 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Следующий "механизм" - это дхамма и ум. Это тоже считается в ПК внешним и внутренним аятана. Дхамма - внешнее аятана (подобно форме, звуку, запаху), а манас или ум - это внутреннее аятана. И, с этой точки зрения получается, что и ум - это тоже не Субъект. не-Атман ... чему есть подтверждения в ПК, где призывается прекратить мано-виннана (сознание ума). Так же как чаккху-виннана (сознание зрения) ... и остальные виннана.
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466989СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:19 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:

Цитата:
Глаз и форма - что в этом можно считать "субъектом"?
Ничего. Субъект будет третьим звеном в контакте - виджняна. Она наблюдает формы глазом.

С точки зрения буддизма (как я его понимаю) - Субъект не познаваем. Он, это лишь окончательный пункт куда доходят все впечатления. Через все непосредственные и опосредованные объекты. Тот на данный момент окончательный пункт окончательного познания. То, что только лишь познает. Но что на данный момент не может быть познано

... Но когда осознано, что глаз - это не Субъект, только тогда он перестает таким быть.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Won Soeng, Adzamaro
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466992СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что касается прикосновения одной рукой другой руки. И что тут является "субъектом", то с этим сложнее. Как меня спросили тут, в разговоре (см. первое сообщение). ... Тут влияет мотив. Чем вызвано вообще желание или такая необходимость. Для такого действия
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

466993СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Adzamaro пишет:

Цитата:
Глаз и форма - что в этом можно считать "субъектом"?
Ничего. Субъект будет третьим звеном в контакте - виджняна. Она наблюдает формы глазом.

С точки зрения буддизма (как я его понимаю) - Субъект не познаваем. Он, это лишь окончательный пункт куда доходят все впечатления. Через все непосредственные и опосредованные объекты. Тот на данный момент окончательный пункт окончательного познания. То, что только лишь познает. Но что на данный момент не может быть познано

... Но когда осознано, что глаз - это не Субъект, только тогда он перестает таким быть.

А Вы приведите буддийский источник этой точки зрения. Что сподвигло Вас понимать ее буддийской?

Есть коан как раз на эту тему. Он как раз проверяет постижение ученика. Десять тысяч вещей возвращается к одному. Куда возвращается этот один?
На этот коан невозможно ответить умозрительно. Он ставит в тупик учеников, заставляет их отбросить рассудочные попытки придумать ответ.

Нет никаких десяти тысяч вещей и ничто ни к чему не возвращается.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

466996СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:44 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Любая из пяти индрий - субъект. Рупа делится на ту, которая является только объектом, и ту, которая является объектом и субъектом сразу.

Фридегар проигнорировал этот грамотный и отвечающий на вопрос темы пост, потому что эта информация не укладывается в шаблоны Фридегара о буддизме, глазе (и прочих индриях), субъекте и атмане.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 24 Янв 19, 16:00), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

466998СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:50 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

да ладно, Сонг, если я буду просить приводить источники для множества ваших рассуждений ...

вот этот, 5 мес. назад остался без ответа. Как и несколько других, аналогичных:

Frithegar пишет:
Won Soeng пишет:
Сансара это рупа, читта и четасика.

покажите текст, в котором хотя бы упоминается то, о чем вы говорите. Хотя бы в примерном аналогичном смысле. Я не говорю о значении. Просто источник откуда вы берете основу для ваших изречений. Вы обвиняете меня в выдумывании, но я могу показать очень много самых разных источников, где беру то о чем пишу. Вопрос в толковании слов и утверждений. Но на то и форум. ... Откуда изначально берутся ваши многочисленные рассуждения сложно понять, по крайней мере мне. ... Потому, хватит раскидывать понты. Либо учитесь и с точки зрения знаний аргументированно наезжайте и вопросов не будет, либо ... скромнее. Эти ваши многочисленные опусы тоже можно назвать как угодно

если я скажу, что вывожу все эти мои рассуждения из той же МН 148 или "Шесть шестерок" которую и упоминаю выше? Или из "анатта лаккхана сутта". И из множества аналогичных.  ... И из других, не буддийских источников.

Метод прост: если что-то распознается как временное и изменяемое, если что-то страдательно - то оно не-Атман. Но! Самое главное что отличает моё мнение от вашего - Атман - это Субъект, который ощущается как "я". Как мое изначальное ощущение. И от этого ощущения, непроявленного ни в словах, ни в мыслях отделяется всё то, что можно распознать как временное и страдательное. И всё это временное и страдательное, которое уже распознается таковым - оно не-Я, не Субъект, не-Атман.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

467000СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 15:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Любая из пяти индрий - субъект. Рупа делится на ту, которая является только объектом, и ту, которая является объектом и субъектом сразу.

Фридегар проигнорировал этот грамотный и отвечающий на вопрос темы пост, потому что эта информация не укладывается в шаблоны Фридегара о буддизме, глазе (и прочих индриях), субъекте и атмане.

нет, я просто говорил в другой теме и в этой тоже, что думаю по этому поводу. Если считать индрию субъектом, то это не верно, с моей точки зрения. Что такое индрия? Это определяется как "щупальца" или лучи, направленные к объектам восприятия. Следовательно, это инструмент, подобный глазу. Инструмент, подобный телескопу для глаза или микроскопу. Если индрия осознается как нечто объективное - она уже и есть это нечто объективное. То есть, уже отделенное для такого распознавания. Если же нет - то тогда это субъект. Но тогда и тело вообще это субъект, кто так считает. И глаз считается субъектом, кто думает, что то чем он видит - это часть его самого

В том то и дело, что буддийский метод - это последовательное осознание того, что не есть "Я". Путем отделения для такого объективного познания. Причем само "Я" познать нельзя, так как это Субъект

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

467002СообщениеДобавлено: Чт 24 Янв 19, 16:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Если индрия осознается как нечто объективное - она уже и есть это нечто объективное. То есть, уже отделенное для такого распознавания. Если же нет - то тогда это субъект.

То, что нечто (например, глаз) может выступать и как субъект, и как объект, - просто не соответствует вашему шаблону.
Хотя, казалось бы, это элементарно. Вы можете глазом видеть - и тогда он выступает в качестве субъекта. Вы может глаз пощупать, рассмотреть его с помощью зеркала, подумать о нём - и тогда он выступает в качестве объекта.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.826) u0.014 s0.001, 18 0.017 [264/0]