Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Можете обьяснить? (Что означает тезис: "Пустота есть форма, а форма есть пустота"?)

Страницы 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

466014СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 20:04 (5 лет тому назад)    Можете обьяснить? (Что означает тезис: "Пустота есть форма, а форма есть пустота"?) Ответ с цитатой

1) Что означает тезис: "Пустота есть форма, а форма есть пустота"? О чём тут говориться?

2)Есть ли некое утверждение "абсолютной пустоты" типа: "нет ничего вообще", в какой либо из Махаянских Школ? Особенно интересует  положение дел в Чань, что они понимают под пустотой?

_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.


Ответы на этот пост: Йог, EvgeniyF, test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

466016СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 20:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это означает, что мы можем мыслить о пустоте, на основе формы и наоборот - анализируя форму, мы приходим к выводу о ее пустоте.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ом а хум
Гость


Откуда: Moscow


466018СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 20:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Способность к различению схватывает феномены разных размерностей, складывая из них различные формы. Не вовлекаясь в формы, памятуется их пустотность.
Наверх
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

466023СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 20:40 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Как это, Серж? Можно по подробнее? Есть какие-то ссылки на авторитетные источники по этому вопросу?
_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.


Ответы на этот пост: Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1624

466026СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 20:49 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Распознавая форму, следует сперва устранить захваченность ума дуализмом, рождённую неведением и затем, в качестве противовеса, вызвать мощное осознание пустотой.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1624

466030СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 21:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Авалокитешвара обращается к Шарипутре, который в сутре представляет раннюю буддийскую школу «совершенной мудрости». Бодхисаттва особенно подчёркивает, что «форма — это пустота, а пустота — это форма» (色即是空,空即是色) и провозглашает скандхи равно пустыми.

После этого Авалокитешвара говорит о некоторых наиважнейших буддийских догматах и поясняет, что они суть простые объяснения реальности, но не сама реальность, и потому не являются истиной в высшем значении этого понятия. Другими словами, буддист не может опираться на слова или традиционные догмы учения. Бодхисаттва, как архетипический буддист, опирается на совершенство мудрости, которая воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, то есть, воспринимает реальность напрямую.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ом а хум
Гость


Откуда: Moscow


466044СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 21:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что вас на это сподвигло?
Наверх
Ом а хум
Гость


Откуда: Moscow


466049СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 22:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы.
Наверх
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 651
Откуда: Екатеринбург

466051СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 22:11 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Максим Фурин
См. https://the-eye.eu/public/Books/Buddhism/BUDDHISM_3_2/Lopez%20Jr.%2C%20Donald%20S.%20-%20The%20Heart%20Sutra%20Explained%2C%20Indian%20and%20Tibetan%20Commentaries%20%281988%29.pdf

1.там Глава 5 посвящена комментариям к этому высказыванию, автор приводит штук 6 старых индийских и тибетских. Слова сутры про отношение рупы ее анатмовости. Каждый комментарий немного по разному ставит акценты в зависимости от своей «философской» школы. Вкратце не пересказать, ибо смысл там в деталях. Общее там: все комментаторы согласны что в рупе нет атмана.

2. Нет, это нигилизм. Насчёт специфики чань не знаю.


Ответы на этот пост: Максим Фурин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

466072СообщениеДобавлено: Сб 19 Янв 19, 23:22 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Специфика чань-дзен проста в этом отношении: единство формы и содержания (в противовес представлениям о майе и ишваре)
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Росс
Гость





466080СообщениеДобавлено: Вс 20 Янв 19, 00:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Единство пустоты (пространства) и формы(материи) разве не очевидно? Что их объединяет или разделяет?

Ответы на этот пост: Максим Фурин
Наверх
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

466082СообщениеДобавлено: Вс 20 Янв 19, 00:54 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Единство пустоты (пространства) и формы(материи) разве не очевидно? Что их объединяет или разделяет?

Не очевидно. Для меня пустота это утверждение о том что все пусто от я и того что принадлежит я. А вы вот уже говорите о пространстве. Как видите разночтения присутствуют.

Я просто не понимаю как пустота понимается в Махаяне. Знаю только что ее там как то несколько видов различают, и это сбивает с толку. Например что такое Дхарма дхату непонятно, что такое пустота пустоты и т.п. вещи. Вопрос стоит в том, тождественно ли это понимание пустоты тому описанию что содержится в ПК, или нет? Тема не это холиварная, если что, просто хотелось бы разобраться, желательно с ссылками на весомые источники.

_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.


Последний раз редактировалось: Максим Фурин (Вс 20 Янв 19, 00:56), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

466083СообщениеДобавлено: Вс 20 Янв 19, 00:55 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nekto_V пишет:
Максим Фурин
См. https://the-eye.eu/public/Books/Buddhism/BUDDHISM_3_2/Lopez%20Jr.%2C%20Donald%20S.%20-%20The%20Heart%20Sutra%20Explained%2C%20Indian%20and%20Tibetan%20Commentaries%20%281988%29.pdf

1.там Глава 5 посвящена комментариям к этому высказыванию, автор приводит штук 6 старых индийских и тибетских. Слова сутры про отношение рупы ее анатмовости. Каждый комментарий немного по разному ставит акценты в зависимости от своей «философской» школы. Вкратце не пересказать, ибо смысл там в деталях. Общее там: все комментаторы согласны что в рупе нет атмана.

2. Нет, это нигилизм. Насчёт специфики чань не знаю.

Благодарю за ссылку, попробую разобраться.

_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

466096СообщениеДобавлено: Вс 20 Янв 19, 08:14 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я думаю так.
Обычно упускают, что далее по тексту говорится: чувство -- пустота, и пустота -- чувство. Восприятие пустота... и т.д.
А оставляют одну форму, наделяя ее особым статусом, как бы описывающим все дхармы. На самом деле тут речь идет о скандхе рупа.

Так вот, рупа -- пустотна -- "пустота".  Но пустота не что-то отдельное от формы -- это сама форма.

Пустота  в данном случае означает полное отсутвие.
Как в ПК атмана нет, так как он не реальность, а концепт, так и в данной сутте, подобное рассмотрение расширяется на все объекты Дхармы: Скандхи, Аятаны и даже 4БИ.

Все, что говорится о Я, теперь можно сказать и о дхармах. Воттакуот.
т.е. что их нет, что они пустота.

Как определяется это отсутвие? Например через рассмотрение дхарм как отражения в зеркале "Ума". если они отражение, то не являются самосуществующими, не являются реальностью. И даже сам "Ум" -- отражение. И нет ни одной реальной вещи, даже сама пустота -- нереальна.  Это подход читтаматры. Есть и другие подходы. В самой же сутре выражен главный принцип тотальной пустотности всего.


Последний раз редактировалось: Helios (Вс 20 Янв 19, 08:23), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

466097СообщениеДобавлено: Вс 20 Янв 19, 08:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Бодхисаттва сострадания,
Пребывая в глубокой медитации,
Узрел пустотность всех пяти скандх
И разорвал цепи, служившие причиной страданий.
Так,
Форма – ни что иное как пустотность,
Пустотность – ни что иное как форма,
Нет формы помимо пустотности,
И нет пустотности помимо формы.
Таковы также,
Ощущение, различение, кармические образования
И само сознание.
Все вещи по природе пустотны,
Они не рождаются и не разрушаются,
Не загрязнены и не чисты,
Не увеличиваются и не уменьшаются.
Поэтому в пустоте нет формы,
Нет ощущения, мышления, различения,
Нет и самого сознания.
Нет глаза, уха, носа, языка, тела, ума,
Нет цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения,
Того, за что цепляется ум,
И даже нет процесса восприятия.
Нет ни неведения, ни прекращения неведения,
Ни того, что происходит от неведения,
Нет ни старости, ни смерти,
Ни их прекращения.
Нет страдания, причины страдания,
Прекращения страдания или благородного пути,
Освобождающого от страдания,
Нет мудрости, что можно достигать:
Да и достижение – также пустотно.
Так бодхисаттва,
Ни в чем не ища опоры,
Но пребывая в мудрости Праджни,
Освободился от препятствий заблуждений,
Избавился от порождаемого ими страха
И достиг чистейшей Нирваны.
Все будды прошлого и настоящего,
Будды будущих времен,
Опираясь на эту мудрость,
Приходят к полному и совершенному воззрению.
Слушайте великое дхарани,
Лучезарную непревзойденную мантру Праджняпарамиты,
Чьи слова успокаивают все страдания,
Слушайте и поверьте в ее истинность.
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА
ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАНГГАТЕ БОДХИ СВАХА


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.467) u0.010 s0.003, 18 0.019 [263/0]