№466014Добавлено: Сб 19 Янв 19, 20:04 (6 лет тому назад)Можете обьяснить? (Что означает тезис: "Пустота есть форма, а форма есть пустота"?)
1) Что означает тезис: "Пустота есть форма, а форма есть пустота"? О чём тут говориться?
2)Есть ли некое утверждение "абсолютной пустоты" типа: "нет ничего вообще", в какой либо из Махаянских Школ? Особенно интересует положение дел в Чань, что они понимают под пустотой? _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
№466023Добавлено: Сб 19 Янв 19, 20:40 (6 лет тому назад)
Как это, Серж? Можно по подробнее? Есть какие-то ссылки на авторитетные источники по этому вопросу? _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
№466026Добавлено: Сб 19 Янв 19, 20:49 (6 лет тому назад)
Распознавая форму, следует сперва устранить захваченность ума дуализмом, рождённую неведением и затем, в качестве противовеса, вызвать мощное осознание пустотой.
№466030Добавлено: Сб 19 Янв 19, 21:20 (6 лет тому назад)
Авалокитешвара обращается к Шарипутре, который в сутре представляет раннюю буддийскую школу «совершенной мудрости». Бодхисаттва особенно подчёркивает, что «форма — это пустота, а пустота — это форма» (色即是空,空即是色) и провозглашает скандхи равно пустыми.
После этого Авалокитешвара говорит о некоторых наиважнейших буддийских догматах и поясняет, что они суть простые объяснения реальности, но не сама реальность, и потому не являются истиной в высшем значении этого понятия. Другими словами, буддист не может опираться на слова или традиционные догмы учения. Бодхисаттва, как архетипический буддист, опирается на совершенство мудрости, которая воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, то есть, воспринимает реальность напрямую.
1.там Глава 5 посвящена комментариям к этому высказыванию, автор приводит штук 6 старых индийских и тибетских. Слова сутры про отношение рупы ее анатмовости. Каждый комментарий немного по разному ставит акценты в зависимости от своей «философской» школы. Вкратце не пересказать, ибо смысл там в деталях. Общее там: все комментаторы согласны что в рупе нет атмана.
2. Нет, это нигилизм. Насчёт специфики чань не знаю.
№466072Добавлено: Сб 19 Янв 19, 23:22 (6 лет тому назад)
Специфика чань-дзен проста в этом отношении: единство формы и содержания (в противовес представлениям о майе и ишваре) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Единство пустоты (пространства) и формы(материи) разве не очевидно? Что их объединяет или разделяет?
Не очевидно. Для меня пустота это утверждение о том что все пусто от я и того что принадлежит я. А вы вот уже говорите о пространстве. Как видите разночтения присутствуют.
Я просто не понимаю как пустота понимается в Махаяне. Знаю только что ее там как то несколько видов различают, и это сбивает с толку. Например что такое Дхарма дхату непонятно, что такое пустота пустоты и т.п. вещи. Вопрос стоит в том, тождественно ли это понимание пустоты тому описанию что содержится в ПК, или нет? Тема не это холиварная, если что, просто хотелось бы разобраться, желательно с ссылками на весомые источники. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Последний раз редактировалось: Максим Фурин (Вс 20 Янв 19, 00:56), всего редактировалось 1 раз
1.там Глава 5 посвящена комментариям к этому высказыванию, автор приводит штук 6 старых индийских и тибетских. Слова сутры про отношение рупы ее анатмовости. Каждый комментарий немного по разному ставит акценты в зависимости от своей «философской» школы. Вкратце не пересказать, ибо смысл там в деталях. Общее там: все комментаторы согласны что в рупе нет атмана.
2. Нет, это нигилизм. Насчёт специфики чань не знаю.
Благодарю за ссылку, попробую разобраться. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
№466096Добавлено: Вс 20 Янв 19, 08:14 (6 лет тому назад)
Я думаю так.
Обычно упускают, что далее по тексту говорится: чувство -- пустота, и пустота -- чувство. Восприятие пустота... и т.д.
А оставляют одну форму, наделяя ее особым статусом, как бы описывающим все дхармы. На самом деле тут речь идет о скандхе рупа.
Так вот, рупа -- пустотна -- "пустота". Но пустота не что-то отдельное от формы -- это сама форма.
Пустота в данном случае означает полное отсутвие.
Как в ПК атмана нет, так как он не реальность, а концепт, так и в данной сутте, подобное рассмотрение расширяется на все объекты Дхармы: Скандхи, Аятаны и даже 4БИ.
Все, что говорится о Я, теперь можно сказать и о дхармах. Воттакуот.
т.е. что их нет, что они пустота.
Как определяется это отсутвие? Например через рассмотрение дхарм как отражения в зеркале "Ума". если они отражение, то не являются самосуществующими, не являются реальностью. И даже сам "Ум" -- отражение. И нет ни одной реальной вещи, даже сама пустота -- нереальна. Это подход читтаматры. Есть и другие подходы. В самой же сутре выражен главный принцип тотальной пустотности всего.
Последний раз редактировалось: Helios (Вс 20 Янв 19, 08:23), всего редактировалось 1 раз
№466097Добавлено: Вс 20 Янв 19, 08:21 (6 лет тому назад)
Бодхисаттва сострадания,
Пребывая в глубокой медитации,
Узрел пустотность всех пяти скандх
И разорвал цепи, служившие причиной страданий.
Так,
Форма – ни что иное как пустотность,
Пустотность – ни что иное как форма,
Нет формы помимо пустотности,
И нет пустотности помимо формы.
Таковы также,
Ощущение, различение, кармические образования
И само сознание.
Все вещи по природе пустотны,
Они не рождаются и не разрушаются,
Не загрязнены и не чисты,
Не увеличиваются и не уменьшаются.
Поэтому в пустоте нет формы,
Нет ощущения, мышления, различения,
Нет и самого сознания.
Нет глаза, уха, носа, языка, тела, ума,
Нет цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения,
Того, за что цепляется ум,
И даже нет процесса восприятия.
Нет ни неведения, ни прекращения неведения,
Ни того, что происходит от неведения,
Нет ни старости, ни смерти,
Ни их прекращения.
Нет страдания, причины страдания,
Прекращения страдания или благородного пути,
Освобождающого от страдания,
Нет мудрости, что можно достигать:
Да и достижение – также пустотно.
Так бодхисаттва,
Ни в чем не ища опоры,
Но пребывая в мудрости Праджни,
Освободился от препятствий заблуждений,
Избавился от порождаемого ими страха
И достиг чистейшей Нирваны.
Все будды прошлого и настоящего,
Будды будущих времен,
Опираясь на эту мудрость,
Приходят к полному и совершенному воззрению.
Слушайте великое дхарани,
Лучезарную непревзойденную мантру Праджняпарамиты,
Чьи слова успокаивают все страдания,
Слушайте и поверьте в ее истинность.
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы